Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Роль стандартов качества в деятельности техникума

В условиях изменения законодательной базы Елецкий промышленно-экономический техникум проходит этап становления образовательного кластера, который включает в себя уровень НПО, координирует взаимодействие с работодателями, обществом, другими образовательными учреждениями.

Просмотров: 2361
ЕВСЕЕВ Роман Юрьевич – директор Елецкого промышленно-экономического техникума, кандидат педагогических наук, почетный работник СПО

Ориентация на рыночные отношения и развитие высокотехнологичного производства требуют, чтобы в системе СПО улучшилось качество подготовки специалистов. Это означает, что должны измениться структура и содержание образования, технологии и методики обучения, а также подвергнуться пересмотру перечень рабочих профессий и специальностей. Контроль качества подготовки специалистов тоже должен измениться, потому что возросли запросы населения к уровню образовательных услуг, усилились процессы регионализации образовательных систем, в образовании стала развиваться новая область научного знания – менеджмент, и появилась возможность использовать современные управленческие технологии и механизмы.

Современные инструменты обеспечения качества, известные как Международные стандарты качества ИСО серии 9000 и Всеобщее управление качеством (TQM), будучи одинаково ориентированными на потребителя, по-разному решают свои задачи. Так, стандарт серии ИСО-9000 направлен на совершенствование результатов деятельности организации посредством контроля всех этапов и уровней управления на основе разработанной для этого нормативной документации – это предполагает создание мощной системы мониторинга образовательного процесса. Стандарт TQM направлен на совершенствование всех идущих в учреждении процессов за счет изменений организационной структуры, что способствует вовлечению всех участников образовательного процесса в управление качеством. Вопрос: что выбрать?

Для эффективной деятельности и развития образовательного учреждения важно выявить факторы, определяющие качество подготовки выпускников. Прежде всего это востребованность приобретенных специалистом общих и профессиональных компетенций. С такой точки зрения стандарт TQM представляется более подходящим, хотя реальная практика показывает, что в учебном заведении могут использоваться оба стандарта. В этом случае целесообразно обратиться сначала к ИСО-9000. Он задает следующие принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход, постоянное совершенствование, принятие основанных на фактах решений. С опорой на эти ключевые положения в техникуме разработаны и реализуются программа развития и бизнес-план на 2011 – 2015 годы и текущие годовые планы, которые предусматривают следующее:

  • создание и введение в практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
  • внедрение прогрессивных форм и методов организации образовательного процесса на базе современных учебно-методических и программных материалов;
  • включение образовательного процесса техникума и его потенциала в реальный сектор развития экономики Липецкой области;
  • достижение высокого качества подготовки специалистов за счет привлечения материально-технических и кадровых возможностей предприятий;
  • формирование у выпускников профессиональных компетенций, гарантирующих их конкурентоспособность на рынке труда;
  • удовлетворение потребности предприятий города и области в квалифицированных и ориентированных на конкретное производство кадрах.

Самым важным направлением деятельности техникума, влияющим на работу всех структурных подразделений, является создание интегрированного регионального образовательного центра, предназначенного для удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах и получения качественного образования различными категориями населения. В первую очередь это предполагает разработку практикоориентированных методологических и нормативно-правовых основ его деятельности. В техникуме разработаны положение о ресурсном центре, перспективный план работы на 2010-2012 годы и другие необходимые документы.

Второе направление – формирование и развитие ресурсной базы техникума. В его рамках разработана программа опережающего профессионального обучения, осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников предприятий и организаций. Подготовлен, согласован и утвержден комплект учебно-программной документации по повышению квалификации работников ОАО «Елецгидроагрегат» по профессии «оператор станков с программным управлением». Корректировка и обновление рабочих учебных планов по новым профессиям и специальностям проводится ежегодно.

Реализуя принцип ориентации на потребителя, техникум вошел в состав Объединения работодателей г. Ельца, а директор избран заместителем председателя совета этой организации. Главное, что помогает ориентироваться на потребителя – социальное партнерство. Техникум заключил договоры о сотрудничестве с пятью ведущими предприятиями машиностроительного комплекса города (ОАО «Энергия», ОАО «Елецгидроагрегат», ОАО «Гидропривод», ОАО «Прожекторные угли», ОАО «Елецкий машиностроительный завод»). Активно внедряются в жизнь и другие формы социального партнерства.

В рамках направления «определение совместно с работодателями требований к уровню подготовки выпускников» разработаны региональные стандарты по специальностям «Технология машиностроения», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», – согласованные с объединением работодателей города Ельца.

Направление «мониторинг рынка образовательных услуг» предполагает создание рекламной продукции и организацию рекламной кампании, которая должна убедить граждан в необходимости получения как можно большего числа квалификаций и профессий, что поможет им выжить в условиях экономического кризиса. В техникуме проводятся круглые столы, педагогические чтения и другие мероприятия, на которые привлекаются социальные партнеры, родители и потенциальные студенты, а также слушатели курсов повышения квалификации. Примером может служить круглый стол «Ресурсный центр – центр профессионального образования на современном этапе», организованный с целью привлечения рабочих и специалистов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации. Достичь этой цели, к сожалению, довольно трудно. Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по укрупненным группам специальностей – таких как «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», – проводились областные публичные чтения «Условия обеспечения качественного профессионального образования на современном этапе в ресурсном центре».

По направлению «создание центра сертификации профессиональных квалификаций» техникум активно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой области, в состав которой вошел в мае 2010 года.

Следует сказать и об экспериментальной деятельности. Созданы два интегрированных плана. Один – по специальностям «Технология машиностроения» и «Токарь-универсал», другой – по специальностям «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Суть эксперимента в том, что учащиеся должны освоить в сокращенные сроки рабочую профессию с повышенным разрядом и программы СПО. Результаты квалификационных экзаменов подтверждают такую возможность.

Внедрение стандарта ИСО-9000 сыграло ведущую роль в достижениях техникума. В настоящее время система менеджмента качества совершенствуется, в том числе и посредством внедрения стандарта TQM. В 2011 году техникум получил свидетельство о внесении в реестр «Инновационный менеджмент в образовании».

Таким образом, в условиях изменения законодательной базы техникум проходит этап становления образовательного кластера, который включает в себя уровень НПО, координирует взаимодействие с работодателями, обществом, другими образовательными учреждениями.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модернизация профессионального образования в Алтайском крае
Психологическая служба в системе учебного заведения
Развитие внеучебной деятельности студентов
Технические кадры для гражданской авиации России
Инновационная деятельность: варианты и перспективы
Лесной профиль в почете
От ремесленной мастерской до ресурсного центра
Управление введением ФГОС в ссузе
Лебедянский педагогический колледж
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ