Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новый уровень модернизации НПО и СПО

В Чувашской Республике, как и во всей России, идет модернизация начального и среднего профессионального образования. О наиболее важных результатах модернизации рассказывает заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Сергей Кудряшов.

Просмотров: 3656

В Чувашской Республике, как и во всей России, идет модернизация начального и среднего профессионального образования. За последнее десятилетие путем объединения ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов создано 5 учебных комплексов. Новые учебные заведения реализуют программы начального, среднего и дополнительного профобразования. Филиалами вузов стали 3 учреждения СПО. Структура и объем подготовки кадров изменяются с целью сбалансирования рынков образовательных услуг и труда. Ведется большой и серьезный эксперимент по организации межрегиональных ресурсных центров. Совсем недавно на региональный уровень переведены 9 федеральных колледжей. О наиболее важных результатах процесса модернизации рассказывает заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Сергей КУДРЯШОВ.

Организационная основа

Организационной основой развития системы профессионального образования являются такие документы, как утвержденная в 2008 году Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и разработанная в 2011 году Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Программа направлена на решение актуальных задач модернизации профессионального образования и включает перечень мероприятий, реализация которых обеспечит создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики.

Отметим самые важные для развития систем НПО и СПО направления, подходы, мероприятия.

Создание ресурсных центров

К числу новаций, ориентированных на потребности конкурентоспособных отраслей экономики республики, следует отнести опыт по созданию ресурсных центров профессионального образования, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием. В Чувашии эта работа началась в 2004-2006 годах в рамках реализации международного проекта «Реформа системы образования». В настоящее время в республике имеется 13 ресурсных центров, где готовят современные рабочие кадры для высокотехнологичных производств с учетом потребностей рынка труда. На базе этих новых моделей организованы центры обучения взрослых, в которых ежегодно по программам краткосрочных курсов проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 10 тыс. человек. Примечательно, что из 13 ресурсных центров 2 предназначены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

На базе Чебоксарского электромеханического колледжа в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы создается межрегиональный ресурсный центр отрасли «Энергетика».

Оптимизация сети учреждений профобразования

С одной стороны, этот процесс нацелен на расширение самостоятельности. К концу 2011 года все образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, переведены в статус автономных.

С другой стороны, проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям. Ликвидирована подготовка по профессиям начального и 18 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика республики не нуждалась.

Следующей мерой, способствующей удовлетворению потребностей рынка труда, была реорганизация автономных учреждений. Путем слияния профессиональных училищ № 14 и 15 образован Новочебоксарский политехнический техникум.

Плоды взаимодействия

В республике развивается сотрудничество учреждений СПО и НПО и производственных предприятий. Так, в соответствии с договором между Кабинетом министров Чувашской Республики и компанией «Транснефть» полностью обновлен имущественный комплекс профессионального училища №2 г. Канаш. На средства инвестора закуплено современное оборудование. В настоящее время профессиональное училище является ресурсным центром межрегионального значения. В 2011 году здесь подготовлено 49 рабочих для дочерних предприятий «Транснефти». Это кадровое пополнение распределено по регионам России согласно заказу, полученному от работодателей. Аналогичный договор имеют Чебоксарский электромеханический колледж и концерн «Тракторные заводы». Примеры сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий можно продолжать.

Решением совета по модернизации и технологическому развитию экономики в республике сформирована рабочая группа по модернизации содержания профессионального образования и вовлечению бизнес-структур в образовательный процесс. В колледжах и техникумах созданы наблюдательные и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Совет ректоров вузов Чувашской Республики и Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Чувашской Республики. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса: они участвуют в формировании контрольных цифр приема в учреждения НПО и в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников, проводят экспертизу содержания учебных программ подготовки кадров и др.

В прошлом году после проведения республиканской конференции по частно-государственному партнерству (март 2011 г.) началась интеграция образовательных учреждений с предприятиями и общественными организациями в рамках производственно-научно-образовательных кластеров. Всего в Чувашии создается 9 таких структур. Оценка качества профессионального образования В республике складывается государственно-общественная система оценки качества образования. Составной частью этой системы являются международные стандарты качества (серия ISO 9001), которые используются в менеджменте профессионального образования. К настоящему времени их внедрили 6 учреждений НПО и 4 – СПО.

Другая составная часть системы – центр добровольной сертификации персонала при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики. В 2011 году уже состоялась апробация его деятельности: сертификацию квалификации по двум рабочим профессиям прошли 77 выпускников.

Введена в практику общественно-профессиональная аккредитация. Торгово-промышленная палата РФ провела эту процедуру по отношению к 11 программам среднего, а немецкая фирма КНАУФ – по отношению к 9 программам начального профессионального образования.

Способствует повышению качества образования и то, что работодатели проводят экспертизу содержания всех образовательных программ НПО и части программ СПО, входят в состав комиссий по итоговой аттестации выпускников и государственной аккредитации образовательных программ.

Расширение перечня образовательных программ

Перечень образовательных программ, по которым проводится сертификация квалификации персонала, будет расширяться. Планируется, что в 2012 году сертификацию пройдут 48 выпускников учреждений начального и среднего звена.

В республике будут создаваться отраслевые центры сертификации персонала на базе ведущих учреждений высшего и среднего профессионального образования. Один такой центр – для рабочих и специалистов, обучающихся по программам подготовки фирмы «Haas», – уже имеется. Он работает на базе Чебоксарского электромеханического колледжа. Другой центр – по сертификации педагогических кадров – планируется создать в одном из ведущих вузов республики – Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

Основа авторитетности

В результате модернизации профессионального образования экстенсивный, количественный подход к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов заменится интенсивным, качественным и будут сформированы условия для инновационного развития учебных заведений. Это повысит привлекательность учреждений начального и среднего звена в глазах молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сертификация квалификаций: процесс пошел
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Регион: как подготовить эксперта?
Липецкий машиностроительный колледж развивает социальное партнерство
Надзор и контроль в системе донского образования
Качество образования – стратегия вуза
Зачем нужна сертификация квалификаций
Диагностика и управление: ориентация на потребителя

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ