Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Плавучий университет. Поморов учит море

Планы создания «Арктического плавучего университета» в Северном (Арктическом) федеральном университете относятся к августу 2011 года. Идею поддержали Русское географическое общество, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), и её удалось воплотить в жизнь в максимально короткий срок.

28.05.2014
Просмотров: 19
В.В. РЫКУСОВ, начальник пресс-службы Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

История создания

«Плавучие университеты» появились в системе образования страны в 60-е годы XX века. В то время в северные моря выходило судно «Батайск», на котором проходили практику студенты со всей страны. А через три десятка лет из Астрахани с такой же целью стал направляться в рейс по крупнейшему озеру планеты один из флагманов научного флота «Исследователь Каспия». В 1991 году традицию «плавучих университетов» поддержал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Впоследствии этот опыт был подхвачен за рубежом: на основе успешных результатов россий¬ских экспедиций по инициативе ряда университетов Австралии в 2005 году был начат региональный проект для стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана «Морской университет». Вся эта деятельность проводилась для обучения студентов навыкам настоящей исследовательской работы в море, что отличает её от традиционной судовой практики.

Планы создания «Арктического плавучего университета» в Северном (Арктическом) федеральном университете относятся к августу 2011 года. Идею поддержали Русское географическое общество, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), и её удалось воплотить в жизнь в максимально короткий срок. Уже в 2012 году образовательной площадкой впервые стала сама Арктика.

Успешный опыт

На прошедшем в сентябре 2013 года в Салехарде 3-м Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» министр обороны Российской Федерации, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, затрагивая вопрос о работе с молодежью, отметил успешный проект Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Программу «Арктического плавучего университета» выполняет научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» – уникальная лаборатория и практическая база для обучения специалистов.

В 2013 году состоялось три экспедиции. Во время первого рейса участники плавания посетили архипелаг Шпицберген: город Баренцбург, а также научно-образовательные учреждения и исследовательские станции в Лонгйире и Ню-Олесунне. Во время второй экспедиции ученые и студенты побывали на полуостровах Канин и Югорский, островах Колгуев, Вайгач, Хейса, Чамп, Гукера, на побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань, мыса Желания Северного острова Новой Земли.

Участники рейсов провели замеры на десятках гидрологических станций, выполнили тысячи гидрохимических анализов морской воды, замеров уровня микросейсмического фона, проб снега, льда, почв на содержание тяжелых металлов и радиоактивность.

Помимо этого, состоялся третий, посвященный памяти выдающегося исследователя Арктики Фритьофа Нансена, международный рейс «АПУ-2013», в котором приняли участие ученые, представители бизнеса и власти России и Норвегии.

Новая экспедиция

В экспедиции 2014 года участвуют 30 студентов САФУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Научно-исследовательское судно, пройдя по маршруту Архангельск – Белое Море – архипелаг Шпицберген – Новая Земля – Архангельск, проведет комплекс исследований. Студентам-метеорологам предстоит оценить содержание парниковых газов в атмосфере, исследовать гидрооптические характеристики верхнего слоя Белого, Баренцева и Гренландского морей. В числе других направлений научных исследований экспедиции:

  • океанография – получение информации о состоянии современных гидрологических условий трех морей, мониторинг океанографических и ледовых условий прибрежных вод архипелага Шпицберген;
  • гидрохимия – изучение современного состояния гидрохимической структуры морей, воздействия на нее процессов, связанных с глобальными климатическими изменениями;
  • биоресурсное – изучение распространения свойств и экологических особенностей биоресурсов на акватории и побережье острова Западный Шпицберген;
  • гляциология/палеогеография – комплексные исследования морских террас самого крупного острова архипелага;
  • геоинформационное – комплексная проверка системы ледового мониторинга и ледовой проводки судов.

Второй отряд ученых отправился на Шпицберген авиарейсом, чтобы приступить к исследовательской работе до прихода судна, а потом присоединиться к экспедиции на корабле «Профессор Молчанов».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: исследования, САФУ, личный опыт, ао-72

Похожие материалы:
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
Роль центров коллективного пользования научным оборудованием
Управление в пользу качества
Особое пространство формирования личности
Как подготовить педагога нашего времени?
Проект федерального закона о развитии Арктической зоны РФ обсудили в Якутске
Елена Кудряшова: Арктику можно осваивать только вместе
Управление качеством в условиях модульно-компетентностного подхода
В Архангельск прибыл «Арктический плавучий университет»
«Арктика» — территория науки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Слово редактора к №99
В ближайшей перспективе нас ждут очередные преобразования: двухуровневая аспирантура, эксперимент...
Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
Лекции для учителей российских школ прочитал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей...
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
В Казани прошел круглый стол на тему программной реализации интраоперационной навигации с...
КубГУ посетил профессор из США
В Кубанском государственном университете прошла совместная лекция декана факультета истории,...
Из журнала
#93Ключ к профессиональному успеху
#91Интернационализация российского образования
#93Слово редактора №93
#90Модернизация педагогического образования
#89Высокие технологии для подготовки профессионалов
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники