Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О роли высшей школы в построении инновационной экономики страны

Ректор ПГТУ Евгений Романов поделился своими мыслями о роли высшей школы в построении инновационной экономики страны. Цитата: «Технологические университеты являются своеобразными локомотивами, тянущими за собой экономику, определяющими вектор ее развития».

Просмотров: 1279

В канун съезда Российского союза ректоров своими мыслями о роли высшей школы в построении инновационной экономики страны поделился ректор Поволжского государственного технологического университета, профессор Евгений Романов.

– Евгений Михайлович, современный технологический университет – это не просто учебное заведение, но и центр науки, связи с производством, одна из важнейших «точек роста» инновационной экономики страны…


– Скажу больше. В развитых странах сильные технологические университеты, такие, как, к примеру, Caltech и MIT в США, Tehnion в Израиле, EPFL в Швейцарии, во многом определяют прогресс своих государств. Именно они задают современный формат инноваций в обществе, оказывая мощное воздействие на развитие науки, внедрение новых технологий. Таким образом, технологические университеты являются своеобразными локомотивами, тянущими за собой экономику, определяющими вектор ее развития.

Вот и у России, мечтающей сменить сырьевую направленность экономики на инновационную, нет иного пути, как сделать ставку на технологические университеты. Причем, как в плане подготовки современных специалистов, так и качестве генераторов новых технологий, затрагивающих все сферы нашей жизни.

– На своей встрече со старшеклассниками в рамках проведения фестиваля науки вы говорили, что в концентрированном виде эти технологии были представлены на Олимпиаде в Сочи, показавшей миру, что и наша страна способна ярко и эффективно воплощать ноу-хау в самых разных отраслях – строительстве, транспорте, энергетике, инфокоммуникационной сфере…

– Но чтобы пустить эту свежую – инновационную струю по всей России и расширить Сочи-2014 до масштабов всей страны – мало разовых финансовых вливаний, нужна большая системная работа. И начинать её надо с «инкубаторов» новой экономики – с современных технологических вузов. Причем находиться эти вузы должны, по моему глубокому убеждению, не только в столице, но и в регионах, которыми предстоит прирастать нашей огромной стране.

– Без всестороннего развития и усиления технологических вузов у нас нет будущего. Это понимают руководители страны, Минобрнауки. Ставятся соответствующие задачи. Как, на ваш взгляд, они выполняются? Какие проблемы на этом пути вас особенно тревожат?

– В России сейчас выделены 15 сильнейших вузов, перед которыми поставлена задача – стать конкурентоспособными во всем мире. Радует, что половина из них – технологические, но практически все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге (лишь по одному – в Самаре и Томске). А ведь одна из наших главных сегодняшних проблем – интеллектуальное опустошение регионов, которое начинается с оттока талантливой молодежи в столицу, а оттуда – за рубеж.

Наш Поволжский федеральный округ – печальный лидер по этому показателю, несмотря на то, что здесь есть мощные научно-образовательные центры в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде…
К примеру, у нас в Марий Эл в прошлом году пределы республики покинул каждый третий абитуриент!

– С тем, чтобы, получив образование, домой не вернуться…

– В итоге регионы слабеют, предприятия закрываются, в сельской местности и вовсе возникают «интеллектуальные пустыни».

– Не нами придумано, что человек ищет, где лучше. Зарплата специалиста в Москве или, к примеру, в Йошкар-Оле – несопоставима, она отличается в разы. Как тут быть?

– Стремиться к тому, что сделали в свое время в развитых странах. Там при широкой мобильности молодых людей, окончивших вуз и ставших специалистами различных профилей, уровень жизни в маленьком или большом городе, да и на селе примерно одинаков. И человек ищет не где больше заработать, а где лучше реализовать свои способности, максимально раскрыть свой потенциал.

Вот и мы должны всемерно развивать экономику регионов, открывать там инновационные предприятия с достойным уровнем оплаты труда, вести жилищное строительство, возрождать сельское и лесное хозяйство, внедряя современные технологии…

Для кадрового же обеспечения экономики в каждом регионе должен быть сильный технологический университет или многоуровневый университетский комплекс с мощной материальной базой, развитой вузовской наукой и главное – с налаженными связями с производством.

При этом надо уходить от существующей ныне практики безадресной подготовки основной массы бакалавров и, особенно, магистров. В последние годы число выпускников вузов растет, но многие из них, получив диплом, работают не по специальности. Для магистров подобная ситуация неприемлема. В идеале, каждый поступивший в магистратуру должен сразу закрепляться за конкретным предприятием – для решения конкретных производственных задач. И, получив диплом, – обязательно вернуться на это предприятие, принося новые идеи, внедряя современные технологии.

– То есть речь идет фактически о механизме распределения. Но ведь рынок предлагает от этого уходить. Наверное, и распределение должно носить современные – рыночные черты?
 

– Конечно! Я целиком разделяю точку зрения Минобрнауки РФ о том, что базовые кафедры должны стать одной из приоритетных форм взаимодействия вузов и предприятий. И мы реализуем эту концепцию – в ближайшее время открываются наши базовые кафедры на Марийском машиностроительном заводе концерна «Алмаз-Антей», на заводе фибролитовых плит в Елабуге, в Сбербанке России…

Еще один путь для укрепления связей с производством, внедрения новых технологий – создание малых инновационных предприятий на основе новейших разработок вузовских ученых. У нас в ПГТУ сегодня действуют уже 24 таких МИПа. Это – прообразы будущих современных производств, призванных двигать российскую экономику, создавая на основе хай-тека продукт, конкурентоспособный не только в России, но и на мировом рынке. К примеру, знаменитая Силиконовая долина в США возникла вокруг университета, на основе идей, которые родились в его недрах!

– К сожалению, у нас сегодня лишь очень малая доля разработок, рожденных в стенах вузов, востребована «большим производством». Почему?

– Многие из этих предприятий появились еще в советские времена. Застряв там, они – по своим технологическим возможностям и ментальности руководства – не готовы взяться за что-то принципиально новое. Одна из альтернатив им – мобильные, гибкие инновационные по своему духу МИПы, созданные для того, чтобы воплощать ноу-хау в жизнь.

Так, наше малое предприятие «Поиск МарГТУ» успешно занимается производством вакуумных установок для нанесения сверхтонких покрытий на металлоизделия – их заказывают нам предприятия и научные учреждения всей страны… Другой пример – МИП «Возрождение», выпускающее сушильные камеры для древесины. Уже более 80 таких камер установлены на лесоперерабатывающих предприятиях России, а заказы продолжают идти!

– Что ж, ваши примеры – хорошая иллюстрация к тезису о том, что современные технологические университеты должны быть одним из форпостов развития инновационной экономики страны. Но готовы ли они сегодня к этой роли?

– Действительно, вузу мало иметь статус технологического университета. Надо, чтобы каждый из таких университетов, в том числе и региональный, имел своё неповторимое лицо, свою специфику, то направление деятельности, где он лучший в стране, а то и во всем мире! И этот мощный прорыв ему должны обеспечивать продуманная и выстроенная стратегия развития, собранные под крышей этого университета лучшие в своей сфере деятельности специалисты, научные разработки, конкурентоспособные на мировом уровне, ультрасовременная лабораторная база, уникальные технологии…

– Не слишком ли много для регионального вуза?! Страна еще только идет к развитой экономике. А вы говорите – каждый технологический университет должен в одном из своих направлений быть лучшим в России и в мире! Чем, например, готов удивить мир ваш университет?

– Наш «Волгатех» называют одним из признанных лидеров в области рационального природопользования. Мы тесно сотрудничаем в этой сфере с организациями и ведущими вузами Германии, Австрии, Италии, Греции, Финляндии, США, Турции… Уже много лет наш университет является не просто участником – координатором крупного международного проекта TEMPUS, нацеленного на приближение российских программ высшей школы (бакалавриат, магистратура, аспирантура) к образовательным стандартам Евросоюза.

– Есть у вашего университета и другие козыри. Известны исследования «волгатеховских» ученых в области физики ионосферы и распространения радиоволн, контурного анализа радиолокационных объектов, заслуженным авторитетом пользуются ваши IT-специалисты…

– Но всё же главным нашим – стратегическим направлением остается рациональное природопользование на основе био-, нано-, энергосберегающих и инфокоммуникационных технологий. Это – наш эксклюзив в масштабах страны, наше «окно в Европу». Если хотите – наше конкурентное преимущество, которое позволяет с уверенностью смотреть в будущее и двигать наш университет вперед. В этой области мы можем готовить современные квалифицированные кадры не только для Марий Эл и Поволжья, но и для всей России.

– Хорошо, когда у университета, тем более технологического, есть козырь, помогающий иметь свое лицо и обеспечивающий определенное конкурентное преимущество. Но, думая об усилении всего образовательного пространства страны, как сделать этот эксклюзив общим достоянием? И, с другой стороны, как усилить его козырями других университетов? Как добиться мощного синергетического эффекта в результате взаимодействия вузов?

– С помощью расширения и углубления сетевого взаимодействия. Это – прообраз будущего российского профессионального образования. Очевидно, что даже самому крупному и сильному университету невозможно быть лучшим во всех сферах деятельности. Поэтому надо продуманно и эффективно объединять ресурсы – материальные, преподавательские, методические. И общими силами готовить кадры будущего.

– Что конкретно может вложить в эту модель сетевого взаимодействия ваш университет?

– Уже сегодня мы реально участвуем в механизме этого взаимодействия. Высокую оценку Минобрнауки РФ получил, к примеру, созданный на базе нашего университета Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства. Нам удалось объединить в единую сеть 36 учебных заведений лесного профиля из пяти федеральных округов.

Сейчас мы готовим магистров-управленцев совместно со Всероссийским институтом повышения квалификации работников лесного хозяйства. И, конечно, планируем расширять сетевое взаимодействие с развитием механизмов академической мобильности с другими вузами и бизнес-структурами страны.

Подобных примеров я могу привести еще несколько. Но это, учитывая ограниченный формат нашего сегодняшнего интервью, наверное, повод для отдельного разговора. Ну а этот хочется завершить самым главным.
Сегодня просто жизненно необходимо продолжить политику поддержки сильных технологических университетов, в том числе региональных. Особенно поддерживать надо те из них, которые имеют в образовательном пространстве своё ярко выраженное лицо, тесные взаимовыгодные связи с производством и являются российскими лидерами в одном из стратегических направлений технического прогресса.

Вузовский Вестник №4, 16-28 февраля 2014

Беседовали Марина Бикмаева и Сергей Шалагин

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В России появятся консультационные центры поддержки реорганизованных вузов
ХI Международный Салон изобретений и новых технологий «Новое Время»
Глава Республики Марий Эл против объединения вузов региона
Конкурс РНФ по поддержке вновь создаваемых лабораторий
Отраслевой ресурсный центр. Опыт Марий Эл
Россотрудничество заключило соглашение с ведущими вузами страны
Конференция в ПГТУ: правда о Победе
В ТюмГАСУ выбрали нового ректора
Визит консорциума SUFAREL в Европейский Союз
Начата разработка комплексной программы развития ПГТУ до 2020 года

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ