Интернационализация образования: о чем должны знать вузы-экспортеры

Интернационализация образования: о чем должны знать вузы-экспортеры

ОТ РЕДАКЦИИ В рамках долгосрочного информационного партнерства продолжаем публикацию цикла выступлений руководителей и специалистов представительств Россотрудничества1, действующих в разных странах мира. Наши гости рассказывают о национальных кадровых потребностях и популярных у молодежи страны профессиях, о ключевых параметрах при выборе абитуриентами зарубежных и, в частности, российских вузов для поступления, эффективных рекрутинговых стратегиях образовательного экспорта и типичных ошибках. Экспертные комментарии и оценки представителей Россотрудничества актуальны для ректоров и проректоров по международной деятельности, представителей международных служб российских вузов. Сегодня в номере представлены Египет, Сербия и Шри-Ланка.
Алексей ТЕВАНЯН
Алексей ТЕВАНЯН
Руководитель представительства Россотрудничества в Арабской Республике Египет

АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЕГИПЕТ

В 2019 году на учебу в Россию по контракту направились около 8 тыс. граждан Египта (в 2010-2011 году – 399*).

Отметим, прежде всего, что российско-египетские отношения носят традиционно дружественный характер, а в настоящий момент наше сотрудничество по всем направлениям находится на подъеме.

Крупным событием, имеющим особое значение для дальнейшего укрепления межгосударственных отношений России и Египта, стало подписание лидерами двух стран в октябре 2018 года договора о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве, а также объявление 2020 года пере­крестным Годом гуманитарного сотрудничества (акция перенесена на 2021-й в связи с пандемией коронавируса).

Все более динамично развивается торгово-экономическое, энергетическое и военно-техническое сотрудничество России с Египтом. Наша страна выступает в качестве партнера АРЕ в реализации гигантских экономических проектов. Так, госу­дарственная корпорация «Росатом» начинает строительство первой египетской АЭС. В районе Суэца создается российская промышленная зона. Реализуется крупнейшая сделка на поставку в АРЕ 1,3 тыс. пассажирских вагонов, произведенных российской компанией «Трансмашхолдинг». В связи с изобретением в России первой в мире вакцины от коронавируса «Спутник V» изучается вопрос использования египетскими фармацевтическими фирмами российских биотехнологий.

Обращаем внимание на заметное развитие двусторонних связей в образовательной сфере, столь важной для укрепления дружественных связей народов наших стран. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста интереса египетской молодежи к российскому образованию и русскому языку. Главными факторами, привлекающими все большее количество египетских абитуриентов в Россию, является расширение всестороннего сотрудничества наших стран, традиционно высокое качество российского образования, справедливое ценообразование и перспектива изу­чения русского языка в связи с появлением нового мотивирующего фактора, связанного с крупными совместными экономическими проектами.

* * *

В 2019 году на учебу в Россию по контракту направились около 8 тыс. египтян, что на 2,5 тыс. человек больше, чем годом ранее, и в два раза больше, чем в 2017 году. Это рекордный показатель со времен распада СССР.
Вместе с тем Российская Федерация выделяет Египту ежегодно около 130 образовательных стипендий, в том числе по направлению «Ядерная энергетика и технологии», чтобы египтяне имели возможность в будущем полноценно управлять своей АЭС. Наряду с этим предлагается и на месте задействовать возможности госкорпорации «Росатом» в сфере подготовки египетских научных кадров в области ядерной физики и технологий.
В Российский центр науки и культуры в Каире ежегодно поступает более 1 тыс. заявок на предоставление государственных стипендий. С учетом растущего интереса к российскому образованию планируется поступательно увеличивать квоту.

Что касается русского языка, приятно отметить: за последние годы в различных университетах Египта открылись несколько кафедр русистики, регулярно увеличивается количество студентов вузов, в которых с давних пор ведется преподавание русского языка. А на курсах русского языка в российских центрах науки и культуры в Каире и Александрии уже обучаются более 1,6 тыс. египетских граждан ежегодно. Организуемая РЦНК в Каире ежегодная олимпиада по русскому языку среди египетских студентов уже стала привлекать более 200 участников.

Представительство Россотрудничества в АРЕ активно популяризирует российское образование в Египте. На базе наших РЦНК в Каире и Александрии проходят выставки-презентации российских вузов, семинары и круглые столы. Поощряется публикация статей и информационных материалов на эту тему в местных СМИ. К участию в крупных международных образовательных выставках на территории АРЕ привлекаем российские высшие школы/

Египет является весьма перспективным рынком для продвижения российских образовательных услуг. В этой области здесь работает большое количество компаний, имеющих соглашения с оте­чественными высшими учебными заведениями. Некоторые вузы устанавливают прямые связи и плодотворно развивают партнерские отношения. Однако существующий потенциал продвижения российского образования на компенсационной основе, к сожалению, реализуется далеко не в полной мере.

Рекомендуем российским вузам активнее участвовать в крупных международных образовательных выставках, проводимых на территории АРЕ, организовывать совместные научные конференции, переводить свои рекламные и презентационные материалы на арабский язык. Одновременно с этим представляется актуальным открытие здесь филиалов подготовительного факультета отечественных университетов, направленных на организацию превентивного обучения египтян с возможностью последующего поступления в вузы. Кроме того, в Египте востребован государственный центр тестирования по русскому языку.

Следующий, 2021-й год станет перекрестным Годом гуманитарного сотрудничества России и Египта.

Ольга ГОЛУБЕВА
Ольга ГОЛУБЕВА
Начальник отдела представительства Россотрудничества в Республике Сербия

РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ

По данным Минобрнауки РФ, в 2018-2019 учебном году в российских вузах обучалось 633 гражданина Сербии (в 2010-2011 году – 240).

Ежегодно наращивая экспорт сельхозпродукции, Сербия традиционно большое внимание уделяет аграрному сектору. Не изменится ситуация и в ближайшем будущем, поскольку инвестирование в АПК признано одним из ведущих направлений развития экономики страны.

Также на ближайшее пятилетие в число приоритетных направлений включены строительный сектор и сектор ИТ. Последнее признано одним из наиболее важных, и переход к экономике, основанной на знаниях и инновациях, является главной стратегической целью Белграда в перспективе. В Сербии уже открыты офисы зарубежных ИТ-гигантов, развиваются активно и собственные разработки и стартапы, некоторые из которых уже получили признание на мировом уровне.

Вместе с тем, чтобы добиваться ощутимого прогресса в ближайшем будущем необходимо – и это признается правительством Сербии – еще более активное инвестирование в образование, науку, инновации и новые технологии. Обсуждается и реформа самой системы образования, поскольку для движения в заданном направлении стране необходимы квалифицированные кадры, способные поднять отрасль на должный уровень. И это основная потребность кадрового рынка Сербии.

* * *

В топ ключевых параметров, которые являются определяющими при выборе сербскими абитуриентами страны и вуза для поступления, входят востребованность специальности на рынке труда, стоимость обучения, размер выплачиваемой ежемесячной стипендии, возможность трудоустройства, условия проживания в период обучения, студенческая активность.

Мы проанализировали статистику нескольких последних лет приема заявок от граждан Сербии на получение стипендий для обучения в России. Стабильно и равноценно востребованными направлениями являются такие, как: 1) экономика, менеджмент, международные отношения, туризм, гостиничное дело, 2) информационные системы и технологии, прикладная информатика, программная инженерия, строительство, нефтегазовая сфера, агроинженерия, 3) филология, лингвистика, языкознание, 4) лечебное дело, педиатрия, ортопедическая стоматология, психологическое и педагогическое образование, 5) театроведение, театральное и актерское искусство.

К часто задаваемым вопросам относительно обучения в российских вузах можно отнести заинтересованность в наличии и размере стипендий, которые, конечно же, придают уверенности иностранному студенту. Расспрашивают обязательно об общежитии, удаленности места проживания от университета. Интересует возможность временного трудоустройства в период обучения.

* * *

При принятии положительного решения об обучении в российском вузе главным фактором является получение качественного образования, которое гарантирует востребованность полученной специальности на рынке труда. Важную роль играет также культурная и языковая близость. Как показывает практика обучения на подготовительных факультетах с изучением русского языка и год проживания в российской языковой среде, сербские граждане весьма успешно адаптируются к новой лингвистической системе, что, в свою очередь, помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества восприятия всесторонней информации.
Абитуриенты и их родители рассматривают также возможность трудоустройства в российские компании, осуществляющие свою деятельность на территории Сербии: «Газпром», «Лукойл», «РЖД».

Следующим весомым аргументом является четкое понимание, когда именно выпускник вуза получит диплом об образовании на руки. В Сербии, в отличие от системы образования РФ, по завершению обучения выпускник получает диплом не ранее, чем через шесть месяцев после сдачи государственных экзаменов. Это затрудняет, например, подачу заявления на программу магистратуры в российский вуз из-за отсутствия полного комплекта документов, а именно – диплома, подтверждающего получение первого высшего образования.

Если у сербского абитуриента или его родителей возникают сомнения или разногласия относительно выбора между российским вузом или европейским, то решающим фактором, как правило, является наличие ежемесячной стипендии. Размер её должен покрывать все затраты на проезд, проживание в общежитии и питание. В этом случае перевес идет в сторону западных вузов, к сожалению.

* * *

Наиболее эффективными инструментами в продвижении российского образования являются презентационно-ознакомительные мероприятия, которые представители отдела образования Российского центра науки и культуры в г. Белграде проводят на территории Сербии. Ежегодно мы представляем сербской общественности – руководству региональной администрации и образовательных учреждений, педагогам и учащимся – презентацию о возможностях российского бесплатного образования в различных регионах Сербии на их образовательных площадках. Так осуществляется знакомство с Россией, её регионами, российскими вузами и программами обучения.

Неотъемлемой частью подобных мероприятий считаем получение информации непосредственно от иностранных студентов российских вузов. Это лучший формат ответов на все интересующие вопросы потенциальных абитуриентов. Поэтому сотрудники отдела образования и русского языка Русского дома в Белграде представляют вниманию сербской общественности видеоролики-интервью с участием иностранцев, обучающихся в российских университетах. Студенты подробно рассказывают о своих впечатлениях, программах и мероприятиях вуза, открывшихся возможностях. Такие видеоклипы способствуют продвижению российского образования и повышают заинтересованность целевой аудитории к получению высшего образования именно в российском вузе, являются лучшей формой популяризации в международном образовательном пространстве.

* * *

Для усиления российского присутствия на обра­зовательном пространстве Сербии призываем наши вузы активнее принимать участие в образовательных мероприятиях сербских учреждений, направлять своих представителей в сербские школы и гимназии с организацией просветительских акций, мотивирующих к обучению именно в России.

Руководству международных отделов, отделений по работе с иностранными студентами российских вузов уместно назначать кураторов, которые будут сопровождать абитуриента и студента от начала поступления в вуз, приезда в город, заселения в общежития до момента получения долгожданного диплома о получении высшего образования в России. И здесь особенно важна оперативная и непрерывная связь с каждым иностранным учащимся. Лицам, ещё не владеющим русским языком и обучающимся на подготовительных факультетах, необходимо ощущение безопасности и уверенности в том, что представители российского вуза, их кураторы будут всегда на связи и разговаривать на понятном им языке, с целью создания благоприятной атмосферы общения и взаимопонимания.

Сербские граждане весьма успешно адаптируются к новой лингвистической системе, что, в свою очередь, помогает быстро включиться в учебный процесс…

Анастасия ХОХЛОВА
Анастасия ХОХЛОВА
Руководитель представительства Россотрудничества в Демократической Социалистической Респуб­лике Шри-Ланка

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ШРИ-ЛАНКА

По информации Минобрнауки РФ, в 2018‑2019 учебном году в России проходило обучение 1448 представителей Шри-Ланки (в 2010‑2011 учебном году – 479).

В Шри-Ланке на сегодняшний день имеется всего 15 государственных вузов, что при населении более 20 млн. человек нельзя назвать достаточным для обеспечения нужд страны в подготовке квалифицированных профессиональных кадров. Таким образом, получение высшего образования за рубежом является для многих ланкийцев актуальной темой.

Первое место по востребованности в современной Шри-Ланке вот уже многие годы традиционно удерживают медицинские и инженерные специальности: лечебное дело, хирургия, стоматология, гражданское строительство, машиностроение. Здесь эти профессии в принципе очень престижны и пользуются государственными преференциями: например, для врачей предусмотрено льготное налогообложение по ряду статей, а также с зарубежным дипломом врача или инженера вполне можно открыть свой бизнес. Поскольку туризм является одной из важных областей экономики страны, востребованы также такие направления подготовки, как гостиничное дело, менеджмент и управление персоналом. Кроме того, у молодежи в последние годы становятся все более популярными специальности, связанные с современными технологиями: IT, программирование, микробиология.

* * *

Определяющими при выборе страны и вуза для поступления у ланкийцев можно назвать стоимость обучения, язык (наиболее популярен – английский), уровень университета в международных рейтингах, перспективы трудоустройства после выпуска, возможность подработки во время обучения. Ну и, конечно, бытовые вопросы: условия проживания в общежитии, медицинское страхование, повседневные расходы на проживание с учетом уровня жизни.

Решающими для абитуриентов и их родителей при выборе российского вуза являются признание диплома в Шри-Ланке (для медицинских специальностей), соотношение качества и стоимости обучения, безопасность студента во время обучения и проживания, возможность в дальнейшем продолжить обучение по программам магистратуры и аспирантуры (ординатуры). Часто выбор падает именно на российские вузы ввиду принципиальной доступности для поступления университетов с высоким рейтингом и мировым именем, а также широких возможностей организации культурного досуга в процессе обучения, позволяющего приобщиться к богатейшему культурному наследию, посетить всемирно известные театры и музеи.

Среди факторов, которые могут негативно повлиять на решение ланкийцев об обучении в России, – языковой барьер, порой не соответствующий стандартам уровень проживания в общежитии, а также относительная сложность в оформлении пребывания и обучения, бюрократические барьеры и не всегда выверенное взаимодействие между вузами и задействованными в организации этого процесса инстанциями.

* * *


Каковы наиболее типичные ошибки, от которых хотелось бы предостеречь российские вузы при наборе абитуриентов из числа граждан Шри-Ланки? Во-первых, неверная оценка целей и задач студента: многие используют Россию как перевалочный пункт, где можно закрепиться на первое время для дальнейшей иммиграции в страны Европы и Америки. Во-вторых, заниженная оценка платежеспособности абитуриента. И, в-третьих, сотрудничество с недобросовестными местными рекрутинговыми компаниями, преследующими свои цели в ущерб равно как российским вузам, так и ланкийским абитуриентам.

* * *


Наиболее эффективным для рекрутинга представляется сотрудничество с местными проверенными крупными компаниями, занимающимися набором студентов. А также привлечение представителей вузов к участию в информационно-рекламной работе: публикация их интервью в местных СМИ, выступления на ТВ, визиты делегаций в страну на выставки, для организации семинаров и конференций.

В целом в последние годы ланкийцы отдают предпочтение получению высшего образования в вузах Австралии, Малайзии, КНР, США, Канады, Японии. Вместе с тем здесь по-прежнему популярно и престижно иметь диплом российского вуза, являющийся гарантом высокого стандарта образования и качества полученных профессиональных навыков.

Можно с уверенностью утверждать, что при должной организации рекрутинга и эффективном информационном сопровождении расширение российского присутствия на образовательном рынке Шри-Ланки имеет несомненный потенциал.

Первое место по востребованности в современной Шри-Ланке вот уже многие годы традиционно удерживают медицинские и инженерные специальности…

* При подготовке материала использовались данные: Арефьев А. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 10/Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований, 2020.

22.12.2020
Наверх