Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Принятая в июне 2014 года новая редакция Транспортной стратегии РФ до 2030 года потребует основательной разработки новой модели транспортного образования. Ее проблемные точки и целевые направления, по просьбе журнала «АО», тезисно обозначил ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, кандидат экономических наук Александр Панычев.

Просмотров: 759

Принятая в июне 2014 года новая редакция Транспортной стратегии РФ до 2030 года потребует основательной разработки новой модели транспортного образования. Ее проблемные точки и целевые направления, по просьбе журнала «АО», тезисно обозначил ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, кандидат экономических наук Александр ПАНЫЧЕВ.

В перечне узловых моментов…

В ходе многолетней реформы системы общего и профессионального образования в Российской Федерации накопилось множество проблем. Сегодня уже вряд ли кто-­то решится сказать, являются ли они остатком тех, ради которых затевалась реформа, или это следствие самих реформ. Ясно также и то, что проблемы российского транспортного образования во многом связаны и с проблемами самой отрасли. В свою очередь, их эффективное решение зависит от успешности разработки инновационной модели транспортного образования. Но такая модель должна не просто определить перспективные направления деятельности отраслевых вузов, но и разрешить ряд существующих узловых проблемных моментов транспортного образования. Вот лишь некоторые из них.

Институт Корпуса инженеров путей сообщения создан 2 декабря (20 ноября по старому стилю) 1809 года высочайшим манифестом Императора Александра I. Сегодня это Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I – первое в России инженерное транспортное высшее учебное заведение. Организатором вуза и его первым ректором стал прибывший по августейшему  приглашению крупный ученый, инженер-механик, архитектор, специалист в области строительства мостов, каналов и дорог, испанец по происхождению, Августин де Бетанкур. Задачу нового учебного заведения он определил так: «…снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи». В созданном им вузе были заложены основы развития в стране транспортной науки и образования.

Момент первый. Сегодня ведутся споры о том, нужно ли в вузах транспортной отрасли вести подготовку бакалавров, и если да, то по каким специализациям. При этом считается необходимым сближение высшей школы и конкретной экономики, но мнение самой экономики (отрасли) почему-то не спрашивают. Например, основной заказчик ПГУПС – ОАО «Российские железные дороги» – в своё время принципиально был против бакалавриата. И до сих пор свою позицию холдинг не поменял, продолжая трудоустраивать более 70 процентов выпускников-­инженеров по железнодорожным специальностям.

Второй момент. Система подготовки специалистов на железнодорожном транспорте всегда проходила в условиях оперативного реагирования на любые изменения в отрасли, особенно – на техническое перевооружение и модернизацию транспортных предприятий. Из этого вытекает необходимость не просто тесного сотрудничества с производством (обусловленного и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов), но и серьезной капитализации учебного процесса. Однако сегодня передача новейшей техники от производства вузам не только затруднительна в связи с организационно-правовой формой ОАО «РЖД», но и сопровождается дополнительными расходами. К слову, и сам холдинг нуждается в поддержке со стороны государства для реализации ряда инфраструктурных проектов и технического перевооружения.

Третий момент. Поскольку именно в стенах университетов формируются не только будущие профессиональные кадры, но и человеческий капитал, решение отраслевых задач, а также инновационные преобразования в экономике возможны в случае комплексного подхода к системе отраслевого образования. Под этим подразумевается единство целей, задач и требований учредителя – Федерального агентства железнодорожного транспорта, Министерства транспорта РФ, органов власти субъекта РФ и отраслевых и региональных заказчиков. В таком случае результативность и эффективность деятельности любого вуза будут определяться востребованностью его выпускников, а не уровнем бюджетного финансирования.

Целевая модель подготовки: уникальный актив

Говоря о перспективах отечественного транспортного образования, самое пристальное внимание стоит уделить сохранению и развитию тех базовых преимуществ отраслевого образования, которые были наработаны за долгий исторический период. Благодаря им и сегодня транспортная инфраструктура страны обеспечивается достойными специалистами. В числе этих преимуществ – наличие авторитетных научных школ, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, сильные традиции сотрудничества с отраслевыми компаниями.

Особое место в этом ряду занимает уникальная модель целевой контрактной подготовки студентов. Эта модель, за более чем тридцатилетний период своей реализации доказавшая свою эффективность, сегодня является основой успешного взаимодействия вузов и работодателей транспортной отрасли. Так, сегодня по целевым направлениям транспортных предприятий в отраслевых вузах обучается около 45 тыс. человек, в том числе по направлениям «РЖД» – более 40 тыс. человек. И если в целом более 70 процентов выпускников транспортных вузов трудоустраиваются на предприятия транспорта, то аналогичный показатель среди «целевиков» составляет 100 процентов. Столь высокий показатель обеспечивается тем, что за время прохождения производственной практики на рабочем месте студент погружается в реальный процесс производства. Программа обучения в вузе при реализации модели целевой подготовки также максимально приближена к потребностям заказчика и ориентирована на выполнение конкретных целей и задач, включая предусмотренные контрактом наличие у студента нескольких рабочих профессий и выполнение дипломного проекта по заказу предприятия. При этом лучшие из лучших студентов на старших курсах проходят двухгодичную параллельную управленческую подготовку за счет средств работодателя, зачастую со стажировкой за границей.

Кроме того, модель целевой подготовки позволяет вузу и предприятию организовывать совместные проекты не только в сфере образовательного процесса, но и в сфере воспитания и укрепления корпоративного духа в среде будущих железнодорожников. А этот аспект в кадровой политике транспортных предприятий – по крайней мере, крупнейшего работодателя ОАО «РЖД» – играет все возрастающую роль. Достаточно привести такую цифру: сегодня доля молодых сотрудников (до 30 лет) на предприятиях холдинга «РЖД» составляет 28 процентов.

Развитие единой системы организации целевой подготовки студентов – это и один из важнейших инструментов конкурентоспособности железнодорожных вузов, что подтверждается министерским мониторингом деятельности вузов, по результатам которого железнодорожные университеты неизменно оказываются среди лучших высших учебных заведений отрасли и региона.

Есть ли потенциал дальнейшего развития модели целевой подготовки? Безусловно. Дело в том, что пока эта модель не получила широкого тиражирования среди других предприятий­заказчиков: транспортных, промышленных, строительных компаний субъектов РФ, а также смежных отраслей. Отсюда и ее определенный недостаток: наличие «монозаказчика» в условиях регресса отраслевой экономики и достаточно низкого для такого высокозатратного процесса подготовки бюджетного финансирования вызывает определенные риски для инновационного развития транспортной сферы. Распространение практики целевой подготовки на более широкий круг партнеров транспортных вузов позволило бы значительно ослабить эти риски.

Международное измерение: без «шлагбаумов»

Важным условием инновационного развития транспортных вузов России является их активное участие в международных образовательных программах, включение в глобальный процесс обмена научной и учебно-методической информацией. Это необходимо, в частности, для обеспечения одного из важнейших трендов отраслевого образования – трансформации образовательных программ «под подготовку» кадров для крупных международных компаний. Вопросы такой трансформации недавно обсуждались во время крупнейшей выставки железнодорожной техники «InnoTrans-2014» в Берлине. По результатам состоявшихся дискуссий планируется провести конгресс на базе Петербургского госуниверситета путей сообщения Императора Александра I, посвящённый транспортному образованию в контексте реализации наднациональных транспортных проектов с привлечением экспертов Международного союза железных дорог, вузов и транспортных предприятий Европы и Азии.

В настоящий момент в отечественной транспортной высшей школе реализуется еще ряд крупных проектов академического международного сотрудничества. Так, на завершающий этап вышел очень важный проект по подготовке магистров в области высокоскоростного железнодорожного движения – одного из самых перспективных компонентов развития транспорта всех стран. Он готовился университетом (в том числе разработка комплекта учебно-методических материалов) на протяжении последних лет в составе Консорциума европейских вузов и транспортных организаций в рамках Европейского гранта «Tempus».

Еще одно важное событие произошло в мае 2014 года. Состоялся Первый форум транспортных высших учебных заведений России и Китая, в рамках которого создана Ассоциация ректоров транспортных вузов РФ и КНР. Учитывая тот факт, что Китай очень динамично развивается и демонстрирует серьезные успехи в транспортной отрасли, открываются новые направления для взаимодействия наших стран и в сфере высшей школы. Речь идет о совместных образовательных проектах, стажировках преподавателей, программах двойного диплома, сотрудничестве в научной сфере. Например, в рамках созданной Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая только объем подготовки специалистов по программам двойного диплома с нашими коллегами из КНР в ближайшие три года планируется довести до тысячи человек.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ОАО РЖД, кадровая политика, транспортное образование, ПГУПС, тенденции, профиль, ао-75

Похожие материалы:
Транспортное образование: включить режим опережения
Специалисты путей сообщения
«Росатом». Стратегия развития кадров
I Международная научно-практическая конференция РИЛТТРАНС-2015
Роль университетских комплексов Росжелдора
Конкурентные преимущества транспортных университетов
УрГУПС - Интегрированный образовательный комплекс
Кызылский автомобильно-дорожный техникум
Повышение качества транспортного образования
Перспективы развития транспортной науки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
IV форум по развитию НСК в России проходит в Москве
Четвертый Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» проводится под эгидой...
Инженерные работы школьников представлены на форуме в МИСиС
В Центре технологической поддержки образования, действующего в лаборатории цифрового производства...
Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
Статья содержит результаты исследования и анализа, проведенного по итогам реализации в 2018 году...
Подведены итоги Всероссийской конференции «От цифры к цифровой грамотности: задачи и решения»
Особое внимание участники конференции уделили вопросам изменения системы образования с учетом...
Эксперты WorldSkills СевГУ и AtomSkills 2018 обменялись опытом в Екатеринбурге
Эксперты WorldSkills Николай Бежин и Максим Сперанский из Института ядерной энергии и...
Из журнала
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
#95Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
Информационная лента
12:48Молодые станкостроители соберутся в Стерлитамаке на чемпионате WorldSkills
11:29В СФУ пройдёт meet-up «Начало. Научно-технологические заделы молодых учёных Сибири»
11:24Актуальные вопросы аккредитации в образовании
11:22Опыт НИЯУ МИФИ на международной конференции «Третья миссия университета»
11:19В КФУ проходит курс повышения квалификации в области нехирургических способов лечения рака