Межстрановые исследования качества образования

Межстрановые исследования качества образования

Репортаж с XII Международной российской конференции исследователей высшего образования

Развитие транснациональных коммуникаций и академической мобильности вызывает интерес исследователей к сопоставлению уровня качества высшего образования в разных странах. Для принятия важных решений стейкхолдерам необходима информация: студентам – о государствах и вузах, где они планируют учиться, а университетам – о правильных способах привлечения контингента обучающихся из разных стран. Результаты межстрановых исследований в области качества представили профессора Роберт Верхайн (Федеральный университет Баии, Бразилия) и Джейк Мёрдок (Университет Бургундии, Франция) на XII Международной российской конференции исследователей высшего образования.
Роберт Верхайн
Роберт Верхайн
Профессор педагогического факультета Федерального университета Баии (Бразилия), старший научный сотрудник центра Леманна в Стэнфордском университете (США)

Бразилия и США: 
две страны – две системы

Несмотря на сходство Бразилии и США в плане государственного устройства, образовательные системы двух стран имеют значительные различия, отраженные в политике гарантии качества высшего образования. К такому выводу пришел профессор Роберт Верхайн, автор конкурентного анализа обеспечения качества обучения в бразильских и американских вузах, основанного на его сорокапятилетнем опыте работы в Бразилии и результатах исследования, проведенного им в Стэнфордском университете (США).

Разные подходы к качеству высшего образования в двух странах сложились исторически. Бразильская система управления образованием высоко централизована: деятельность федеральных университетов определяется федеральным правительством, обладающим большими полномочиями, чем местные органы власти. Эта традиция восходит к временам, когда все государство находилось под контролем императора. В противоположность бразильским университетам, вузы США подчиняются правительствам штатов. Истоки децентрализации американской системы образования берут начало в XIX веке, когда многочисленные штаты объединились в рамках конституции, сохранив при этом свои права и разработав собственные стандарты организации и качества обучения.

В Бразилии для получения официальной аккредитации деятельность университета должна быть положительно оценена правительственными организациями. Обязанности по аккредитации разделены между двумя федеральными агентствами: одно отвечает за оценку работы вузов и программ бакалавриата (INEP), второе оценивает программы магистратуры и более высоких уровней образования (CAPES).

В США создано 6 региональных аккредитационных агентств, ответственных за оценку качества обучения в подотчетных им образовательных учреждениях. Кроме того, существуют национальные организации, работающие с учреждениями определенного типа: например, коммерческими или профессиональными учебными заведениями, религиозными вузами или онлайн-университетами. Слово «национальные» профессор Верхайн использует только потому, что эти агентства функционируют на национальном уровне. Это не означает, что они являются государственными. Многие из них фактически не признаны Министерством образования США и являются однодневками, предлагающими свои услуги всем, кто готов за них платить. Во многих штатах процедура аккредитации не ориентирована конкретно на образование, поэтому вузы оцениваются таким же образом, как и деловые предприятия.

Аккредитация может быть разной: необходимой в плане юридических последствий для обеспечения жизнеспособности вуза или добровольной, представляющей собой знак качества и, очевидно, важной в плане получения университетом государственного финансирования. Если аккредитующая организация не признана Министерством образования США, аккредитованный вуз не сможет получить такое финансирование (особенно это касается студенческих займов).

В связи с преобладанием в Бразилии частного сектора высшего образования и более ограниченной программой государственного финансирования главным результатом аккредитации для бразильских вузов является получение необходимого правового статуса. 

Аккредитация в Бразилии проводится чаще, чем в США, и в ее основе лежат не столько визиты экспертов в вузы, сколько национальные данные о качестве преподавания в вузах и программ бакалавриата. Это связано с тем, что внешняя оценка не всегда должным образом учитывает то, что происходит в вузе в плане обучения студентов, и университеты обращаются к более объективным и легко измеримым критериям. В вузах США большое внимание уделяется внутренней самооценке качества обучения студентов, которая должна стать важным компонентом и объектом внешней оценки, проводимой вышеупомянутыми агентствами.

Решения об уровне качества образования в вузах двух стран также принимаются по-разному. В отличие от США, где используется двоичная система оценки «да – нет», образовательные учреждения Бразилии ранжируются по шкале от 1 до 5. Ранжирование, основанное на результатах визитов в вуз, может привести к проблемам, потому что постоянные участники визитов могут иметь разные взгляды на сравнение одной образовательной организации с другими. Это стало одной из причин перехода к использованию аккредитационных показателей. 

Серьезные различия между Бразилией и США наблюдаются и в степени формальности процесса внешней оценки качества. В Бразилии члены экспертной группы не знакомы друг с другом, потому что их выбирает компьютер. Также они должны быть максимально удалены от оцениваемого учреждения. В США зачастую возникают ситуации, когда университет сам участвует в отборе участников экспертного визита, и, поскольку оценку проводят региональные аккредитующие организации, в экспертную комиссию входят в основном представители конкретного региона. Кроме того, американские вузы более открыты для взаимодействия с экспертами как в ходе визита, так и до и после него.

Профессор Верхайн отмечает, что и в Бразилии, и в США деятельность по обеспечению качеств высшего образования подвергается широкой критике из-за недостаточно высоких стандартов качества и легкости получения положительной экспертной оценки. По его мнению, необходимо уделить больше внимания институциональной самооценке в Бразилии и обновить стандарты качества в обеих странах. Очевидно, что гарантия качества на национальном уровне требует использования показателей и данных, позволяющих проводить более эффективные международные сравнения.

Качество образования централизованно обеспечивается на национальном уровне почти во всех вузах (95%), входящих в федеральную систему высшего образования Бразилии.

Различия в системах высшего образования и аккредитации двух стран

Джейк Мёрдок
Джейк Мёрдок
Профессор сравнительного образования Университета Бургундии (Франция)

Из студентов в специалисты

Профессор Университета Бургундии Джейк Мёрдок представил сравнительное исследование качества высшего образования и рынка труда в 9 странах Европы (Франции, Италии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Нидерландах, Германии, Австрии и Чехии) на основе данных, полученных в рамках проектов Eurostudent, Cheers и Reflex. 

Свою работу профессор Мёрдок назвал попыткой связать воедино два аспекта, которые зачастую исследуются независимо друг от друга: опыт учебы в университете и построение дальнейшей карьеры на его основе. В исследовании рассмотрены условия жизни и обучения студентов в зависимости от их социально-экономических и демографических характеристик, а также использование полученных в вузе навыков на рабочем месте.

Опросы показали, что выпускники выходят на рынок труда с высоким уровнем коммуникативных и аналитических навыков, а также умением работать в команде, так как этому хорошо обучают в рамках определенных программ высшего образования. Иная ситуация наблюдается с навыками планирования, ведения переговоров, работы на компьютере, а также умением работать под давлением – все это, как правило, улучшается уже на рабочем месте.

Вот наиболее интересные наблюдения. 

Социально-экономический аспект обучения 
1. Средний возраст студентов наиболее высок в Норвегии, Швеции и Финляндии (28-29 лет), поскольку большинство молодых скандинавов предпочитает сначала получить не высшее образование, а опыт работы. 
2. Наиболее независимы в финансовом плане студенты в Норвегии, Финляндии и Австрии. 
3. Самый высокий процент обучающихся, поступающих в вузы сразу после школы, живущих с родителями и являющихся студентами первого поколения (91%, 75% и 72% соответственно) приходится на Италию.

Качество высшего образования
1. В плане международной академической мобильности наиболее активны студенты из Норвегии (28%), Финляндии (33%), Австрии и Чехии (по 27%). 
2. Наиболее критичны к качеству обучения австрийцы: им удовлетворены только 44%, в то время как в других странах доля довольных своим образованием студентов составляет примерно две трети.

Оптимизм на рынке труда. Процент обучающихся, положительно оценивающих перспективы своего трудоустройства, достаточно высок во всех исследуемых странах (см. рис. 1). 

Рисунок 1 Обучение и карьера в Европе: межстрановые различия

Трудоустройство
1. Уровень безработицы в Италии и Франции (6-9%) намного выше, чем в северных странах (1-4%).
2. Краткосрочных контрактов больше всего заключается в Италии (28-29%), а меньше всего – в Чехии (13-16%). 
3. В Норвегии своей работой удовлетворены почти 80% студентов, тогда как в Италии – примерно 50%. 
4. В северных странах высока степень занятости в государственном секторе (43-61%), а в Италии – доля работников на местах, не требующих квалификации, которую дает высшее образование. 
5. Во всех исследуемых странах по меньшей мере две трети студентов выбрали бы ту же специальность, если бы пришлось начать все заново. 
6. Лучше всего полученные в вузах навыки применяются студентами скандинавских стран.

В заключение профессор Мёрдок рассказал о новом пилотном исследовании под эгидой Европейской комиссии – Eurograduate (начато в 2020 году) на материале 8 европейских стран: Австрии, Чехии, Хорватии, Германии, Греции, Литвы, Мальты и Норвегии. Объектом исследования являются вопросы, связанные с трудоустройством, развитием и использованием навыков, активной гражданской позицией, опытом международной мобильности. Также он сообщил о своем участии в сравнительном исследовании взглядов молодых людей на свою жизнь совместно с коллегами из Российской академии наук и выразил надежду на успешное продолжение международного академического сотрудничества, невзирая на внешние обстоятельства.

Подготовила
Кристина Парулава

01.03.2022
Наверх