Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Потенциал Чувашского государственного университета

Развитие инновационного потен­циала Чувашского государ­ственного университета, безусловно, теснейшим образом увязано с перспек­тивами развития инновационно-технологических кластеров по указанным направлениям.

31.10.2017
Просмотров: 36

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

Потенциал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова позволяет сегодня претендовать на роль опорного регионального вуза

АЛЕКСАНДРОВ Андрей Юрьевич АЛЕКСАНДРОВ Андрей Юрьевич – ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Чувашия – небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный российский регион. Об этом свидетельствует и высокая оценка экспертов. В 2015 году республика вошла в десятку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, а к 2016 году заняла пятое место в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации.

Основа индустриальной базы республики – это предприятия машиностроительного, электротехнического комплексов, также развиты приборостроение, химическая, строительная, легкая, пищевая промышленность. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чуваш­ской Республики до 2020 года дальнейшее раскрытие огромного потенциала региона связано с формированием территориальных инновационно-технологических кластеров. Так, в рамках электроэнергетического и машиностроительного кластеров будут развиваться такие перспективные направления, как, например, создание объектов электроэнергетики с искусст­венным интеллектом и разработка навигационных систем нового поколения. Наиболее перспективные проекты химического кластера связаны с организацией производств с использованием тонкопленочных технологий. В биотехнологичном кластере ведущим станет производство лизина, а медицинский кластер должен стать базой для развития и внедрения в медицинскую практику самых современных лечебных и здоровьесбере­гающих технологий.

Развитие инновационного потен­циала Чувашского государ­ственного университета, безусловно, теснейшим образом увязано с перспек­тивами развития инновационно-технологических кластеров по указанным направлениям. К настоящему времени ЧГУ им. И.Н. Ульянова явля­ется партнером уже сформированных кластеров: электро­технического, машиностроитель­ного и хими­ческого. Вот, скажем, как оценивает значение университета для электротехнического кластера – на сегод­няшний день крупнейшего в регионе – председатель совета директоров одного из его якорных предприятий, Чебоксарского электроаппаратного завода, М.А. Шурдов: кластер появился на территории Чувашии во многом благодаря развитому электротехническому направлению подготовки кадров в нашем университете.

Действительно, это направление для ЧГУ, основанного в 1967 году на базе Волжского филиала Московского энергетического института, исторически является одним из приоритетных. Неслучайно, город Чебоксары давно приобрел неформальное звание «электротехнической столицы» страны.

Сегодня, помимо своей традиционной миссии по подготовке современных кадров по данному профилю, университет принимает непосредственное участие в реализации Программы перспективного развития электроэнергетики Чувашской Республики, а также проекта по внедрению на территории республики комплекса мероприятий по энергетической эффективности. ЧГУ входит в состав рабочей группы по энергетической эффективности при полномочном представительстве Президента РФ в ПФО, задействован в работе Совета по энергетике при Минстрое ЧР. В перспективе предстоит решить еще более амбициозную задачу. «Необходимо приложить максимум сил, для того чтобы в последующие десять лет Чувашия стала уникальной учебной площадкой для подготовки специалистов электротехнического кластера мирового уровня», – такая цель обозначена главой региона М.В. Игнатьевым в ежегодном послании в январе 2016 года.

Университет за полвека своей деятельности накопил существенный потенциал, чтобы обеспечить необходимое кадровое, научное, экспертное сопровождение выхода региона на качественно новую инновационную траекторию развития. Сегодня ЧГУ – это многопрофильный вуз, осуществляющий подготовку кадров по 26 укрупненным группам специальностей и направлений, 55 программам бакалавриата, 25 программам специалитета, 30 программам магистратуры, 50 специальностям аспирантуры, 16 специальностям докторантуры, 19 специальностям ординатуры, 8 специальностям интернатуры. Только за последние годы открыты 12 новых специальностей и направлений подготовки, так что к настоящему моменту из 141 приоритетного направления развития науки и технологий, утвержденных Правительством Российской Федерации, по 39 ведется подготовка кадров в ЧГУ. Это образовательные программы, связанные, например, с проектированием, дизайном и строительством «умных» домов, с технологиями 3D‑моделирования, экологическими здоровьесберегающими технологиями, фармацией. Особое внимание университет намерен уделить подготовке кадров в области робототехники и кибербезопасности. В перспективе также развитие направлений в области нанотехнологий, создания новых материалов. Названные направления будут поэтапно реализованы в соответствии с программой развития Чувашского государственного университета, который все более становится вузом, готовящим специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. Стоит также подчеркнуть, что в настоящее время наиболее передовое высшее образование развивается, основываясь на междисциплинарном подходе и широком внедрении информационных технологий. ЧГУ нацелен на подготовку именно таких кадров, поскольку востребованность специалистов с подобными компетенциями очень высока и в дальнейшем будет только увеличиваться.

Образовательный процесс в университете обеспечен серьезной материально-технической базой. Это 20 основных учебных корпусов, где обучается свыше 17 тыс. студентов, в том числе более тысячи – из 43 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и СНГ. Здесь современная лабораторная база, научная библиотека, интернет-центр, дворец культуры на 900 мест, учебно-спортивный комплекс площадью 5 тыс. кв. метров, 8 общежитий, университетский санаторий-профилакторий на 100 мест.

И, безусловно, гордость университета – его научно-педагогический коллектив, благодаря которому вуз стал крупнейшим научно-образовательным центром Чувашской Республики. Так, сегодня именно в ЧГУ сконцентрирован основной научный потенциал региона: около 900 профессоров и преподавателей, в том числе 105 док­торов наук и свыше 500 кандидатов наук, что составляет более половины докторов и кандидатов наук республики. В университете действует 22 научно-педагогические школы, 4 диссертационных совета.

Ученые университета – победители ряда программ и конкурсов. Для справки, в 2015 году Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) подвел итоги конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными – докторами или кандидатами наук в 2016-2018 годах. И среди победителей сотрудники университета: кандидат технических наук, доцент кафедры строительных конструкций Т.Г. Федорова, кандидат химических наук, старший преподаватель кафедры органической и фармацевтической химии С.В. Федосеев, кандидат химических наук, доцент кафедры органической и фармацевтической химии С.В. Карпов. Размер гранта на выполнение работ по каждому проекту – 5,1 млн. рублей, срок выполнения – три года. В том же году Российский научный фонд впервые присудил университету грант по фармации в размере 22,5 млн. рублей (научный руководитель – профессор О.Е. Насакин).

В 2016 году в рамках конкурсов для молодых ученых проводятся исследования по 11 грантам Российского фонда фундаментальных исследований, 5 проектам в рамках стипендий Президента РФ молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации россий­ской экономики.

Исследовательская и лабораторная база университета позволяет проводить научные изыскания по самым различным направлениям. Так, например, недавно в вузе организована новая научная лаборатория по проблемам использования энергии рек и морских течений для выработки электроэнергии. А в рамках разрабатываемой в ЧГУ исследовательской тематики повышения эффективности преобразования солнечной энергии в электрическую на базе университета открыта первая в Приволжье опытная солнечная электростанция с использованием новых тонкопленочных материалов. В целом же научные исследования проводятся на 97 кафедрах университета, действуют 22 проблемные и отраслевые научно-исследовательские лаборатории.

Значительно усиливает инновационный, образовательный и исследовательский потенциал вуза открытие целого ряда современных инфраструктурных объектов. В частности, при финансовой поддержке Кабинета министров Чувашской Республики на базе ЧГУ в 2014 году создан центр молодежного инновационного творчества, где студенты и школьники занимаются техническим творчеством, в том числе, робототехникой. Также на базе университета сегодня действуют инновационно-внедренческий центр, Республиканский центр прототипирования инновационных разработок в области машиностроения, созданный при содействии Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чуваш­ской Республики.

Реализуется и ряд инфраструктурных проектов, получивших федеральную поддержку. Так, ЧГУ – финалист конкурса на получение средств для организации повышения квалификации по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров, всероссийских конкурсов «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса» (ОПК) и «Кадры для регионов». В 2015 году Чувашский госуниверситет впервые стал победителем конкурсного отбора программ развития деятельности студенческих объединений.

В 2016 году Чувашский госуниверситет признан победителем Всероссийского конкурса на предоставление государственной поддержки пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе об­разовательных организаций высшего образования, подведомственных Мин­обрнауки России. На реализацию проекта в течение двух лет ЧГУ будет выделено 100 млн. рублей.

Реализация подобных проектов, а также устойчивая успешная деятельность существующей инфраструктуры – центров профориентации, инклюзивного образования, изучения Китая, по работе с одаренной молодежью, тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку, изучения иностранных языков и других – способствуют достижению стратегической цели программы развития ЧГУ. Речь идет о формировании образовательной организации нового типа – инновационного многопрофильного университета, ориентированного на повышение конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики, способного решать стратегические задачи обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Чуваш­ской Республики и Приволжского федерального округа в целом, привлекательного для талантливой молодежи, ученых и специалистов.

Сетевое взаимодействие университета также способствует достижению названной цели. Сегодня вокруг ЧГУ сформирована устойчивая сеть партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки кадров и проведении научных исследований, с которыми заключены и действуют более 400 договоров. Среди них такие стратегические предприятия промышленности, обеспечивающие национальную безопасность России, как Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева, концерн «Тракторные заводы», компании «Химпром», «Элара», где более 60 процентов руководящих и научно-технических работников являются выпускниками университета.

При непосредственном участии научно-педагогических работников ЧГУ приняты и реализуются ключевые программы социально-экономического развития Чувашской Республики, в том числе Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Стратегия развития образования Чувашской Республики до 2040 года, Стратегия развития г. Чебоксары на период до 2020 года, Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года.

Сегодня вуз играет ведущую роль в организации, координации, методическом развитии системы высшего образования в регионе, создании условий для системного обеспечения республики профессиональными кадрами. Для дальнейшей эффективной интеграции университета с системой профессионального образования Чувашии будут создаваться научно-образовательные центры, научно-исследовательские ла­боратории, базовые кафедры и другие структурные подразделения, что поз­волит ЧГУ им. И.Н. Ульянова стать одним из лидерских центров научно-образовательного комплекса Приволжского феде­рального округа.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, чувашский государственный университет, ао-91, личный опыт

Похожие материалы:
Интернационализация российского образования
Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
Дмитрий Ануфриев: За региональными вузами – будуще
Актуальные проблемы отраслевого образования
Важно сохранить вузы и филиалы вузов Чувашской Республики
Первый вуз искусств нового типа
Алгоритм подготовки востребованных кадров
Развитие региональной системы оценки качества образования
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#87Экспертное мнение
#88Самые привлекательные работодатели России
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
#93Чемпионат «Молодые профессионалы» в Хабаровске
#92
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ