Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

НИИ: мотивационный аспект образования

Интервью с ректором Норильского индустриального института Владимиром Забусовым о проблеме мотивации абитуриентов, демографическом кризисе и социальносм партнерстве.

Просмотров: 2209

Мотивационный аспект выходит на первый план

ЗАБУСОВ Владимир Владимирович – профессор, ректор Норильского индустриального института

Вузу еще предстоит преодолеть не только «демографическую яму» 2010-2012 годов, но и решить проблемы мотивации абитуриентов к выбору, в первую очередь, востребованной в обществе (и в регионе) специальности, а в процессе обучения – мотивации к овладению профессией и профессиональными знаниями, убежден ректор Норильского индустриального института Владимир ЗАБУСОВ, ответивший на вопросы нашего корреспондента.

– В приемную кампанию 2009 года институт испытал трудности с приемом будущих студентов на ряд специальностей, например, все меньшей популярностью пользуется специальность «Обогащение полезных ископаемых»: в 2009 году на десять бюджетных мест было подано только шесть заявлений. Какие действия вам представляются наиболее эффективными для решения этой проблемы? Каков, по вашему мнению, должен быть – в идеале – комплекс мер «по борьбе» с последствиями такого негативного фактора, как «демографическая яма»?

– Во-первых, информация о том, что в 2009 году на десять бюджетных мест по специальности «Обогащение полезных ископаемых» в Норильском индустриальном институте было подано всего 6 заявлений, не соответствует действительности. Такой показатель имел место в начале приемной кампании, а по ее завершению на все специальности вуза, включая и технические, уже был конкурс. Общий конкурс на бюджетные места по очной форме обучения в 2009 году у нас составил более 2 человек на место, в том числе на специальности горно-технологического факультета – 1,3 человека на место, на факультете электроэнергетики, экономики и управления – 3 человека на место. Наибольшей популярностью пользовались специальности «Экономика и управление на предприятии» и «Финансы и кредит» (конкурс более 10 человек на место). Среди технических специальностей максимальный конкурс отмечен по специальностям «Информационные системы и технологии» и «Промышленное и гражданское строительство» (более 2 человек на место).

Представляют определенный интерес и такие факты. В 2009 году значительно возрос конкурс на бюджетные места по заочной форме обучения (общий конкурс – более 4 человек на место) и увеличилось количество поданных заявлений по сравнению с предыдущим, 2008 годом, на 34 процента, в том числе по очной форме – на 28 процентов. И это при том, что численность выпускников общеобразовательных школ, профтехучилищ и средних специальных заведений в регионе год от года снижается.

Такие показатели, конечно же, являются результатом повышения эффективности профориентационной и агитационной работы, проводимой коллективом института постоянно, по соответствующему плану, и в сотрудничестве с управлением общего и дошкольного образования администрации Норильска, Центром занятости, а также управлением по персоналу и социальной политике ЗФ ОАО «ГМК «Норникель».

Однако это не повод расслабляться и «почивать на лаврах». Вузу еще предстоит преодолеть не только «демографическую яму» 2010-2012 годов, но и решить проблемы мотивации абитуриентов к выбору, в первую очередь, востребованной в обществе (и в регионе) специальности, а в процессе обучения – мотивации к овладению профессией и профессиональными знаниями. Мотивационный аспект, по нашему мнению, в современном обществе вообще выходит на первый план. Он связан с отношением студента к своему вузу и выбранной профессии, с удовлетворенностью образовательным процессом в вузе, с возможностью трудоустройства и успешной карьеры, с осознанием социального аспекта престижности качественного высшего профессионального образования.

И мы, конечно же, рассчитываем на помощь министерства образования и науки, правительства Российской Федерации, на помощь и поддержку основного работодателя – ЗФ ОАО «ГМК «Норникель», администрации города Норильска и Красноярского края в эффективном и разумном решении вышеперечисленных проблем, сохранении и укреплении существующей в регионе системы профессионального образования.

– Главным работодателем для выпускников вашего института является ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». Вы неоднократно подчеркивали, что позиция руководства комбината и ваша едина: «До тех пор, пока будет существовать производство на этой земле, до тех пор будет существовать – и нужен будет! – наш институт». Расскажите, пожалуйста, поподробнее о реальном контенте взаимодействия вуза и Заполярного филиала Норильского никеля. Что бы вам хотелось изменить (или улучшить) в формате этого взаимодействия?

– Сотрудничество института с основным крупнейшим работодателем на территории – ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» имеет хорошие сложившиеся традиции, базирующиеся на почти 50-летнем опыте работы.

Территориальная приближенность к производству, привлечение руководителей и ведущих специалистов компании к учебному процессу, возможность использования производственной базы Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель» для организации и проведения практик студентов обеспечивают уникальные возможности для эффективной целевой подготовки молодых специалистов.

В настоящее время в соответствии с совместным постановлением Заполярного филиала компании и института разработана, утверждена и успешно выполняется «Комплексная программа организации и обеспечения совместной деятельности по подготовке дипломированных специалистов в Норильском индустриальном институте», общее руководство которой осуществляет специально созданный координационный совет. Основными направлениями программы являются:

  • формирование заказа предприятий группы «Норильский никель» на подготовку специалистов;
  • профориентационная работа с учащимися и выпускниками школ и профессиональных училищ Норильска;
  • обеспечение высокого качества подготовки специалистов;
  • повышение заинтересованности студентов в учебе и стимулирование их активности в общественной жизни;
  • развитие и укрепление материально-технической базы Норильского индустриального института;
  • взаимодействие в рамках корпоративных программ.

Ежегодно в рамках интегрированной системы подготовки, заключающейся в оптимальном сочетании учебы в аудиториях и лабораториях института с инженерно-производственной практикой на рабочих местах, в организации и на действующие промышленные предприятия выходит около 600 студентов. Студенты технических специальностей в период первой практики обучаются рабочей профессии со сдачей квалификационного экзамена. После четвертого курса производственная практика предусматривает работу на предприятии в соответствии с графиком учебного процесса. По окончании практик студенты проходят аттестацию на предприятии. В состав аттестационных комиссий входят ведущие специалисты предприятий, руководители практик от предприятия и от института, возглавляет комиссию главный инженер.

В процедуре итоговой аттестации студентов НИИ в обязательном порядке принимают участие ведущие специалисты и руководители предприятий-работодателей в качестве председателей и членов Государственных аттестационных комиссий. Темы дипломных проектов и работ согласуются с потребителями специалистов и соответствуют современному уровню развития науки и техники.

Главный результат всей этой большой работы – высокая степень востребованности и трудоустройства наших выпускников. Судите сами: с 2005 по 2009 годы приняты на работу 89,1 процента выпускников очной формы обучения, в том числе на предприятия Заполярного филиала компании – 57,8 процента. В целом же за почти 50-летний период работы институтом подготовлено и выпущено более 13 тыс. инженеров и 14 тыс. техников. Значительная часть наших выпускников и сегодня составляет техническую и руководящую элиту предприятий и организаций Норильского промышленного района.

Следует заметить, что именно с этой стороны мировой финансовый кризис не обошел институт стороной. Точнее, не столько институт, сколько градообразующее предприятие – Заполярный филиал компании. Так, в прошедшем 2009 году финансовое обеспечение мероприятий «Комплексной программы» было сведено к минимуму, однако уже в этом году ситуация изменится в положительную сторону.

– Вы избраны ректором Норильского индустриального института в декабре 2005 года. Если подвести промежуточные итоги вашей работы, что бы вы назвали главной удачей, главным результатом прошедшего 5-летнего периода? И каким вам видятся в целом перспективы «самого северного» вуза страны? Какие планы в связи с этим вы намечаете?

– Вообще-то, принимая во внимание нормативный пятилетний срок пребывания в должности ректора, сегодня можно уже говорить об итогах работы в целом.

При этом необходимо понимать, что это итоги деятельности не только ректора, но и всей его команды: от проректора до заведующего кафедрой или руководителя иного структурного подразделения, а также всего коллектива института. Если же акцентировать внимание именно на ректоре – главном руководителе вуза, то в первую очередь, я бы подвел итоги реализации той программы развития института на 2006-2010 годы, с которой выходил в 2005 году на выборы. В целом ее удалось выполнить на 85-90 процентов, что, учитывая условия
ее реализации, является, на наш взгляд, хорошим показателем. Конечно же, что-то не получилось (не хватило времени и средств), над чем-то надо еще поработать, появились новые проблемы.

Главные достижения прошедшего 5-летнего периода таковы:

Первое. Усилиями Норильского индустриального института в регионе сохранена и укреплена система среднего и высшего профессионального образования.

Второе. Успешно выполнена основная задача вуза – подготовка (обучение и воспитание) квалифицированных специалистов, конкурентоспособных, адаптированных к нашим специфическим природно-климатическим условиям и технологическим особенностям действующего производства, способных к профессиональномуростуипрофессиональной мобильности в условиях рыночной экономики. Показатели трудоустройства и карьерный рост наших выпускников, результаты мониторинга уровня подготовки дипломированных специалистов в Норильском индустриальном институте, проводимого путем социологического опроса руководителей подразделений ЗФ компании и предприятий группы «Норникель», свидетельствуют о том, что нам удается сохранить качество образования в вузе при всех негативных существующих факторах (снижение качества физико-математической подготовки учащихся школ, несоответствие ожиданий выпускника вуза – молодого специалиста предложениям работодателей и др.).

Третье. Для решения основной задачи обеспечены условия эффективной реализации профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, а именно: за прошедший период укреплен кадровый потенциал вуза, повышен показатель «остепененности» профессорско-преподавательского состава, существенно развита материально-техническая база института (приобретено и введено в эксплуатацию современное оборудование, приборы, современные технические средства обучения, выполнен большой объем ремонтно-строительных работ), усилено методическое обеспечение и информационное сопровождение образовательного процесса.

Четвертое. На более высоком качественном уровне ведется в вузе воспитательная работа, значительно увеличилось число студентов, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня, художественной самодеятельности и творческих коллективах, существенно увеличены объемы финансирования воспитательной работы, что позволило реализовать в институте ряд социальных программ (организация для остронуждающихся студентов бесплатного оздоровительного питания, отдыха на Черноморском побережье и т.д.)

Пятое. В социальном плане удалось создать в институте обстановку всемерной поддержки и развития инициатив подразделений, кафедр и отдельных работников института, направленных на укрепление вуза, повышение результативности и качества всех видов его деятельности.

Из того, над чем еще предстоит серьезно поработать, я бы выделил следующее. Во-первых, совершенствование системы стимулирования работников института за успешное качественное решение поставленных задач, повышение основных показателей, характеризующих деятельность вуза. Переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) позволяет решать эти вопросы более эффективно и обосновано.

Нам необходимо наращивать объемы выполняемых научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, повышать результативность НИР и НИРС, а также активность профессорско-преподавательского состава и сотрудников в сфере научной деятельности.

Постоянного внимания требуют и вопросы совершенствования системы управления вузом в части оптимизации управления ресурсами (персонал, инфраструктура, финансы), а также внутривузовской системы управления качеством образовательного процесса.

И в завершение кратко о наших планах. Начата работа по разработке программы развития Норильского индустриального института на 2011-2015 годы, чуть более года остается до 50-летия института, а там уже и процедура очередной аккредитации «самого северного вуза страны».

В одном из своих выступлений в печати министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко сказал, что министерство настроено на развитие широкой сети вузов по стране, потому что вузы «скрепляют» страну, создают определенный социальный климат в регионах. Министр отметил: нельзя забывать, что вуз выполняет несколько функций, в том числе – социальную, что вуз – центр культуры, чье влияние распространяется на все слои общества, и вспомнил добрым словом наши северные города, в которых жив неповторимый вузовский дух.

Вот это и есть наши перспективы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В соответствии с профессионализмом и бизнес-планом
Образование – основа экономического развития
Первый негосударственный вуз Красноярского края
КемГУКИ: инновации в образовании
Инновационная политика в медицинском образовании
В согласии с социальными партнерами
Инновационная составляющая развития медицинского вуза
Система взаимодействия социальных партнеров
Компетентностный подход к подготовке специалистов
Липецкий металлургический колледж - опираясь на партнеров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ