Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Плавучий университет. Поморов учит море

Планы создания «Арктического плавучего университета» в Северном (Арктическом) федеральном университете относятся к августу 2011 года. Идею поддержали Русское географическое общество, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), и её удалось воплотить в жизнь в максимально короткий срок.

Просмотров: 29
В.В. РЫКУСОВ, начальник пресс-службы Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

История создания

«Плавучие университеты» появились в системе образования страны в 60-е годы XX века. В то время в северные моря выходило судно «Батайск», на котором проходили практику студенты со всей страны. А через три десятка лет из Астрахани с такой же целью стал направляться в рейс по крупнейшему озеру планеты один из флагманов научного флота «Исследователь Каспия». В 1991 году традицию «плавучих университетов» поддержал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Впоследствии этот опыт был подхвачен за рубежом: на основе успешных результатов россий¬ских экспедиций по инициативе ряда университетов Австралии в 2005 году был начат региональный проект для стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана «Морской университет». Вся эта деятельность проводилась для обучения студентов навыкам настоящей исследовательской работы в море, что отличает её от традиционной судовой практики.

Планы создания «Арктического плавучего университета» в Северном (Арктическом) федеральном университете относятся к августу 2011 года. Идею поддержали Русское географическое общество, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), и её удалось воплотить в жизнь в максимально короткий срок. Уже в 2012 году образовательной площадкой впервые стала сама Арктика.

Успешный опыт

На прошедшем в сентябре 2013 года в Салехарде 3-м Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» министр обороны Российской Федерации, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, затрагивая вопрос о работе с молодежью, отметил успешный проект Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Программу «Арктического плавучего университета» выполняет научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» – уникальная лаборатория и практическая база для обучения специалистов.

В 2013 году состоялось три экспедиции. Во время первого рейса участники плавания посетили архипелаг Шпицберген: город Баренцбург, а также научно-образовательные учреждения и исследовательские станции в Лонгйире и Ню-Олесунне. Во время второй экспедиции ученые и студенты побывали на полуостровах Канин и Югорский, островах Колгуев, Вайгач, Хейса, Чамп, Гукера, на побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань, мыса Желания Северного острова Новой Земли.

Участники рейсов провели замеры на десятках гидрологических станций, выполнили тысячи гидрохимических анализов морской воды, замеров уровня микросейсмического фона, проб снега, льда, почв на содержание тяжелых металлов и радиоактивность.

Помимо этого, состоялся третий, посвященный памяти выдающегося исследователя Арктики Фритьофа Нансена, международный рейс «АПУ-2013», в котором приняли участие ученые, представители бизнеса и власти России и Норвегии.

Новая экспедиция

В экспедиции 2014 года участвуют 30 студентов САФУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Научно-исследовательское судно, пройдя по маршруту Архангельск – Белое Море – архипелаг Шпицберген – Новая Земля – Архангельск, проведет комплекс исследований. Студентам-метеорологам предстоит оценить содержание парниковых газов в атмосфере, исследовать гидрооптические характеристики верхнего слоя Белого, Баренцева и Гренландского морей. В числе других направлений научных исследований экспедиции:

  • океанография – получение информации о состоянии современных гидрологических условий трех морей, мониторинг океанографических и ледовых условий прибрежных вод архипелага Шпицберген;
  • гидрохимия – изучение современного состояния гидрохимической структуры морей, воздействия на нее процессов, связанных с глобальными климатическими изменениями;
  • биоресурсное – изучение распространения свойств и экологических особенностей биоресурсов на акватории и побережье острова Западный Шпицберген;
  • гляциология/палеогеография – комплексные исследования морских террас самого крупного острова архипелага;
  • геоинформационное – комплексная проверка системы ледового мониторинга и ледовой проводки судов.

Второй отряд ученых отправился на Шпицберген авиарейсом, чтобы приступить к исследовательской работе до прихода судна, а потом присоединиться к экспедиции на корабле «Профессор Молчанов».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: исследования, САФУ, личный опыт, ао-72

Похожие материалы:
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Управление в пользу качества
Экспедиция «Арктический плавучий университет» прошла Новую Землю
Особое пространство формирования личности
Российские ученые создали ДНК-библиотеку моллюсков-переносчиков опасных паразитов
IBS и САФУ ведут разработку совместного проекта
Как подготовить педагога нашего времени?
«Арктический плавучий университет» пересек Северный полярный круг
«Арктика» — территория науки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
IV форум по развитию НСК в России проходит в Москве
Четвертый Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» проводится под эгидой...
Инженерные работы школьников представлены на форуме в МИСиС
В Центре технологической поддержки образования, действующего в лаборатории цифрового производства...
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Статья содержит результаты исследования и анализа, проведенного по итогам реализации в 2018 году...
Подведены итоги Всероссийской конференции «От цифры к цифровой грамотности: задачи и решения»
Особое внимание участники конференции уделили вопросам изменения системы образования с учетом...
РЭУ им. Г.В. Плеханова подписал соглашение о сотрудничестве с агентством SPORTS FIELD
Соглашение направлено на развитие и популяризацию студенческого спорта в Университете, а также...
Из журнала
#101Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в Уссурийском агропромышленном колледже
#97Новости образования «АО-97»
#101Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Информационная лента
12:48Молодые станкостроители соберутся в Стерлитамаке на чемпионате WorldSkills
11:29В СФУ пройдёт meet-up «Начало. Научно-технологические заделы молодых учёных Сибири»
11:24Актуальные вопросы аккредитации в образовании
11:22Опыт НИЯУ МИФИ на международной конференции «Третья миссия университета»
11:19В КФУ проходит курс повышения квалификации в области нехирургических способов лечения рака