Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые тренды в развитии технического образования

Магнитогорский государтсвенный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ) проводит целенаправленную политику повышения качества подготовки специалистов, конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг, совершенствуя свою систему управления.

Просмотров: 2440

КОЛОКОЛЬЦЕВ Валерий Михайлович – ректор Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, доктор технических наук, профессор.
Родился в 1954 году в городе Магнитогорске. Окончил Магнитогорский горно-металлургический институт имени Г.И. Носова в 1977 году, инженер-металлург. Начал трудовую биографию на Волгоградском тракторном заводе мастером чугунолитейного цеха, затем начальником отделения. С 1980 года работает в родном вузе, прошел все ступени от младшего научного сотрудника и старшего преподавателя до ректора.
Научные интересы связаны с металлургией черных металлов, управлением качеством образования.
Имеет более 250 научных и учебно-методических работ, в том числе 7 монографий, 6 грифованных учебников и учебных пособий по образованию в области металлургии, а также 49 авторских свидетельств на изобретения и патентов РФ. Подготовил 12 кандидатов технических наук, при научном консультировании – 4 докторов технических наук.
Заслуженный работник высшей школы РФ. Заслуженный деятель науки РФ.
Хобби – горные лыжи, плавание и охота.
Женат, четверо детей.
Девиз: сотый перекат еще не беда, если рядом локоть друга.

В условиях глобализации мировой экономики, присоединения России к Всемирной торговой организации одним из доминантных факторов конкурентоспособности предоставляемых вузом образовательных услуг стало, безусловно, качество. Качество образования, критерии и методология его оценки определены как важнейшая задача и в Болонской декларации, и в стратегической программе развития отечественного профессионального образования. Исходя из поставленных задач, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ) проводит целенаправленную политику повышения качества подготовки специалистов, конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг, совершенствуя свою систему управления.

От знаний к компетенциям

Каких инженеров ждут работодатели для обеспечения инновационного развития экономики России? Анализ требований ключевых партнеров вуза к выпускникам показывает, что полученные студентами знания должны быть освоены в форме конкретных технологий с учетом применения их в разнообразных ситуациях, умения ориентироваться в большом количестве информации, способности ставить новые задачи, находить качественно новые решения в условиях неопределенности, вариативности выбора и постоянного совершенствования знаний. Поэтому, смещая акценты в профессиональном техническом образовании с усвоения фактов на овладение способами и технологиями, необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности преподавателя. Студент перестает быть пассивным приемником, он активный субъект образовательной деятельности, а функциями преподавателя становятся постановка задач, организация деятельности студентов, управление этой деятельностью и оценка образовательных результатов (владение компетенциями).

«Я не устаю повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров».

К. Исикава, гуру менеджмента качества.

В настоящее время в МГТУ успешно проведена реорганизация путем присоединения к нему четырех образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Реорганизация позволила:

  1. создать в масштабе региона инновационный университетский комплекс, на практике реализующий образовательную вертикаль: НПО и СПО (многопрофильный колледж с тремя учебными комплексами) ВПО (бакалавриат, специалитет, магистратура) послевузовское образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации, дополнительная профессиональная подготовка и переподготовка кадров);
  2. оптимизировать управление и повысить качество профессиональной подготовки за счет создания общей учебно-методической и научно-исследовательской базы, ресурсных центров;
  3. расширить спектр индивидуальных образовательных траекторий обучаемых: 67 специальностей, 24 направления бакалавриата, 14 магистерских программ, 28 программ СПО.

Подготовка будущих специалистов начинается со школьной скамьи, где задействованы лицей МГТУ, школы города и районов Челябинской области и Башкирии, с которыми у вуза подписаны соглашения о сотрудничестве. Учащиеся участвуют в конкурсах и программах, связанных с реализацией реальных проектов («Одаренные дети Магнитки»), а также в российских, региональных и городских олимпиадах. На базе МГТУ проводятся открытые олимпиады по геологии и геодезии, Всероссийская олимпиада школьников «Инновационные технологии и материаловедение», работает школа олимпиадного резерва по химии.

К сожалению, понимая, что освоение технических наук сложнее, чем гуманитарных и социально-экономических, современные школьники выбирают более легкий путь к профессии, что заставляет менять форматы профориентационной деятельности. МГТУ работает в этом направлении не только с абитуриентами («Профессорский час в школе», дни открытых дверей), но и с руководителями школ, родителями абитуриентов (День МГТУ на предприятии). По заявке городского управления образования на базе МГТУ организованы курсы повышения квалификации учителей физики, химии и географии. В результате такой целенаправленной работы значительно увеличилось число школьников, сделавших выбор в пользу ЕГЭ по физике и химии. Например, в 2011 году 39 процентов школьников города сдавали физику, что значительно выше, чем в области и по России (21-22 процента). При этом следует заметить, что оценка работы вуза по среднему баллу ЕГЭ вызывает, по меньшей мере, удивление. Как высшее учебное заведение может повлиять на эти результаты? Если только преподаватели вуза начнут вести уроки в школе...

Какова цена качества?

Оценка работы вуза по среднему баллу ЕГЭ вызывает, по меньшей мере, удивление. Как высшее учебное заведение может повлиять на эти результаты? Если только преподаватели вуза начнут вести уроки в школе...

Опыт работы МГТУ с ведущими предприятиями Уральского федерального округа показывает, что в регионе существует острая нехватка высококвалифицированных рабочих кадров, владеющих основами инженерных знаний. Поэтому одно из приоритетных направлений – повышение качества средней профессиональной подготовки кадров за счет общей учебно-методической и научно-исследовательской базы, ресурсных центров, реализации сквозных образовательных программ. В практику работы входит проведение интегративных научно-исследовательских работ объединенными группами студентов и аспирантов университета и студентов колледжей. Выпускники колледжа могут осваивать программу ВПО за более короткий срок. В МГТУ по целевой программе для холдинга ОАО «УГМК» обучаются 400 выпускников Сибайского и Учалинского колледжей, для ОАО
«ММК» – 65 выпускников Магнитогорского индустриального колледжа. При этом законодательная база не позволяет осуществлять перевод успешных студентов СПО в рамках университетского комплекса из многопрофильного колледжа на уровень ВПО или предоставлять какие-либо бонусы.

В свою очередь студенты ВПО параллельно с основной программой осваивают родственную рабочую специальность, что повышает их мобильность в период производственной практики, к тому же дает возможность трудоустройства в случае отчисления из университета.

Одним из важных условий обеспечения качественного технического образования является состояние материально-технической базы, адекватной стоящим перед вузом задачам, и в первую очередь развитие лабораторно-экспериментальной базы. В последние годы в МГТУ появилась хорошая возможность приобретения дорогостоящего оборудования, лабораторных стендов за счет участия в грантовых исследованиях различного уровня. Только за три последних года объем научно-исследовательских работ в этой связи увеличился с 45 до 143 млн. рублей, но и этого недостаточно. Необходимо пересмотреть механизм и методологию финансирования технических университетов. Потребность государства в качественном образовании и качественном специалисте должна выражаться не в декларациях, а в реальном увеличении расходов на нужды вуза. Так, расходы на высшую школу в расчете на одного студента в Гарвардском университете составляют 250 тыс. долларов в год, а в МГУ – 50 тыс. долларов. Что уж говорить о периферийном вузе…

В контакте с работодателями

Расходы на высшую школу в расчете на одного
студента в Гарвардском университете составляют 250 тыс. долларов в год, а в МГУ – 50 тыс. долларов. Что уж говорить о периферийном вузе.

Необходимым условием обеспечения качественной подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей является тесное взаимодействие с потенциальными работодателями. Стратегия партнерства МГТУ в области обеспечения качества определяется стратегией развития промышленных предприятий, в том числе их кадровой политикой и потенциальными возможностями университета как научно-образовательного центра. Понимание и предвидение развития рынка труда, связанные с техническим перевооружением производства на предприятиях, способствовали открытию инновационных образовательных программ: «Электроника и наноэлектроника», «Мехатроника и робототехника», «Материаловедение и технологии наноматериалов и наносистем». Осмысление и предвидение потребностей и ожиданий партнеров, общества и других заинтересованных сторон позволяют активно диверсифицировать спектр новых направлений подготовки. Так, по запросам наших партнеров открыты специальности: «Технология продуктов питания» – связанная с развитием мясоперерабатывающих предприятий Челябинской области, «Защита окружающей среды» и «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» – обусловленные реализацией областной программы по экологии.

Многолетний опыт партнерских отношений с потенциальными работодателями реализуется при разработке основных профессиональных образовательных программ, формировании заданий на курсовое и дипломное проектирование, исследовательских работ, программ итоговой государственной аттестации. По запросам работодателей внесены изменения в образовательные стандарты университета более чем по 40 направлениям подготовки и специальностям в части регионального и вузовского компонентов. В тесном согласовании с запросами работодателей сформированы бакалаврские и магистерские образовательные программы. По заявкам предприятий работают лаборатории нефтепродуктов, комплексного освоения техногенного сырья, ветеринарно-бактериологическая, лаборатория новых металлургических технологий УрО РАН.

Одновременно МГТУ сталкивается и с определенными трудностями взаимодействия с традиционными потребителями выпускников как по содержанию образовательных программ, так и по структуре и количеству выпускников. Вуз и работодатели формулируют разные цели и задачи основных образовательных программ, а при отсутствии профессиональных стандартов проектирование программ, особенно для подготовки бакалавров, требует специальной работы по их согласованию.

В процессе развития партнерских отношений между университетами и бизнес-сообществом очень важна и роль государства. Не стоит игнорировать опыт советских времен, когда именно государство, оплачивая образование, являлось заказчиком специалистов.

Университет на практике реализует принцип «образование через всю жизнь», развивая систему послевузовского образования. Годовой объем НИР по заказам предприятий составляет 40-65 млн. рублей в год. Примером активного сотрудничества является совместный инновационный проект ОАО «ММК-МЕТИЗ» и МГТУ, получивший поддержку из средств федерального бюджета в размере 178 млн. рублей. За последние пять лет в аспирантуру и на соискательство поступили 135 работников промышленных предприятий.

Главная цель системы послевузовского образования – опережающая, скоординированная, гибкая, адаптивная профессиональная подготовка и переподготовка кадров на основе прогноза их потребности в экономике. Уже сегодня в университете успешно работает Институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга. Заключены договоры и успешно реализуется целевая профессиональная подготовка специалистов за счет средств предприятий-заказчиков, где студенты изучают дисциплины, не предусмотренные государственным образовательным стандартом, но будут востребованы при дальнейшей профессиональной деятельности выпускников на конкретном предприятии. Например, в рамках комплексного сотрудничества студенты и преподаватели университета регулярно проходят стажировку на ЗАО «ММК-Metalyrji» (Турция). По заказу компании «DANIELI» (Италия) осуществляется целевая программа дополнительного обучения специалистов, которые проходят стажировку на современных специализированных литейно-прокатных комплексах, в том числе в производственных цехах «DANIELI» и на металлургическом заводе ABS в Италии. Компания «DANIELI» обеспечивает трудоустройство выпускников за рубежом и в России. В свою очередь и работники промышленных предприятий повышают квалификацию и получают дополнительное образование.

В процессе развития партнерских отношений между университетами и бизнес-сообществом очень важна и роль государства. Не стоит игнорировать опыт советских времен, когда именно государство, оплачивая образование, являлось заказчиком специалистов, обеспечивая рабочими местами выпускников, обязанных отработать вложенные в их образование средства. Сегодня эта правовая база, регламентирующая ответственность выпускника, отсутствует. Необходима и система мотивации бизнеса с целью стимулирования роста инвестиций в новые технологии и подготовку персонала.

Во главе угла – СМК

Для оценки качества образования университет использует как традиционные механизмы (внешний государственный контроль на основе процедур лицензирования и аккредитации, общественный контроль со стороны потенциальных работодателей, студентов и общества), так и внутренний контроль через систему качества МГТУ. В качестве базовой модели для университетского менеджмента выбрана модель СМК, как и на предприятиях-партнерах – на соответствие МС ISO 9001, адаптированному для вузов. СМК вуза сертифицирована Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр». Коллектив успешно прошел надзорные аудиты, расширив область сертификации, включив филиал в городе Белорецке (Республика Башкортостан), испытательную лабораторию и учебно-производственный комплекс по производству металлопродукции. Как необходимое условие обеспечения качества непрерывного профессионального образования по всей вертикали университетского комплекса сегодня идет активная работа по внедрению СМК в многопрофильном колледже.

К слову, в 2011 году МГТУ признан победителем в отраслевом конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в номинации «Дипломант среди вузов». Эта победа – общественное признание опыта работы МГТУ по обеспечению качества профессионального образования и применяемым методам управления, а для потребителей – дополнительная гарантия качества. Однако заметим, поддержание СМК в вузе и ее сертификация весьма затратны, а перенос акцента с процедур внешнего контроля в сторону внутренней самооценки вуза пока только декларативен.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инженерное образование: от традиций к инновациям
Мобилизация инженерной мысли
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
Качество образования: заметки на полях
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Проблемы технической школы Украины
Развитие инженерного образования в Кемеровской области
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ