Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Перспективы спортивного образования

Уральский государственный университет физической культуры является ярчайшим представителем когорты современных спортивных вузов России, ведущих подготовку не только тренеров и преподавателей для отрасли, но и специалистов неспортивного профиля. Но все выпускники вуза ориентированы на работу в спортивной сфере.

Просмотров: 2752

Спортивной отрасли нужны разные профессионалы

Уральский государственный университет физической культуры является ярчайшим представителем когорты современных спортивных вузов России, ведущих подготовку не только тренеров и преподавателей для отрасли, но и специалистов неспортивного профиля. Однако экономисты, юристы, журналисты, менеджеры, психологи и другие специалисты, казалось бы, непрофильных для спортивного университета направлений, ориентированы на работу именно в сфере физкультуры и спорта. О подготовке таких кадров мы беседуем с проректором по учебной работе УралГУФК, доктором педагогических наук, профессором Сергеем СЕРИКОВЫМ.

Не только тренировки и соревнования

– Сергей Геннадьевич, как правило, отраслевые вузы, занимающиеся подготовкой кадров по непрофильным специальностям, объясняют их наличие в реестре тем, что «родной» отрасли требуются самые разные профессионалы. Так ли обстоят дела в спорте?

– Важно понимать, что спорт – это не только тренировки и соревнования, но и медико-биологическое сопровождение подготовки спортсменов, организация эффективной работы спортивных сооружений, обеспечение экипировкой, инвентарем и питанием, решение финансово-экономических вопросов, правовая защита спортсменов и многое другое. Именно поэтому так важно готовить в вузах физической культуры не только тренеров и преподавателей, но и других специалистов.

Их ценность в том, что они в учебном процессе осваивают специфику отрасли физической культуры и спорта, изучают ряд особых дисциплин, которых нет в учебных планах «обычных» вузов. Например, экономику и менеджмент физической культуры, практику заключения договоров в сфере физкультуры и спорта, спортивную журналистику, социологию спорта и прочие. Поэтому выпускники нашего вуза обладают конкурентным преимуществом на рынке труда физкультурно-спортивной отрасли и являются востребованными специалистами в спортивных клубах, детско-юношеских спортивных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах, органах управления физической культурой и других организациях отрасли.

– Можно ли говорить о том, что в университете занятиям физкультурой и спортом уделяется намного больше времени, чем в «обычном» вузе?

– В нашем университете, помимо спортивно-массовой работы, носящей внеучебный характер, спортивная специфика присутствует и в самом учебном процессе. Причем это касается не только направления «Физическая культура», где она предопределена требованиями ФГОС, но и непрофильных направлений и специальностей. Занятия физкультурой и спортом в чистом виде при обучении по программе бакалавриата «Физическая культура» реализуются в рамках четырех дисциплин продолжительностью более 2,3 тыс. часов. Для непрофильных направлений и специальностей спортивные занятия ограничиваются одним учебным предметом «Физическая культура» в объеме 408 часов. Однако по содержанию и эти занятия существенно отличаются от аналогичных уроков в «обычных» вузах. В УралГУФК они разбиты на несколько самостоятельных модулей, каждый из которых посвящен освоению методики и технологии отдельного вида спорта: плавания, аэробики, конькобежного или лыжного спорта, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, борьбы, туризма. После изучения каждого модуля студенты сдают зачет, оценивающий спортивные результаты, показатели физической подготовленности, владение техникой и тактикой вида спорта и другие параметры.

«Профессор» спорта

– Насколько спортивны преподаватели университета?

– Чтобы эффективно решать задачи подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту, преподавателям необходимо обладать богатым личным опытом в этой деятельности. В УралГУФК очень многие педагогические работники имеют высокие спортивные разряды и звания, среди них 2 заслуженных мастера спорта, 8 мастеров спорта международного класса и 36 мастеров спорта. Примечательно, что преподаватели-спортсмены работают не только на спортивных кафедрах, но и на непрофильных. Например, профессор кафедры национальной экономики, доктор экономических наук А.Н. Попов – мастер спорта по борьбе самбо, а профессор кафедры психологии, кандидат педагогических наук В.М. Карлышев – мастер спорта по горным лыжам.

В УралГУФК создаются все условия для вовлечения в спортивно-массовую работу как можно большего числа преподавателей и сотрудников. Им открыт доступ на все спортивно-оздоровительные объекты университета, один день в неделю выделен для проведения Дня здоровья, когда работники вуза организованно включены в различные виды двигательной активности. Работают для сотрудников вечерние спортивнооздоровительные секции по аэробике, плаванию, йоге, гимнастике цигун. В текущем учебном году впервые организована спартакиада среди профессорско-преподавательского состава, в которую включены соревнования по различным видам спорта.

– А как относятся к спорту студенты непрофильных направлений?

– Спорт в УралГУФК является неотъемлемой частью образовательного процесса, в том числе и по непрофильным направлениям. Кстати, абитуриенты, имеющие высокие спортивные разряды и звания, не обязательно выбирают при поступлении непосредственно спортивные образовательные программы. Например, студентка специальности «Юриспруденция» Гульфия Ханафеева – мастер спорта международного класса, экс-рекордсменка мира в метании молота.

Для студентов непрофильных специальностей и направлений подготовки создана целая система, способствующая их вовлечению в целенаправленные занятия физкультурой и спортом. Так, в УралГУФК ежегодно проводится внутривузовская спартакиада среди студентов различных кафедр. Кроме того, для них постоянно работают спортивные секции по пауэрлифтингу, аэробике, настольному теннису, плаванию, борьбе самбо, ушу и боксу.

Спрос на бакалавров высок

– Сегодня университет одновременно готовит бакалавров и магистров физической культуры. Могут ли и те, и другие претендовать в равной степени на одну вакансию?

– В настоящее время, на наш взгляд, не все организации отрасли физической культуры и спорта в полной мере готовы к переходу вузов на многоуровневую систему подготовки кадров, когда выпускники университета, окончившие магистратуру, могут претендовать на более высокую должность, нежели бакалавры. Область профессиональной деятельности магистров значительно шире и глубже. Предполагаем, что в самое ближайшее время рынок труда в сфере физкультуры и спорта отреагирует на изменения, происходящие в системе профессиональной подготовки физкультурно-спортивных работников.

Отмечу, что спрос на обучение по программе бакалавриата «Физическая культура» достаточно высок. Выпускники школ готовы учиться на этом направлении не только на бюджетной, но и на платной основе.

При этом еще в процессе обучения в рамках бакалавриата многие студенты задумываются о возможности продолжения образования в магистратуре. Около 40 процентов бакалавров физической культуры, окончивших УралГУФК в 2010 году, строили такие планы. К сожалению, не всем удалось их реализовать, поскольку количество бюджетных мест в магистратуре ограничено, а учиться платно может позволить себе не каждый.

Для повышения доступности обучения в магистратуре УралГУФК пролицензировал направление «Туризм», расширил число имеющихся магистерских программ и направил предложения по контрольным цифрам приема в Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, чтобы увеличить количество бюджетных мест с 82 в 2010 году до 90 в 2011-м, до 180 и 280 – в 2012 и 2013 годах соответственно.

От колледжа до аспирантуры

– В структуре университета с 2000 года работает колледж. Насколько существенна его роль в создании системы непрерывного обучения в УралГУФК?

– Челябинский колледж физической культуры как структурное подразделение УралГУФК очень важен для обеспечения непрерывности и преемственности в подготовке кадров. Он ведет обучение по программам СПО «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура» и «Туризм», и выпускники колледжа могут поступать в университет на соответствующие направления и специальности ВПО по итогам вступительных испытаний, освобождаясь от участия в ЕГЭ.

Выпускники колледжа подготовлены к специфике учебы в вузе: они освоили ряд общепрофессиональных дисциплин, которые входят в учебные планы подготовки бакалавров, им знакома вузовская система промежуточной аттестации студентов. Поэтому, как правило, они вполне успешно осваивают образовательные программы ВПО, а по окончании бакалавриата некоторые из них поступают в магистратуру. Есть примеры, когда выпускники колледжа, пройдя бакалавриат и магистратуру, продолжают обучение в аспирантуре УралГУФК.

– Вероятно, такие студенты проявляют интерес и к науке. Расскажите, пожалуйста, о научной работе, которая сегодня ведется в вузе.

– В университете активно реализуются различные исследовательские проекты в области биологических, медицинских, педагогических и других наук. Важными и актуальными для спортивной индустрии являются проводимые в УралГУФК исследования адаптивных возможностей человека в норме и патологии, исследования функционального состояния центральной нервной системы спортсменов, разработки клинико-диагностических и реабилитационных комплексов, комплексные исследования спортсменов по физиологическим, иммунологическим, биохимическим и морфо-биомеханическим показателям и многие другие. Результаты исследований внедряются в учебный процесс.

Мы стремимся вовлечь студентов в научную деятельность, стимулируем создание студенческих научных обществ. Только в прошедшем учебном году наши студенты приняли участие в нескольких международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Результаты исследований, которые проводятся в УралГУФК, ориентированы на практическое воплощение, поэтому, как и выпускники университета, они востребованы отраслью физической культуры и спорта России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сергей сериков, челябинская область, УралГУФК, спортивное образование, ВПО, профиль, ао-43

Похожие материалы:
Векторы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Подготовка специалистов АПК
УралГУФК – здесь учат быть здоровыми и успешными!
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Первый негосударственный вуз Красноярского края
Уральский вклад в развитие российского спорта
Физкультурный вуз: курс на электронику и инновации
Подготовка спортивных кадров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
Из журнала
#102Ирина Святицкая о тенденциях рынка труда
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#102Ленинградский социально-педагогический колледж успешно готовит учителей начальных классов казачьей направленности
#97Новости образования «АО-97»
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры