Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образовательный кластер авиастроения Новосибирской области

Для обеспечения страны высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам рынка труда и современному уровню знаний, особенно в стратегически значимых областях, университетам необходимо тесное взаимодействие с работодателями. Какова точка зрения производственников?

Просмотров: 144

Работа на перспективу

Образовательный кластер авиастроения Новосибирской области – эффективная система подготовки квалифицированных трудовых ресурсов

Сергей Журковский

На прошедшем в октябре 2014 года съезде Российского союза ректоров подчеркивалось: для обеспечения страны высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам рынка труда и современному уровню знаний, особенно в стратегически значимых областях, университетам необходимо тесное взаимодействие с работодателями. Какова точка зрения производственников?

Рассказывает начальник управления персоналом Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова Сергей ЖУРКОВСКИЙ.


Комплексное решение проблемы

Одной из самых серьезных проблем сегодняшнего дня – препятствующей развитию передовых отраслей, которые составляют основу модернизации и инновационной экономики России, – является колоссальный разрыв между системой профессионального образования и рынком труда. Образовательный процесс зачастую осуществляется по устаревшим стандартам, преподавательский состав, особенно высшей школы, не готов, а часто и не способен обучать студентов тем компетенциям, которые необходимы для работы на современном высокотехнологичном производстве. В итоге выпускник, обучавшийся в вузе в течение четырех­пяти лет, должен потратить еще несколько лет на переподготовку, придя на предприятие. Это крайне непродуктивно – и для молодого специалиста, и для предприятия, и для государства в целом. Еще одна проблема заключается в том, что постперестроечный кризис промышленности в России привел к падению престижа рабочих специальностей и дефициту квалифицированных кадров на рынке труда. Эта проблема актуальна для всех отечественных промышленных предприятий.

Будет несправедливым утверждать, что вопрос не решается на государственном уровне. Однако и сами предприятия должны искать пути выхода из сложившейся ситуации. Учитывая модернизацию, прошедшую на Новосибирском авиастроительном заводе им. В.П. Чкалова (НАЗ), а также диктуемое ситуацией ужесточение требований к качеству и квалификации специалистов, руководство предприятия вышло с предложением о создании образовательного кластера (консорциума) с целью подготовки квалифицированных кадров для авиастроительной отрасли. Инициатива нашла поддержку в правительстве области, и в августе 2011 года губернатором было подписано постановление о создании консорциума «Научн-о­производственный образовательный кластер авиастроения Новосибирской области».

Проблема дефицита кадров должна решаться комплек­сно – желание работать в промышленности необходимо формировать еще на уровне общеобразовательных учреждений. Поэтому в состав консорциума, наряду с НАЗ, вошли подшефные школы и профильные вузы и ссузы Новосибирска: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Новосибирский авиационный технический колледж (НАТК), Новосибирский авиастроительный лицей.

Привить любовь к авиации

В рамках консорциума в шести подшефных школах предприятия и Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка проводится профориентационная работа, цель которой – продемонстрировать привлекательность авиационных профессий, привить молодым людям любовь к авиации и сформировать желание продолжать обучение по профилю отрасли. Содержанием работы является организация олимпиад и конференций по актуальным проблемам авиационной промышленности, проведение в школах интеллектуальных игр авиационной тематики и экскурсий по заводу. В этих мероприятиях ежегодно участвуют ученики восьмых­-одиннадцатых классов – около 600 человек. Учащиеся, положительно проявившие себя в течение года, поощряются поездкой на форум школьников Новосибирска, который проходит в базовом лагере НАЗ «Чкаловец». Организатором выступает совет молодежи завода. Кроме этого, на предприятии активно реализуются мероприятия программы летнего трудоустройства школьников, в рамках которой учащимся старших классов предоставляется возможность летом поработать на заводе. Важно, что старшеклассникам предлагается не формальная практика с выполнением подсобных работ – они направляются в цехи основного производства, где используются самые прогрессивные технологии и новейшее оборудование. Это дает возможность почувствовать себя причастными к созданию авиационной техники, а также получить достойную заработную плату. Программа функционирует уже в течение пяти лет, при этом число трудоустраиваемых школьников постоянно увеличивается.

Ежегодно из желающих учиться по профилю НАЗ отбирается 10­15 человек, которые, получив сертификаты на присвоение именных стипендий НГТУ (кафедра самолето-­ и вертолетостроения, СВС), имеют возможность учиться в вузе на бюджетных местах. При этом они дополнительно получают ежемесячную именную стипендию от предприятия. Ежегодно в поле зрения предприятия находится порядка 150 выпускников подшефных школ. Эти молодые люди составляют резерв НАЗ. В зависимости от индивидуальных особенностей они продолжают обучение на факультете летательных аппаратов НГТУ, в НАТК или в авиастроительном лицее и в дальнейшем вливаются в коллектив Новосибирского авиационного завода.

Сегодня Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова – одно из крупнейших авиастроительных предприятий России, имеющее твердый государственный оборонный заказ до 2020 года и уверенно смотрящее в будущее благодаря поддержке ведущего авиационного холдинга страны.

В Новосибирском авиастроительном лицее с целью подготовки квалифицированных рабочих создан аналог заводского цеха со станками и коммуникациями, соответствующими имеющимся на предприятии. В результате учащиеся могут освоить полный цикл работы цеха. Аналоговый комплекс дает возможность одновременно обучать и адаптировать к работе на производстве широкий круг востребованных специалистов – контролеров, технологов, расчетчиков программ, диспетчеров, кладовщиков, комплектовщиков. В процессе обучения в лицее молодые люди, что называется, изнутри узнают, как работает производственная структура. Поэтому после завершения учебы они способны практически без адаптационного периода приступить к реальной работе.

В рамках деятельности консорциума осуществляется также тесное сотрудничество с Новосибирским авиационным техническим колледжем. В соответствии с требованиями времени пересматриваются образовательные программы по специальностям «Технология машиностроения» и «Авиастроение» для их унификации и адаптации к программам Новосибирского государственного технического университета. Это дает возможность студентам получать высшее образование в более короткие сроки и снижает временные затраты на подготовку квалифицированных специалистов для предприятия.

Осознанный выбор будущего места работы

Анализ качества подготовки специалистов в технических вузах свидетельствует о несоответствии программ обучения современным требованиям высокотехнологичных промышленных предприятий. В связи с этим на адаптацию выпускника вуза к условиям своего производства предприятию в среднем требуется от полугода до двух лет.

Подготовка специалистов на факультете летательных аппаратов в Новосибирском государственном техническом университете осуществляется в постоянном взаимодействии с авиационным заводом. Так, в течение последних четырех лет пересмотрено и скорректировано 70 процентов профильных программ обучения студентов всех курсов. Начиная с 2010 года, для студентов кафедры СВС введен ряд предметов, знание которых необходимо для будущей работы на заводе: «Современные методы организации производства», «Основы ERP-­систем». С 2011 года все защиты дипломных работ выпускников названной кафедры НГТУ проводятся на НАЗ по актуальным для производства темам. На сегодняшний день 35 студентов НГТУ получают именную стипендию от предприятия (2,4 тыс. рублей).

Более 20 специалистов НАЗ являются преподавателями специальных дисциплин в НГТУ и других профильных образовательных организациях. Их участие в образовательном процессе позволяет повысить квалификацию будущих специалистов до того уровня развития производства, на который предприятие собирается выйти в ближайшие годы. Это работа на перспективу.

Для студентов образовательных организаций, с которыми сотрудничает НАЗ, ежегодно, начиная уже с первого курса, организуется прохождение практики, а с третьего курса студенты привлекаются к выполнению различных работ на предприятии. Это позволяет предприятию экономить собственные ресурсы, а будущим специалистам – в процессе обучения получить необходимый опыт работы, сделать осознанный выбор профессии и будущего места работы. Для студентов, обучающихся на дневном отделении НГТУ и совмещающих работу на НАЗ, устанавливается гибкий график.

Численность выпускников профильных образовательных организаций, принимаемых на предприятие, растет с каждым годом. Благодаря работе, осуществляемой в рамках образовательного кластера, удалось добиться существенного сокращения периода адаптации молодых специалистов на предприятии. Если раньше он длился до полутора лет, то в настоящий момент – до трех месяцев. В то же время система подготовки и адаптации будущих работников НАЗ, которая начинается с первого курса обучения и продолжается в течение первых месяцев работы, позволила существенно сократить текучесть кадров в течение первого года. Так, если текучесть по предприятию в первый год работы составляет 25 процентов, то среди сотрудников, принятых через консорциум, – только 5,6.

Необходимо особо подчеркнуть, опыт работы образовательного кластера авиастроения на сегодняшний день взяли на вооружение 19 ресурсных центров Новосибирской области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Как вырастить специалиста, востребованного работодателем?
Туристско-рекреационный кластер создается в Тольятти
Вопросы стабилизации кадровой ситуации в сельской медицине
Роль аграрного кластера в развитии Брянского АПК
Станкостроительный завод полного цикла открыт в Азове
НИ ИрГТУ вошел в состав Авиастроительного образовательного кластера
Модернизация производственного сектора Тверской области
Главная задача – слышать работодателя
Инновационный центр вырастит креативный класс ученых

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ