Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Интернет-олимпиады: опередившие время

Изменившиеся реалии свидетельствуют о том, что пора деклараций о необходимости формирования конкурентоспособного человеческого потенциала миновала. Новые вызовы требуют четких и, возможно, даже жестких действий. В том числе это имеет прямое отношение и к проблеме выявления и дальнейшей поддержки талантливых молодых людей.

Просмотров: 823

Изменившиеся реалии свидетельствуют о том, что пора деклараций о необходимости формирования конкурентоспособного человеческого потенциала миновала. Новые вызовы требуют четких и, возможно, даже жестких действий. В том числе это имеет прямое отношение и к проблеме выявления и дальнейшей поддержки талантливых молодых людей.

Уникальный проект

В 2012 году в России появилась Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Президент Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года акцентировал, что талантливые дети – это достояние нации. В числе пяти основных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ 29 декабря 2014 года, также значатся реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи.

Немало идей, инициированных с самыми благими целями, не выдержало проверку временем. Чего не скажешь об интернет-олимпиадах1 – уникальном международном проекте в сфере высшего и среднего профессионального образования, успешно реализуемом много лет. Фундаментом послужил федеральный интернет-экзамен, введенный в практику профессионального образования в 2005 году и использовавший новую технологию проверки знаний для обеспечения массовости, доступности, объективности и прозрачности процедур. Благодаря гражданской позиции организаторов – прежде всего генерального директора Научно­-исследовательского института мониторинга качества образования, доктора технических наук, профессора Владимира Наводнова – в интернет-олимпиадах ежегодно принимает участие более 46 тыс. студентов российских и зарубежных вузов и ссузов. Не имея бюджетной поддержки, проект стал успешным примером «сочетания государственных и общественных инициатив».

Интернет-­олимпиады в 2014-2015 учебном году проходят по 15 дисциплинам, среди которых не только математика, физика, информатика, но и русский язык, история России, социология, культурология, философия, правоведение и ряд других.

Базой для проведения финалов в течение многих лет является Поволжский государственный технологический университет (Волгатех). В частности, в начале декабря 2014 года здесь прошел финал V Всероссийской (с международным участием) студенческой междисциплинарной интернет-олимпиады инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах». Около 90 представителей 34 вузов России и Узбекистана выполняли олимпиадные задания междисциплинарного характера по четырем видам сложных систем: технических, социально­-экономических, биосистем, в архитектуре и строительстве.

Руководитель отдела сопровождения интернет-олимпиад, заместитель генерального директора Национального фонда поддержки инноваций в сфере образования (НФПИ), кандидат педагогических наук Наталья Лазарева пояснила, почему эта олимпиада не только по сути, но и по духу является междисциплинарной. Входным билетом для участия являются глубокие познания сразу в трех дисциплинах: например, математике, физике, информатике в профиле «сложные технические системы, профиль «экологические системы» требует знаний в математике, информатике и экологии. Некоторые вузы вынуждены были отказаться от участия в междисциплинарной олимпиаде, поскольку не смогли найти студентов, которые обладают комплексными знаниями нескольких дисциплин.

Также Наталья Лазарева приоткрыла «тайны» формирования уникальных комплексных заданий. Это плод сотрудничества преподавателей российских вузов – стержнем олимпиады является сетевое межвузовское взаимодействие. Безусловно, задания достаточно сложные, соответствующие высокому уровню олимпиады. Среди них есть такие, до которых пока не смог дотянуться ни один из участников, а некоторые задания в каждом из сложных видов систем покорились лишь единицам.

Как правило, коллеги из разных вузов с интересом принимают участие в работе жюри – сообщила Наталья Лазарева: например, Олег Жилкин (РУДН), Александр Романников (МЭСИ), Елена Бахтина (МАДИ), Светлана Сачкова (ИжГТУ им. М.Т. Калашникова) и многие другие, в том числе, безусловно, преподаватели Волгатеха.

Честная работа

Участники междисциплинарной олимпиады – это обычно старшекурсники. По опыту организаторов, «чистая» математика больше интересна студентам первых-третьих курсов вузов, поэтому они состязаются, как правило, в математической интернет-олимпиаде. Состав участников финала междисциплинарной олимпиады динамичен: в частности, из 89 участников 2014 года только 10 были участниками предыдущей олимпиады. К слову, в 2013 году финалистов было 75. Когда на торжественной церемонии открытия V Всероссийской междисциплинарной интернет-олимпиады заместитель директора Нацаккредцентра Галина Мотова попросила поднять руки тех студентов, кто приехал на междисциплинарную олимпиаду впервые, в ответ гордо поднялся целый лес рук. По оценке организаторов, сложился пул ведущих вузов страны, студенты которых из года в год с неизменным успехом участвуют в финальной части соревнований. В их числе Алтайский государственный университет (г. Барнаул), Национальный исследовательский Южно­-Уральский государственный университет (г. Челябинск), Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет. Среди гостей из ближнего зарубежья традиционно соревнуется команда филиала Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина в г. Ташкенте (Узбекистан). Кстати говоря, и российские, и зарубежные участники, по их признанию, всегда приезжают в столицу Марий Эл с огромным удовольствием. Заместитель декана Ташкентского филиала РГУ нефти и газа, кандидат технических наук Азамат Закиров особо подчеркнул, что здесь обеспечивается традиционно высокий уровень организации подобных турниров:

– Очень взвешенно распределяются призовые места. Одним словом, можно говорить также о высокой объективности. Здесь идет настоящая честная работа, а объективность – это самое главное в проведении олимпиад.

Победа – дело чести

Кто же они, участники олимпиады – эти уже не вундеркинды, но подающие надежды молодые люди, в лице которых страна видит свое будущее и опору? Какие планы строят на перспективу? К чему стремятся в жизни? Поговорить удалось лишь после завершения апелляции.

Между прочим, победу в этой процедуре «олимпийцы» считают для себя делом чести. Правда, это удается не всем и не всегда. Были такие, кто не скрывал разочарования, – ведь ехали только за победой. Причем у многих уже был опыт очень удачных выступлений. Например, у перфекциониста Дмитрия Ненашева, будущего проектировщика ракетных двигателей, студента четвертого курса Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Ко­ролева (национального исследовательского университета), который сражался в профиле «сложные технические системы». Дважды он занимал третье место на интернет-олимпиаде по информатике, получил бронзовую медаль в интернет-олимпиаде по сопротивлению материалов. Как выяснилось из беседы с Дмитрием, благодаря своему таланту и упорству он получает от СГАУ стипендию в размере 19,6 тыс. рублей в месяц. Университет по достоинству оценивает труд своих лучших студентов. Названная сумма складывается из повышенной стипендии плюс те баллы, которые студент нарабатывает, выступая на олимпиадах и активно участвуя в жизни вуза. Кстати, этот парень параллельно получает и второе высшее образование – экономическое.

По окончании учебы Дмитрий Ненашев хотел бы заниматься научными исследованиями – в вузе или в интересах какого-то предприятия. Перспективы работы в других странах не видит:

– Россия производит самые хорошие – с момента их создания и до сегодняшнего дня – ракетные двигатели. Хотелось бы именно наши двигатели дальше улучшать, а не какие-­то другие.

Магистрант Омского государственного технического университета Андрей Секачев, отвечая на вопрос, связывает он свое будущее с Россией или с другими странами, с достоинством ответил:

– С нетерпением жду, когда моя страна предложит мне достойную зар­плату.

У олимпийской победы оказалось не суровое мужское, а очень милое женское лицо. Поколебав мужские амбиции, абсолютной победительницей V Всероссийской студенческой междисциплинарной интернет-олимпиады стала студентка первого (!) курса физико-технического факультета Алтайского государственного университета Анна Ковалева. Девушка с внешностью, позволяющей блистать на модных подиумах, соревновалась в профиле «сложные экологические системы» только потому, что места в более «близких» для нее профилях уже были заняты другими участниками. Анна убеждена, что своей победой обязана упорству и трудолюбию:

– Всегда усердно готовлюсь к предстоящей олимпиаде, углубляюсь в подробности тематики, находя нужную информацию в книгах и интернете.

Девушка принимала участие в олимпиадах различного уровня по физике, математике и праву с восьмого класса школы. Успешные выступления на городских олимпиадах (родилась и выросла Анна Ковалева в городе Барнауле), на заключительном этапе Открытой межвузовской олимпиады школьников Сибирского федерального округа «Будущее Сибири» и олимпиаде школьников «ЗВЕЗДА. Таланты на службе обороны и безопасности» (профиль «физика») дали ей шанс поступления в Алтайский государственный университет без экзаменов.

Свою профессиональную жизнь счастливая победительница пока связывать с наукой не планирует:

– Работу хотелось бы найти в сфере финансов или обеспечения охраны информации.

Впрочем, разве нашей стране нужны только будущие светила науки? Высокопрофессиональные, креативно мыслящие специалисты в любой отрасли всегда на вес золота.

Увидеть новое

Говоря о необходимости поиска и воспитания талантов, нельзя избежать скучных вопросов «как?», «кто?» и, разумеется, «где деньги?». Безусловно, их мы адресовали преподавателям, членам жюри.

Заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин Ульяновского авиационного училища гражданской авиации, кандидат физико-математических наук Наталья Громова считает, что участие в междисциплинарной олимпиаде не только расширяет, но и углубляет знания будущих пилотов. Размышляя о будущем своих питомцев, она отметила:

– Несмотря на то, что часов и математики, и физики, и информатики у нас немного, мы создаем достаточно фундаментальную базу, чтобы курсанты двигались вперед. Есть талантливые ребята, но совсем не обязательно «толкать» их только в направлении научных исследований. Возможно, у них мотивация – только небо. Но, когда пилоты перестанут летать, может быть, как раз они и будут двигать науку.

Отвечая на вопрос, успевает ли учебный процесс за самыми новыми знаниями, доцент кафедры физики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, кандидат физико-математических наук Ирина Бахтина пояснила:

– Перед преподавателем стоит довольно-таки сложная задача – увидеть новое и привнести это в свой учебный процесс. Но реальная ситуация такова, что на это не хватает времени – нагрузка все увеличивается и увеличивается. Необходимо дать больше времени преподавателю, чтобы он, во-первых, сам смог ознакомиться с этими новшествами, во-вторых, переложить на тот язык, который был бы доступен студентам, и, в­-третьих, логично встроить в свои учебные курсы.

Получать знания и развиваться

Решение многих проблем в России, как мы не раз могли убедиться, не всегда зависит от наличия финансовых средств, но очень часто – от веления души тех, кто берется за дело.

Интересными размышлениями поделился доцент кафедры прикладной математики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, кандидат экономических наук Александр Романников. Проблему привнесения новых знаний в учебный процесс он считает в значительной степени надуманной:

– У нас слишком шаблонировано само образование: чтобы начать привносить какие­-то новые знания, чтобы немножко изменить дисциплину, требуется выполнить невероятную бумажную работу. И преподаватель, и сами кафедры должны быть более свободными в этом плане – тогда они будут быстрее реагировать на запросы внешнего мира.

По мнению нашего собеседника, во-первых, нужно сделать более гибкими образовательные стандарты. А потом требуется сделать более гибкими учебные программы. Сегодня работодатель даже рублем не голосует за выпускника, потому что, по сути, получает «средненедоделанный товар» из любого вуза.

Руководствуясь принципом – в ситуации, где невозможно повлиять на внешнюю среду, надо создавать внутреннюю, в ней и работать, – Александр Романников с товарищами, выпускниками специальности «Математические методы в экономике» (МЭСИ), при созданной ими компании организовали школу матметодов. Преподаватели здесь за свою работу не получают денег – их питает удовлетворение от деятельности. Такой энтузиазм продиктован ненавистью к бумажной волоките, которая крадет время. Третьекурсники, с которыми начали работать в этой школе с целью развития аналитического и научного потенциала, – сейчас они уже завершают пятый курс – достигли впечатляющих результатов: научились писать статьи и выступать на конференциях, убедительно отстаивать свою точку зрения. Это говорит о том, что у студентов сформированы навыки творческого мышления. Дальше – больше: молодые люди стали находить проблемы, а это очень важно. В нашей стране, убежден Александр Романников, большинство людей не видит проблемы, которые можно решить, воспринимая их как естественное зло. Осознав перспективы решения проблем, студенты школы матметодов начали самостоятельно подтягивать свой уровень владения инструментарием, в том числе математическим, информационным. И стали лучше учиться, побеждать на олимпиадах.

Итак, будет уместным, наверное, закончить наши размышления позитивным посылом молодого преподавателя из МЭСИ:

– Обратил внимание, сейчас огромное количество молодых людей, которые стремятся не просто получать знания, а именно развиваться. Развиваться как личность, развиваться в понимании мира.

1 Среди последних публикаций – «Тренировка для ума и продвижения таланта», «Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?» («АО», №72, 2014, июнь).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: НИИ Мониторинга качества образования, поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола), поддержка талантливой молодежи, интернет-олимпиада, приоритеты, ао-77

Похожие материалы:
Интернет-олимпиада «Информационные технологии в сложных системах»
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
Итоги Международной Интернет-олимпиады по математике
Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?
Талантливые дети – достояние нации
Форум «iВолга-2013»
Николай Пустовой о науке в высшей школе
Размеры стипендии достигнут десяти тысяч рублей
Студенческие олимпиады: от Йошкар-Олы до Ариэля

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (94)

Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее.
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#87Совет директоров ссузов Республики Мордовия
#88Поколение учащихся за рубежом
#86Конкурентные преимущества регионального вуза
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
#88Дуальное образование в России
Информационная лента
09:49Ученые из НГУ выступят на всемирно известной конференции TEDx
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров