Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ДПО: точка отсчета – потребности в компетенциях

После вступления России в ВТО предприятия сельскохозяйственной отрасли оказались в довольно сложном положении, так как их современное состояние и выпускаемая продукция во многом отстают от требований европейских стандартов. Ясно, что теперь предпринимателям нужно и самим учиться вести хозяйство по-новому и обучать этому своих работников.

Просмотров: 1168

После вступления России в ВТО предприятия сельскохозяйственной отрасли оказались в довольно сложном положении, так как их современное состояние и выпускаемая продукция во многом отстают от требований европейских стандартов.

Ясно, что теперь предпринимателям нужно и самим учиться вести хозяйство по-новому и обучать этому своих работников. В такой ситуации роль повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а, следовательно, научно-практическая и педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования приобретают особую значимость. С другой стороны – новый закон об образовании предоставил учреждениям ДПО больше свободы дейст­вий, отменив государственную аккредитацию реализуемых в них образовательных программ.

ХЛОПОВ Антон Дмитриевич, замминистра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, ректор Марийского института переподготовки кадров агробизнеса (2007-2014)
МИРСАЯПОВ Рамиль Рубисович, директор института дополнительного профессионального образования Башкирского государственного аграрного университета
СЕРГЕЕВ Виктор Николаевич, директор Калининградского института переподготовки кадров агробизнеса
КУЗНЕЦ Николай Иосифович, директор института дополнительного профессионального образования Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина

Учитывая это, редакция предложила заинтересованным лицам обсудить тему «Качество дополнительного образования и эффективность работы организаций ДПО в современных условиях». В дискуссии участвовали замминистра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, ректор Марийского института переподготовки кадров агробизнеса (2007-2014) Антон ХЛОПОВ, директор института дополнительного профессионального образования Башкирского государственного аграрного университета Рамиль МИРСАЯПОВ, директор Калининградского института переподготовки кадров агробизнеса Виктор СЕРГЕЕВ, директор института дополнительного профессионального образования Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина Николай КУЗНЕЦ.

ВОПРОС 1. Каков, на ваш взгляд, главный вызов, перед которым оказалась система ДПО в условиях нового закона об образовании в РФ?

ХЛОПОВ А.Д.:
– Закон об образовании привнёс много нового в деятельность системы ДПО, но самое главное – отсутствие аккредитации образовательных организаций. С учреждений этого типа снят значимый статус. Теперь работодателям не на что ориентироваться при выборе образовательного учреждения. Потери несут серьезные институты, которые ответственно подходят к качеству обучения, а также те учреждения, которые работают с другими регионами.

СЕРГЕЕВ В.Н:
– В новых условиях наблюдается уничтожение аграрного сектора системы ДПО. Полагаю, необходимо расширять сферу бюджетного финансирования подготовки рабочих кадров – механизаторов, доярок, техников искусственного осеменения, овощеводов и прочих специальностей.

ВОПРОС 2. На что же должны ориентироваться образовательные организации ДПО при отборе содержания и структуры подготовки?

ХЛОПОВ А.Д.:
– Система ДПО всегда четко и оперативно реагировала на изменения, которые происходят в науке и экономике, в первую очередь в области инноваций. Особое внимание уделялось практической значимости программ обучения. Полагаю, что эти ориентиры необходимо сохранить.

Что касается форм и методов обучения, безусловно, нужно использовать дистанционные образовательные технологии, но при условии, что это не снижает, а повышает качество подготовки. Также необходимо, как и раньше, использовать интерактивные методы обучения, применять выездные занятия и стажировки.

МИРСАЯПОВ Р.Р.:
– Ориентироваться нужно на решение принципиально новых проблем и требований, предъявляемых к кадровой политике в АПК.

Перспективны следующие направления развития.

  • Разработка новых конкурентоспособных, востребованных образовательных программ, совершенствование их содержания. Необходимо добиваться, чтобы подготовка по программам ДПО носила опережающий характер, способствовала развитию у слушателей мотивации к самообразованию.
  • Повышение качества дополнительных образовательных услуг за счет совершенствования учебно-методического обеспечения.
  • Совершенствование освоенных образовательных технологий и применение современных ИКТ, электронного обучения.
  • Внедрение программ профессиональной подготовки и переподготовки для студентов, что обеспечит конкурентоспособность выпускников аграрных вузов на рынке труда, станет фундаментом их карьерного роста.
  • Применение маркетингового подхода в планировании и, прежде всего, разработка клиентоориентированных технологий и программ, а также программ формирования лояльности потребителей и позитивного имиджа организации ДПО, активное продвижение этих программ на рынок образовательных услуг.
  • Укрепление социального партнерства и реализация совместных проектов с другими учреждениями, государственными и местными органами власти, общественными организациями, предприятиями АПК. Это позволит объективнее формировать региональный заказ на подготовку кадров, привлечь дополнительные ресурсы и повысить качество образования, а также будет служить инструментом адаптации молодых рабочих, специалистов к новым экономическим условиям.

СЕРГЕЕВ В.Н:
– На наш взгляд, необходимо ориентироваться на направления экономики производства конкретного региона и продолжительность обучения (повышения квалификации). Причем одно- и двухдневные семинары – как теоретические, так и практические – на полях и фермах требуется финансировать.

КУЗНЕЦ Н.И.:
– Несомненно, что основной ориентир при отборе содержания и структуры подготовки – это заказчик или, как определено в законе «Об образовании в РФ», лицо, организация, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Именно заказчик решает, что ему нужно: пройти профессиональную переподготовку либо повысить квалификацию, приобрести новые компетенции и (или) усовершенствовать уже имеющиеся, а возможно, повысить профессиональный уровень в рамках своей квалификации. Также он выбирает срок и форму обучения: очная, очно¬заочная или повышение квалификации в форме стажировки. Исходя из потребностей заказчика и по согласованию с ним, формируется содержание программы и разрабатывается учебно-тематический план.

ВОПРОС 3. Как вы полагаете, кто должен отслеживать изменение спроса на компетенции: работодатели, институт, кто­-то еще. Почему?

ХЛОПОВ А.Д.:
– Все изменения, происходящие на производстве и в отрасли, должны отслеживаться институтом. Только постоянно работая со специалистами предприятий, можно понять их трудности, проблемы, точнее определить, в каких вопросах им необходима образовательная и консультационная поддержка. Отслеживать изменение спроса без тесного контакта с производством, министерствами и ведомствами невозможно

МИРСАЯПОВ Р.Р.:
– Спрос порождается со стороны работодателей, поэтому и компетенции должны диктовать они, а отслеживать изменение спроса на компетенции – учреждения ДПО. Почему? Потому что только они способны оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда и предлагать такую программу, которая устроит и слушателя, и работодателя.

СЕРГЕЕВ В.Н:
– Определить спрос на компетенции поможет только взаимодействие учреждений ДПО и предприятий с главенством работодателя и специалистов предприятий. Институт видит законодательную и технологическую базу и ее изменения, а специалист ощущает потребность в новизне.

КУЗНЕЦ Н.И.:
– Работодатели должны очень хорошо разбираться в компетенциях. При направлении работника на повышение квалификации и заключении договора четко представлять, что они хотят: чтобы работник получил новые компетенции или чтобы усовершенствовал имеющиеся?

От института требуется отслеживать изменение спроса на компетенции, знать современное состояние производства, его кадрового потенциала и учитывать это при формировании содержания программ обучения. Думаю, что такая же необходимость есть и у работодателей.

ВОПРОС 4. Каким образом оценивать качество обучения в институте переподготовки кадров в современный период?

ХЛОПОВ А.Д.:
– Если программы востребованы и знания, полученные специалистами в институте, используются на практике, принося пользу производству, это положительно характеризует качество обучения.

МИРСАЯПОВ Р.Р.:
– В нашем институте оценивается качество освоения каждой программы дополнительного образования путем входного, промежуточного и итогового контроля знаний, анализа динамики изменения уровня знаний, анкетирования слушателей. Качество образования по программам переподготовки можно оценивать также и по трудо­устройству слушателей по направлениям обучения.

СЕРГЕЕВ В.Н:
– Оценивать необходимо по отраслевому экономическому росту региона и по активности специалистов и работников АПК в отношении учебы: посещают или игнорируют семинары, курсы, обращаются ли в институт за консультациями.

КУЗНЕЦ Н.И.:
– С 1 января 2014 года отменен государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов АПК для структурных подразделений ДПО, находящихся в составе аграрных вузов. Работодатели сами оплачивают обучение работников по дополнительным профессиональным программам. Логично предположить, что они и оценивают качество предоставленных услуг. Если результаты освоения программ соответствуют требованиям заказчика, то в акте сдачи­-приемки образовательных услуг делается соответствующая отметка об их качестве.

Оценка других моментов проводится в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года, № 499.

ВОПРОС 5. С чем, по-вашему, связаны сейчас основные трудности в работе учреждений ДПО агропромышленного профиля? Какую проблему вы считаете самой острой: методическую, организационную, финансовую, какую-то еще?

ХЛОПОВ А.Д.:
– В аграрной отрасли ДПО всегда было сложной сферой. Таковой остается и сейчас. Трудно сформировать на базе института группы повышения квалификации. Сельское хозяйство – отрасль с большой степенью риска, и предприятия не всегда имеют возможность отправить своих специалистов на обучение. Во­-первых, потому что имеются финансовые проблемы. Кроме самого обучения, в большинстве случаев необходимо оплачивать командировочные расходы. Во­-вторых, сегодняшние специалисты, помимо своих обязанностей, выполняют еще и другие. Агроном может быть по совместительству инженером, экологом, специалистом по охране труда. Отправить на двухнедельное обучение работника – значит оголить несколько участков производства. Выход из этой ситуации – применение дистанционных образовательных технологий, разделение обучения на несколько этапов, выезды профессорско-преподавательского состава института на предприятия. В-третьих, руководители не всегда понимают значимость учебы, считая, что их специалисты и так все знают.

Еще одну трудность создает появление образовательных организаций, иногда даже не имеющих лицензии, проводящих обучение без соблюдения определенных требований по образовательным программам низкого качества, однако выдающих документы о прохождении обучения или получения определенного допуска.

МИРСАЯПОВ Р.Р.:
– В настоящее время система ДПО растет, увеличивается разнообразие программ. Значит, возникает потребность в использовании новых образовательных технологий, развитии дистанционных форм обучения. Это, в свою очередь, предъявляет иные требования к преподавательскому составу. Электронное обучение в системе ДПО – вызов администрации и педагогам, своего рода знак, что нужно понимать необходимость назревших перемен.

В последние годы интерес к системе ДПО растет, но нет четкой позиции со стороны государства по вопросам финансирования учреждений. Институты вынуждены проводить занятия на договорной основе, но не каждое предприятие может выделять нужные средства для обучения своих специалистов.

СЕРГЕЕВ В.Н:
– В нашей стране создана нормативно-правовая база требований к повышению квалификации. Проблема в том, что руководители не хотят направлять специалистов на курсы и семинары.

КУЗНЕЦ Н.И.:
– Основные трудности связаны, на мой взгляд, с состоянием производства сельскохозяйственных предприятий и организаций: уровнем экономической устойчивости, значительным снижением кадровой обеспеченности, утратой интереса к повышению профессионального уровня, отсутствием на региональном уровне нормативной документации, регламентирующей повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников АПК и подготовки резерва руководителей.

Самые острые проблемы структурных подразделений ДПО в вузах – это финансовые и организационные.

ВОПРОС 6. Насколько актуален вопрос о взаимодействии институтов переподготовки кадров работников агробизнеса? Есть ли у учреждений ДПО возможность поделиться имеющимися ресурсами с коллегами или каждый институт, как говорится, варится в собственном соку?

ХЛОПОВ А.Д.:
– Взаимодействие учреждений ДПО происходит постоянно. Открыв новое направление, разработав методические рекомендации, охватив новые категории специалистов, институты делятся друг с другом наработками, обсуждают возникшие проблемы и пути их решения, а если необходимо, помогают друг другу запустить программу.

МИРСАЯПОВ Р.Р.:
– Взаимодействие институтов ДПО, работников АПК в свете изменений, произошедших в законодательстве и стратегии образования, считаю актуальным. Необходимо систематически проводить семинары, конференции, круглые столы по поиску наиболее эффективных путей внедрения в учебный процесс современных технологий, форм, методов, направлений обучения.

Самой доступной возможностью поделиться имеющимися ресурсами считаю создание единой базы электронного образовательного контента. Но это возможно только при условии обеспечения активной совместной деятельности.

КУЗНЕЦ Н.И.:
– Несомненно, что взаимодействие учреждений (структурных подразделений) принесет только пользу его участникам. Это показывает опыт Сибирского федерального округа. Примерно раз в год мы собираемся на семинар или совещание по проблемным вопросам, чаще всего в Алтайском институте повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса. Порой при обсуждении разгораются нешуточные страсти. Кроме того, каждый делает сообщение о состоянии дел, нововведениях, достижениях, имеющихся ресурсах, проблемах. На семинарах даются советы по развитию или решению тех или иных вопросов, определяются точки соприкосновения.

Большой популярностью пользуется конкурс подведомственных Минсельхозу РФ учреждений ДПО на лучшее издание, названный «Новые знания – практикам». Проводит его упомянутый Алтайский институт при поддержке Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза РФ и Ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства. Конкурс позволяет выявить не только лучшие издания, но и ресурсы в области издательской деятельности.

ВОПРОС 7. В решении каких вопросов образовательным организациям ДПО требуется поддержка или помощь? Как думаете, кто должен ее оказывать?

СЕРГЕЕВ В.Н:
– Вопросы возникают постоянно: из-за меняющейся законодательной базы, замены устаревших нормативных актов новыми. Помочь в решении большинства из них может разъяснительная работа – как учредителя, так и Минобрнауки РФ. В отдельных вопросах необходима поддержка региональной власти.

ХЛОПОВ А.Д.:
– Институтам необходима поддержка на уровне регионов: как финансовая – в виде заказа на обучение специалистов, так и организационная – относительно формирования групп слушателей.

Хотелось бы сказать о системе ДПО в целом. Эта структура имеет огромный потенциал по ведению, в том числе, внебюджетной деятельности, но, к сожалению, большинство образовательных грантов рассчитано на вузы или ссузы. Организации ДПО выпадают из обоймы, хотя находятся ближе к производству и могли бы решать важные практические задачи.

Хотелось бы также отметить возрастающую роль образовательных организаций ДПО и их особую важность в аграрной сфере в период, когда происходят изменения, внедряются новые технологии и техника.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Флагманская программа «Развитие туризма в Якутии»
ИПКиПРО Тульской области успешно реализует программу развития
Электронное обучение – путь к успеху
Можно ли чиновнику учиться в негосударственном вузе?
Дополнительное профессиональное образование добивается равноправия
Региональная модель повышения квалификации педагогов
Послевузовское профессиональное образование
Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен
Дискуссия по вопросам социализации продолжается

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ