Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Плавучий университет. Поморов учит море

Планы создания «Арктического плавучего университета» в Северном (Арктическом) федеральном университете относятся к августу 2011 года. Идею поддержали Русское географическое общество, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), и её удалось воплотить в жизнь в максимально короткий срок.

28.05.2014
Просмотров: 26
В.В. РЫКУСОВ, начальник пресс-службы Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

История создания

«Плавучие университеты» появились в системе образования страны в 60-е годы XX века. В то время в северные моря выходило судно «Батайск», на котором проходили практику студенты со всей страны. А через три десятка лет из Астрахани с такой же целью стал направляться в рейс по крупнейшему озеру планеты один из флагманов научного флота «Исследователь Каспия». В 1991 году традицию «плавучих университетов» поддержал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Впоследствии этот опыт был подхвачен за рубежом: на основе успешных результатов россий¬ских экспедиций по инициативе ряда университетов Австралии в 2005 году был начат региональный проект для стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана «Морской университет». Вся эта деятельность проводилась для обучения студентов навыкам настоящей исследовательской работы в море, что отличает её от традиционной судовой практики.

Планы создания «Арктического плавучего университета» в Северном (Арктическом) федеральном университете относятся к августу 2011 года. Идею поддержали Русское географическое общество, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), и её удалось воплотить в жизнь в максимально короткий срок. Уже в 2012 году образовательной площадкой впервые стала сама Арктика.

Успешный опыт

На прошедшем в сентябре 2013 года в Салехарде 3-м Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» министр обороны Российской Федерации, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, затрагивая вопрос о работе с молодежью, отметил успешный проект Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Программу «Арктического плавучего университета» выполняет научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» – уникальная лаборатория и практическая база для обучения специалистов.

В 2013 году состоялось три экспедиции. Во время первого рейса участники плавания посетили архипелаг Шпицберген: город Баренцбург, а также научно-образовательные учреждения и исследовательские станции в Лонгйире и Ню-Олесунне. Во время второй экспедиции ученые и студенты побывали на полуостровах Канин и Югорский, островах Колгуев, Вайгач, Хейса, Чамп, Гукера, на побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань, мыса Желания Северного острова Новой Земли.

Участники рейсов провели замеры на десятках гидрологических станций, выполнили тысячи гидрохимических анализов морской воды, замеров уровня микросейсмического фона, проб снега, льда, почв на содержание тяжелых металлов и радиоактивность.

Помимо этого, состоялся третий, посвященный памяти выдающегося исследователя Арктики Фритьофа Нансена, международный рейс «АПУ-2013», в котором приняли участие ученые, представители бизнеса и власти России и Норвегии.

Новая экспедиция

В экспедиции 2014 года участвуют 30 студентов САФУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Научно-исследовательское судно, пройдя по маршруту Архангельск – Белое Море – архипелаг Шпицберген – Новая Земля – Архангельск, проведет комплекс исследований. Студентам-метеорологам предстоит оценить содержание парниковых газов в атмосфере, исследовать гидрооптические характеристики верхнего слоя Белого, Баренцева и Гренландского морей. В числе других направлений научных исследований экспедиции:

  • океанография – получение информации о состоянии современных гидрологических условий трех морей, мониторинг океанографических и ледовых условий прибрежных вод архипелага Шпицберген;
  • гидрохимия – изучение современного состояния гидрохимической структуры морей, воздействия на нее процессов, связанных с глобальными климатическими изменениями;
  • биоресурсное – изучение распространения свойств и экологических особенностей биоресурсов на акватории и побережье острова Западный Шпицберген;
  • гляциология/палеогеография – комплексные исследования морских террас самого крупного острова архипелага;
  • геоинформационное – комплексная проверка системы ледового мониторинга и ледовой проводки судов.

Второй отряд ученых отправился на Шпицберген авиарейсом, чтобы приступить к исследовательской работе до прихода судна, а потом присоединиться к экспедиции на корабле «Профессор Молчанов».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: исследования, САФУ, личный опыт, ао-72

Похожие материалы:
«Арктика» — территория науки
IBS и САФУ ведут разработку совместного проекта
Елена Кудряшова: Арктику можно осваивать только вместе
Особое пространство формирования личности
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
«Арктический плавучий университет» пересек Северный полярный круг
Управление в пользу качества
Проект федерального закона о развитии Арктической зоны РФ обсудили в Якутске
В Архангельск прибыл «Арктический плавучий университет»
Экспедиция «Арктический плавучий университет» прошла Новую Землю

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (102) 2018

Равны ли государственные и частные вузы? С чего начинается любовь к профессии? Свидетельствуют ли проблемы с трудоустройством о недостатках обучения? И, наконец, во имя чего «мы учим»? О совести, благородстве, достоинстве, свободе и целеполагании образования читайте в новом номер «АО».
Анонс журнала

Популярные статьи
Лидеры ДПО награждены на «Пастуховских чтениях»
Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером Всероссийской...
Из журнала
#92Современные вызовы педагогического образования
#92Модернизация ДПО как гарантия качества
#93Гражданское воспитание
#91Опорные университеты: от объединения к развитию
#91Новости №91
Информационная лента
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
14:42ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков