Экспертный совет. Эксперт: Андрей Юрьевич Александров. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Андрей Юрьевич Александров

Ректор

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№150 (2) '2024
аккредитация в образовании

По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 приз­нанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?

эксперт

—  Качество образования в высших учебных заведениях является важнейшим аспектом, оцениваемым с различных сторон. Один из них – международные рейтинги университетов, которые сегодня имеют серьезный вес при принятии решений студентами, их родителями, а также учеными и руководителями образовательных организаций.

Даже само участие вуза в рейтинге – уже  своеобразный знак качества.

Рейтинги университетов смогли точно и объективно отобразить многие ключевые аспекты деятельности вузов, такие как академическая репутация, качество преподавания, исследовательские достижения, международное сотрудничество, оснащение лабораторий и другие критерии. Они помогают выделить вузы,  достигшие выдающихся результатов в указанных областях и способствуют повышению конкуренции в образовательной сфере.

Однако, не все аспекты образования могут быть адекватно измерены и отражены в рейтингах. Некоторые важные качества, такие как развитие критического мышления, общественная активность студентов, практические навыки, индивидуальный подход к обучению, могут оказаться менее поддающимися количественной оценке. Эти качества, хотя и не всегда легко измеряются, но имеют большое значение для формирования комплексной оценки качества образования в университете.

 Руководителям образовательных организаций важно формировать аналитический подход к изучению рейтингов и производить комплексную оценку качества образования, учитывая как количественные, так и качественные параметры, которые остаются за рамками стандартных рейтинговых критериев.

Нужно понимать, что ни один самый популярный рейтинг не может  с полной объективностью передать  всю информацию об учебном заведении. Но он может стать неким подобием маяка, который укажет общее направление и поможет отобрать пул приоритетных вузов и программ.

аккредитация в образовании

Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?

эксперт

—  Для того, чтобы повысить качество и объективность рейтингов университетов, организаторы рейтингов должны внести ряд изменений в методологию и критерии оценки. Можно выделить следующие направления усовершенствования:

- Более широкий список направлений для проведения рейтинга: для более полного отражения качества университетской деятельности необходимо учитывать не только академические показатели, но и другие важные аспекты, такие как структура учебного процесса, инновационность, степень вовлеченности студентов в активности вуза и т.д.
- Больший упор на качество обучения и образовательного процесса: важно, чтобы рейтинги университетов уделяли должное внимание процессу обучения, качеству преподавания, использованию современных методик обучения и оценке результативности образовательного процесса.
- Учет индивидуальных особенностей: организаторы рейтингов должны помочь университетам подчеркнуть их уникальные сильные стороны. Это может включать специфические программы обучения, уникальные исследовательские проекты, успешные партнерства с промышленностью и другие факторы, которые могут быть упущены в стандартных критериях рейтингов.
- Прозрачность методологии: заинтересованным сторонам, в том числе университетам, необходима четкая информация о том, как именно происходит оценка университетов и какие данные учитываются при формировании рейтингов. Прозрачность методологии позволит обеспечить более объективное рейтингование и повысить доверие к результатам.
- Учет социального вклада университета: помимо академических и исследовательских показателей, важно также учитывать социальный вклад университета в развитие общества. Это может включать в себя степень вовлеченности университета в социальные проекты, поддержку студенческой активности, развитие культурного наследия и другие аспекты.

В целом, внесение этих изменений позволит рейтингам университетов стать более объективными и репрезентативными, соответствовать современным вызовам образования и обеспечить более точную оценку качества образовательных учреждений.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.

эксперт

—  Для продвижения образовательной организации в рейтинге необходимо уделить внимание ряду обязательных условий, которые могут повысить ее позиции и привлечь внимание оценщиков и потенциальных студентов. Могу выделить следующие ключевые условия:

1. Академическое качество. Одним из основных условий для улучшения позиций университета в рейтинге является поддержание высокого уровня академического качества – развитие  образовательных программ, современных методик обучения, поддержку научных исследований и участие преподавателей в академическом сообществе.

В 2023 году ЧГУ им. И.Н. Ульянова вошел в число лучших из более чем 660 проанализированных вузов страны по результатам Предметного агрегированного рейтинга. В «первую лигу» рейтинга попали 6 укрупнённых групп специальностей и направлений (УГСН) университета: «Экономика и управление», «Электро- и теплоэнергетика», «Юриспруденция», «Химические технологии», «Информатика и вычислительная техника», «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело».

2. Международное сотрудничество. Участие в международных проектах, обмен студентами и преподавателями, партнерство с зарубежными университетами позволяют обогатить учебный процесс, расширить возможности для студентов и преподавателей, а также повысить статус университета.

Развитие инновационных образовательных программ, в том числе онлайн-курсов, современных технологий обучения, практической ориентации обучения, специализированных курсов по актуальным темам и технологиям, влияние вуза на социально-экономическое развитие региона способствуют  привлечению студентов.

Эксперты Казанского (Приволжского) федерального университета  проанализировали  679 российских вузов в разрезе 7 тематических блоков: образование в регионе, наука и инновации региона, репутационная экономика, социальные задачи региона, вклад в инфраструктуру, цифровая экономика, кадровый потенциал региона. В топ-100 вошли вузы широкого образовательного профиля, а также медицинского направления.  Чувашский госуниверситет вошел в ТОП-25.

Рейтинг лучших вузов России по версии HeadHunter включает в себя оценку качества обучения, оснащенность университетов современной техникой и наличие международных аккредитаций. Итоговый балл в рейтинге для каждого вуза рассчитывается на основе популярности вуза в своем регионе; востребованности выпускников вуза у работодателей; величина опыта работы выпускников; текущая трудоустроенность выпускников. Уникальность рейтинга в том, что он охватывает весь спектр высшего образования в России. В 2023 году Чувашский госуниверситет занял 70 место среди 411 вузов страны.

аккредитация в образовании

Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?

эксперт

—  Критический посыл о необходимости ориентироваться на сотрудничество вместо стимулирования академической конкуренции имеет право на существование. Активная конкуренция между университетами может стимулировать не здоровую конкуренцию, но искусственное повышение показателей, что часто не соответствует качеству образования. Конкуренция может также привести к изоляции университетов, ослаблению их отношений и сотрудничеству друг с другом.

С другой стороны, рейтинги могут сыграть положительную роль в направлении университетов на сотрудничество, если используются в качестве инструмента для оценки совместных проектов и программ между университетами. Рейтинги также могут поощрять университеты к сотрудничеству в области исследований, обмена опытом и созданию совместных образовательных программ.

Важно, чтобы университеты не видели рейтинги в качестве конечной цели, а использовали их как инструмент для развития и улучшения качества образования через сотрудничество. Совместная работа и обмен знаниями между университетами могут привести к более широкому и глубокому пониманию проблем современного образования и науки, что в конечном итоге сможет принести пользу всему университетскому сообществу.

Наверх