Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Новочеркасский электровозостроительный завод: секрет рабочего мастерства

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) является ярким примером градообразующего предприятия. Многопрофильный, с замкнутым циклом производства, он как никакой другой испытывал дефицит специалистов, поэтому вопросом их подготовки пришлось заниматься вплотную, начиная с 2005 года.

28.02.2013
Просмотров: 2668
С.С. ПОДУСТ, директор корпоративного учебного центра Новочеркасского электровозостроительного завода

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), входящий в систему Трансмашхолдинга, является ярким примером градообразующего предприятия. Многопрофильный, с замкнутым циклом производства, он как никакой другой испытывал дефицит специалистов, поэтому вопросом их подготовки пришлось заниматься вплотную, начиная с 2005 года. Была создана образовательная система, которая, с годами совершенствуясь, на сегодняшний день удовлетворяет потребность в кадрах не только завода, но и ряда предприятий холдинга и региона.

Самое выгодное капиталовложение

Термины «корпоративное образование» и «корпоративное обучение» всё чаще встречаются в лексиконе специалистов. Думается, это связано с тем, что каждая отрасль должна иметь свои подходы к подготовке кадров. Приходя на производство из любого учебного заведения, молодой специалист сталкивается с необходимостью адаптации своих социальных устремлений к требованиям производства, причем процесс врастания порой затягивается на долгие годы. С чем это связано? Причин немало. Одной из них является отсутствие тесного контакта между образовательным учреждением, региональными властями и работодателями. Именно последние должны влиять на то, каких специалистов и в каких пропорциях готовят вузы и учебные заведения НПО и СПО, чтобы устранить перекос в пользу рабочих и технических профессий.

Но даже при устранении кадрового дефицита приходится сталкиваться с другой проблемой – несоответствием образовательных программ жизненным потребностям производства. Поскольку на сегодняшний день система образования не успевает за сменой производственных технологий, наиболее передовые фирмы перешли к созданию на базе своих предприятий учебных центров. Их руководители прекрасно понимают, что стоимость компании можно повысить только за счёт вложения средств в корпоративное образование, что идея материальных и нематериальных инвестиций в персонал стала актуальной как никогда и от успешности её решения в ближайшем будущем будет зависеть рост производственно-экономической эффективности и финансовой устойчивости.

Значение деятельности корпоративного учебного центра для Новочеркасского электровозостроительного завода переоценить трудно. НЭВЗ – крупнейший производитель магистральных и промышленных электровозов, уникальное предприятие с замкнутым циклом производства, на котором работает более 11 тыс. специалистов разного профиля. Рынок требует выпуска всё более совершенной техники, трудиться над которой должны работники соответствующей квалификации. Станочник сегодня должен обладать дипломом инженера. Тем более что за последнее время предприятие приобрело большой объём высокотехнологичного оборудования, работать на котором могут лишь люди с очень высоким уровнем образования. Решать эту задачу без собственного центра подготовки персонала было бы трудно.

Именно по этому пути, пытаясь заполнить своими силами пробелы в системе образования, пошёл Новочеркасский электровозостроительный завод, став стратегическим партнёром образовательной системы. Потенциалом для развития стало то, что завод входит в состав Трансмашхолдинга и находится в регионе, где ведут подготовку специалистов такие крупные учебные заведения, как Южно-Российский государственный технический университет, Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет и целый ряд колледжей.

Если объединить усилия

На базе этих возможностей в 2006 году, согласно четырехстороннему соглашению между администрациями Ростовской области и города Новочеркасска, ЗАО «Трансмашхолдинг» и ООО «ПК «НЭВЗ», реализован масштабный проект: создано и успешно развивается негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования – корпоративный учебный центр Новочеркасского электровозостроительного завода. Имея статус учебного заведения, им была получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по 161 специальности. Это не только рабочие профессии, но и финансовые, экономические, инженерно-технические и другие специальности.

Появилась возможность полноценного сотрудничества с вузами региона, использования научно-технического и образовательного потенциала учебных заведений. Если раньше рабочие и специалисты завода проходили обучение в 34 организациях, не входивших в состав предприятия, то теперь все виды обучения в основном осуществляются непосредственно на заводе в рамках корпоративного учебного центра.

Учебная база центра постоянно расширялась и совершенствовалась. НЭВЗ подписал договоры и соглашения с ведущими вузами юга России, создав совместные кафедры и соединив тем самым корпоративную систему обучения с научно-образовательным потенциалом высшей школы. На базе центра ведут работу 3 корпоративные кафедры.

Южно-Российский государственный технический университет и электровозостроительный завод открыли кафедру электрического транспорта. На ее основе в настоящее время ведется работа по созданию научно-образовательного кластера «Электротехника и технологии». Результатом совместной деятельности завода и Донского государственного технического университета стала кафедра транспортного машиностроения, которая с ноября 2010 года осуществляет дистанционное обучение. Кафедра психолого-педагогических и информационных технологий в корпоративном обучении, созданная вместе с педагогическим институтом Южного федерального университета, позволяет обучить мастеров, знающих производство, основам педагогики и методике общения с людьми. Также организованы курсы повышения квалификации руководителей производства завода по программе «Эффективный производственный менеджмент».

В этом учебном году проведен семинар на тему «Стратегия развития отрасли» с участием таких бизнес-тренеров, как член-корреспондент Международной академии психологических наук В.А. Терёхин, «красный директор» Ростсельмаша, доктор технических наук, профессор, лауреат Госпремии в области науки и техники Ю.А. Песков. В состав кафедр входят главные специалисты завода и профильные специалисты университетов.

Как расширить возможности?

Объединив усилия с высшими учебными заведениями, корпоративный учебный центр НЭВЗ стал частью инновационной системы профессионального образования, позволяющей форматировать учебный процесс с участием специалистов завода, привлекать студентов к деятельности предприятия на разных уровнях, вплоть до разработки проектов по ликвидации «узких мест».

Другими словами, корпоративные кафедры стали структурными подразделениями центра, обеспечивая целевую подготовку специалистов с углублёнными профессиональными знаниями, необходимыми для работы на заводе и Трансмашхолдинге в целом. Важно отметить, что холдинг, не жалея средств, инвестирует их в создание собственной, приближенной к производству материальной базы учебного центра. Уровень подготовки персонала на базе действующего предприятия неизмеримо выше, чем в любом учебном заведении, ведь здесь будущий работник получает не только необходимые теоретические знания, но и закрепляет их на практике.

Созданные на предприятии компьютерные классы позволяют проводить комплекс специальных программ обучения информационным технологиям. В него входят как курсы общей подготовки – например, по ликвидации компьютерной безграмотности, работе в современном электронном офисе, – так и освоения высокотехнологичных программ системы автоматизированного проектирования изделий, изучения особенностей использования на предприятии современных программ бережливого производства и управления промышленными предприятиями.

Казалось бы, зачем при наличии на заводе учебного центра создавать ещё и корпоративный учебный центр? Классическая система, к которой можно отнести учебный центр завода, не позволяет использовать инновационные схемы, которые повсеместно внедряются в образование, тем более в масштабах Трансмашхолдинга. Он не имеет статуса учебного заведения, являясь структурным подразделением предприятия. Поэтому учебный центр завода используется для внутрифирменного обучения рабочих, аттестации рабочих мест, повышения квалификации и разрядности.

А корпоративный учебный центр НЭВЗ стал частью общей системы обучения и имеет право ведения образовательной деятельности по направлениям, недоступным учебному центру. Это самостоятельное подразделение, которое работает по договорам с предприятиями и на основании 161 лицензии готовит специалистов разного уровня не только для завода, но и для Трансмашхолдинга, ОАО «Российские железные дороги» и других предприятий. Пройдя испытание временем, система оправдала себя: полная укомплектованность завода квалифицированными специалистами стала наглядным результатом деятельности центра.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: новочеркасский электровозостроительный завод, ростовская область, мнение работодателя, социальное партнерство, ао-62

Похожие материалы:
«Философия труда» побеждает «кадровый голод»
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Свобода и творчество – основные ценности образования гуманистического типа
Проблемы подготовки профессиональных кадров для электроэнергетики
Ростовская область: итоги совместного труда
KAMAZ: опыт социального партнерства
Нравственно-организующие ценности на уроках истории в Новочеркасском автотранспортном колледже
Подготовка специалистов машиностроительного профиля на основе корпоративного партнерства
Стратегия развития образовательного пространства
Рука об руку с социальными партнерами

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#87Престиж педагогической профессии
#88Дуальное образование в России
#89Колледж инновационного типа
#88Самые привлекательные работодатели России
#89Паспорт региона: Тюменская область
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ