Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования

Интернационализация высшего образования – основной фактор повышения конкурентоспособности университетов XXI века на мировой арене в условиях глобализации. Именно поэтому развивающиеся страны стремятся к усовершенствованию своих систем высшего образования в соответствии с международными стандартами и повышению привлекательности своих вузов в глазах иностранных студентов и ученых, невзирая на ряд сложностей и препятствий. Одной из таких стран является Пакистан, который заинтересован в развитии сотрудничества со многими странами мира, в том числе с Россией.

Просмотров: 298

Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.

Достижения, проблемы и перспективы Пакистана в области интернационализации высшего образования

Интернационализация высшего образования – основной фактор повышения конкурентоспособности университетов XXI века на мировой арене в условиях глобализации. Именно поэтому развивающиеся страны стремятся к усовершенствованию своих систем высшего образования в соответствии с международными стандартами и повышению привлекательности своих вузов в глазах иностранных студентов и ученых, невзирая на ряд сложностей и препятствий. Одной из таких стран является Пакистан, который заинтересован в развитии сотрудничества со многими странами мира, в том числе с Россией.

Внешняя и внутренняя мобильность

Пакистан проводит активную политику по интернационализации, толчок которой был дан в 2002 году, с момента основания Комиссии по выс­шему образованию Пакистана (HEC). Комиссия стремится к развитию стратегических союзов и институциональных сетей с зарубежными странами в рамках Стратегического плана по обмену знаниями (KESP), Инициативной программы поддержки международных исследований и других проектов. Деятельность HEC осуществляется на фоне политических, экономических, социальных и технологических изменений в стране, которые привели к почти трехкратному увеличению числа университетов за последние семнадцать лет: с 59 в 2000-2001 годах до 177 (из которых 103 являются государственными) в 2016 году.

Мухтар АХМЕД, исполнительный директор Комиссии по высшему образованию Пакистана (HEC), профессор:

– В настоящее время HEC определяет, какие пакистанские университеты будут приглашать иностранцев с целью диверсификации студенческого контингента. В прошлом в Пакистан приезжали представители разных стран, особенно Среднего Востока. Сегодня небольшое число иностранных студентов обучается в разных университетах технического и медицинского профилей. Пакистану следует сосредоточиться на развитии этих областей, так как они важны для формирования международных перспектив и имиджа страны.

В последние годы в Пакистане наблюдается активное повышение внешней академической мобильности. Благодаря усилиям HEC многие пакистанские университеты открыли программы двойных дипломов и докторские программы SplitPhD, давшие возможность преподавателям и ученым присоединиться к штату иностранных вузов с хорошей международной репутацией на временной основе и пройти обучение по магистерским или докторским программам. Большинство обучающихся за рубежом получает образование в области технологий, инженерии и биологических наук. Развитые страны также предлагают стипендии студентам из Пакистана. Например, принимают активное участие в крупнейшей в мире стипендиальной программе Fulbright с целью получения образования в США или стипендиальной программе «Австралия – Пакистан» для обучения в австралийских вузах.

Тем не менее с привлечением студентов из других стран в пакистанские вузы дело обстоит намного сложнее. Во многом это обусловлено негативным имиджем страны в связи с проблемами безопасности. Некоторые университеты, стремясь к развитию интернационализации, предлагают иностранным студентам передовые исследовательские и учебные программы и усовершенствованную материально-техническую базу (наиболее известными из них являются Международный исламский университет и Институт информационных технологий COMSATS). Они заключают договоры с зарубежными партнерами о проведении совместных исследований, участии в программах академического обмена и совместных мероприятиях для привлечения большего количества иностранных студентов, несмотря на культурные различия и менее развитую инфраструктуру.

Международная конференция Инновации и интернационализация в высшем образовании Пакистана, 20-21 марта 2017 г. 

Новые шаги на пути к интернационализации

В марте 2017 года состоялась международная конференция под названием «Инновации и интернацио­нализация в высшем образовании Пакистана» в Университете менеджмента и технологий (УМТ) в Лахоре. Она стала результатом двухлетнего сотрудничества УМТ и Университета Джорджа Мейсона в Фэрфаксе (штат Виргиния, США) в рамках проекта по достижению высоких стандартов преподавательской и исследовательской деятельности сотрудников вузов. В ходе конференции обсуждались итоги проекта и перспективы дальнейшего партнерства между двумя странами. Особо была подчеркнута взаимозависимость экономического роста страны и развития системы образования в условиях интернационализации. Сотрудничество Пакистана и США направлено на поддержание развития экономики Пакистана, повышение профессиональной квалификации работников, поощрение использования новых технологий и практик управления, поддержку высших учебных заведений, расширение внутренней, региональной и международной торговли. Как отметил ректор УМТ Хасан СохаибМурад, к 2017 году было заключено 19 договоров о сотрудничестве между университетами Пакистана и США с целью усовершенствования учебных программ и повышения квалификации преподавателей. Вузы ищут новые пути сотрудничества для развития высшего образования, подъема национальной и региональной экономики. Сотрудничество двух стран также осуществляется на государственном уровне. Правительство США заключило партнерские соглашения с 9 разными университетами Пенджаба на сумму 9 млн. долларов [1].

В последние годы наблюдается значительное улучшение российско-пакистанских отношений, что не может не способствовать укреплению сотрудничества в сфере высшего образования. Так, 28-30 ноября 2017 года состоялось 5-е заседание Межправительственной российско-пакистанской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова и министра обороны Пакистана Хуррама Дастгира Хана. В ходе встречи достигнута договоренность об увеличении в ближайшие годы количества стипендий для обучения пакистанских студентов в России.

ВНЕШНЯЯ МОБИЛЬНОСТЬ: факты и цифры

  • В 2007 году за границей обучались более 24,6 тыс. пакистанцев, в 2012 году – уже более 35 тыс.
  • В 2012 году Великобритания приняла наибольшее количество пакистанских студентов – 9 754. В лидирующую тройку принимающих стран также вошли США – 5 176 и Австралия – 3 078 студентов (по данным ЮНЕСКО).
  • В 2016 году 2 439 граждан Пакистана выразили желание обучаться в российских вузах в рамках квоты(по данным портала Russia.study).
  • К 2016 году 7 806 пакистанских студентов и более 5 000 научных сотрудников получили образованиев рамках стипендиальной программы обучения за рубежом HEC.
  • В 2016 году в вузах Китая насчитывалось почти 19 тыс. студентов из Пакистана.
  • По данным на 2017 год, HEC выделила 2 450 стипендий на повышение квалификации преподавателей вузов за границей.

По данным открытых источников.

В период с 28 по 29 апреля 2018 года в выставочном центре Карачи планируется проведение международной выставки EdExPakistan на тему выс­шего образования и профессиональной подготовки. Это будет крупнейшее образовательное мероприятие в Пакистане с участием представителей более 80 ведущих местных и иностранных высших учебных заведений. Важно отметить, что информационными партнерами мероприятия являются издательство «Аккредитация в образовании» и международный проект «Higher Education Discovery».

Проблемы и перспективы

Чтобы оценить существующий уровень интернационализации высшего образования в Пакистане, выявить сох­ранившиеся проблемы и определить пути их устранения, а также обозначить дальнейшие перспективы в этой сфере, был предложен анализ интернационализации высшего образования в Пакистане в формате SWOT (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) [4].

Как видно из приведенного анализа, несмотря на ряд существенных достижений и прорывов в области интернационализации высшего образования, Пакистану еще многое предстоит сделать для ее дальнейшего развития. Международное сотрудничество в сфере образования должно стать одним из приоритетов – и для университетов, и для правительства страны.

 


 

Кристина ПАРУЛАВА.

ЛИТЕРАТУРА

1. Report – International Conference On Innovation & Internationalization in Pakistani Higher Education. [Электронный ресурс] Available URL [Дата обращения 01.12.2017].

2. M. Zakaria et al. Internationalization of Higher Education: Trends and Policies in Pakistan. [Электронный ресурс] Available URL [Дата обращения 01.12.2017].

3 K. Khattak. Mapping Higher Education in Pakistan. [Электронный ресурс] Available URL  [Дата обращения 01.12.2017].

4. J. Khalid et al. Towards Global Knowledge Society: A SWOT Analysis of Pakistan Higher Education in Context of Internationalization. [Электронный ресурс] Available URL [Дата обращения 01.12.2017].

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
В Удмуртском государственном университете откроется центр развития передовых технологий
Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
Многостороннее соглашение о сотрудничестве подписали 24 вуза
Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
Омский ГАУ отметил столетний юбилей
Вебинар "Интернационализация высшего образования"

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ