Экспертный совет. Эксперт: Салават Талгатович Сагитов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Салават Талгатович Сагитов

Ректор

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№150 (2) '2024
аккредитация в образовании

По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 приз­нанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?

эксперт

—  В наш век информационной открытости узнаваемость вуза, наверное, один из важнейших параметров влияния на социум. И это вполне измеряемый параметр, там много количественных характеристик. Но вот за количеством должно стоять качество. Не столь важно, сколько перек­рестных ссылок на публикации в соцсетях демонстрирует вуз или сколько публикаций взаимного цитирования издали его преподаватели. Есть гораздо более глубокие проблемы. Мы все видим перекос в оценке научных достижений наших ученых, который сложился в мире в последние два года. Прежние механизмы, на которые (не будем этого скрывать) ориентировались научные школы вузов, показали свою зависимость от политической конъюнктуры, а новые пока, на мой взгляд, еще не вошли в стабильное русло. В некоторых рейтингах заведомо региональные вузы будут проигрывать столичным. Поэтому считаю очень удачным расп­ределение вузов в национальном агрегированном рейтинге не по позициям, а по лигам, и учет только результатов 8 лучших из 12 анализируемых по параметрам конкретного вуза. Мы все разные, и недостаточно сильные позиции в том или ином рейтинге зачастую обусловлены объективными, а не субъективными причинами.

аккредитация в образовании

Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?

эксперт

—  Часть параметров оценки достаточно спорные. Например, как ведется расчет востребованности выпускников вуза у работодателей в рейтинге HeadHunter? По среднему числу приглашений на собеседования, полученных одним выпускником вуза от работодателей на hh.ru в отчетном году. Но выпускники нашего университета на 70% трудоустраиваются уже на 3–5 курсах и могут ни разу не обратиться в кадровые агентства – они с педагогической практики уходят напрямую в школы. Да они и не пользуются hh.ru, это платный ресурс. И в школах не предусмотрен менеджер по подбору персонала, который бы занимался этой работой. Там эти процессы имеют свою специ­фику. Представители системы образования чаще всего приходят лично на карьерные мероприятия и забирают наших выпускников с защиты диплома. Покажем мы в данном рейтинги высокие показатели? Нет. Но это не значит, что наш вуз не востребован. Студенты педагогических направлений согласно ФЗ «Об образовании в РФ» имеют право работать официально после 2-3 курса, чем успешно пользуются, и к 5 курсу имеют внушительный опыт: побывали в летних и школьных лагерях, поработали в разных школах. А с учетом дефицита учителей очередь за нашими выпускниками выстраивается большая. Доля трудоуст­ройства выпускников педвузов по завершению университета достигает 90%, но не забываем, что ребята уходят служить, а также поступают в магист­ратуру и создают семьи.

Хотелось бы также уйти от позиций, связанных с получением вузами «плюшек» в рейтинге просто на платной основе. Много примеров, когда, допустим, региональная торгово-промышленная палата заявляет к профессионально-общест­венной аккредитации весь спектр образовательных программ высшего образования по всем укрупненных группам направлений и специальностей, включая гуманитарные, инженерные, медицинские, классические университетские, творческие и пр. Официально – право имеет, а нас­колько квалифицированно это будет сделано? Наверное, это вопрос времени, и тоже будет происходить рейтингование этих организаций с пос­ледующим отсеиванием из данной сферы. А пока – свидетельство получено, вуз в рейтинге поднялся. 

Или проведение платных экзаменов для студентов внешними структурами. Заплатил – поднялся в рейтинге, не заплатил – заведомо высоких мест не жди. Не очень корректно по отношению к вузам, когда этот показатель учитывается для всех в агрегированном рейтинге. А пользы от участия в этих экзаменах ни для студентов, ни для вуза нет, кроме сертификата для повышения позиции в рейтинге. Здесь искусственное лидирование получается.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.

эксперт

—  Очень важно вузам и регионам общаться друг с другом, делиться лучшими практиками, перенимать и внедрять передовые идеи. Ряд рейтингов основан на взаимной перекрестной оценке образовательных программ, научных достижений вузов, а как ставить оценку коллегам, и какую, если мы не знаем их достижений? Поэтому открытость, активное профессиональное общение – один из факторов успешности позиционирования себя в профессиональной сфере. Общаемся, много ездим друг к другу, приглашаем к себе – чтобы не только слышали, но и видели потенциал друг друга.

Высокие показатели по индексу Хирша – это научное сотрудничество, совместные проекты и исследования, интересные широкому кругу специалистов научной специальности, авторитет научной школы вуза. 

Мы очень внимательно относимся к мониторингу эффективности вузов – там те параметры, которые, на мой взгляд, действительно отражают уровень и динамику развития университетов. Несколько лет подряд не выходим из зеленой зоны, но вот отношение к медиане (а расчет в рейтинге идет именно так) не дает попасть в премьер-лигу. 

А вот что можно и нужно развивать – это участие наших студентов в профессиональных конкурсах как национальных, так и международных. Студенческие достижения – это во вторую очередь высокие показатели в рейтингах, а в первую – это локомотив продвижения имиджа вуза.

аккредитация в образовании

Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?

эксперт

—  Думаю, уже в какой-то степени ответил на этот вопрос выше. Сотрудничество университетов в сов­местных научных проектах расширяет горизонты узнаваемости вуза, что, в свою очередь, влечет за собой формирование персонального имиджа вуза и отдельных образовательных прог­рамм в среде абитуриентов и работодателей, в регионе и в стране. А сотрудничество с лидерами рейтинга, тем более, на пользу. Но интересны ли мы лидерам? Безусловно, да. Наши отдельные направления работы, лаборатории, научные школы, результаты организации практической подготовки, механизмы взаимодействия с региональными структурами в вузах в субъек­тах Российской Федерации зачастую ничем не уступают федеральным. Но у нас в стране менталитет таков, что принято быть скромным. А иногда это работает совсем не на пользу делу: коллеги просто не смогут тебя заметить и верно оценить. Рейтинги позволяют вузам показать свои сильные стороны по отдельным параметрам, дают внешнюю независимую оценку, которая важна и в глазах абитуриентов, и их родителей, и в глазах коллег.

№149 (1) '2024
аккредитация в образовании

Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?

эксперт

—  Фундаментальность высшего образования – это признак его специфичности и отличия от любого другого уровня. Классическая характеристика фундаментальности и ее смысл, а именно знание и понимание принципов и законов строения и эволюции мира и профессиональной деятельности, не требует коррекции. Российская высшая школа исторически осуществляла фундаментальное образование, есть смысл обратиться к ее успешным практикам.

Безусловно, фундаментальность – это главное достижение и преимущество отечественного образования.

Любая наука – это часть формирования естественно-научной картины мира у подрастающего поколения, у будущего профессионала-специалиста, учёного. Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное образование даёт целостное представление о современной естественно-научной картине мира, позволяет заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствует творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Всё перечисленное составляет фундамент подготовки современного педагога, весь комплект учебной и методической документации направлен на достижение данного основополагающего тезиса: ФГОС, ОПОП, РПД, программы, планы, модули выстроены согласно этим правилам, требованиям.

Фундаментальность высшего образования направлена, прежде всего, на повышение качества образования, что возможно при соблюдении таких принципов, как основательность, глубина и прочность знаний, усиление взаимосвязи теоретической и прикладной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, направленность на универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления.

Но вызовы времени вносят свои коррективы, сейчас мы выходим на новое качество образования и переходим от информативного типа, формирующего конкретные, ограниченные знания к овладению знаниями-инструментами, к формированию на их основе глубокого целостного восприятия изучаемых процессов, системного мышления и способностей к систематическому переобучению.

аккредитация в образовании

Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?

эксперт

—  Качество абитуриента, качество ППС, качество содержания образования, баланс в структуре учебных планов, качество организации профессионально ориентированной внеучебной деятельности студентов, качество мониторинга образовательных результатов – те переменные, которые следует включить в формулу достижения баланса фундаментальности и практико-ориентированности.

В процессе подготовки будущего педагога мы даём фундамент: методологию, теорию и историю науки с большим выходом на практико-ориентированную деятельность будущего специалиста. Достижение баланса возможно при соблюдении их единства фундаментальности и практико-ориентированности.

Если поставить в центр подготовки педагога общеобразовательную и специальную часть программы инвариантного и вариативного структурообразующего ядра подготовки специалиста, то это позволит будущим педагогам лучше продолжать процесс самообразования в условиях интенсивной изменчивости современной фундаментальной и прикладной науки. 

В активе БГПУ им. М.Акмуллы уже используются   ЦРК (центры развития компетенций) и профессиональные мастерские, которые   успешно осуществляют практическую подготовку педагогов. Имея мощную материально-техническую базу, оснащение и комплектацию методическими пособиями и разработками, современные студенты – будущие педагоги и педагоги-практики, проходящие повышение квалификации, на данных площадках отрабатывают профессиональные компетенции, овладевают навыками работы на современном оборудовании, принимают участие в разнообразных учебных, научных и социальных проектах.   Сформированность профессиональных компетенций демонстрируется выпускниками в ходе демонстрационных экзаменов.  Большую практическую направленность имеют многочисленные олимпиады, конкурсы, в том числе конкурсы профессионального мастерства, работа с психолого-педагогическими классами, предпрофильные направления работы с будущими абитуриентами.

В качестве неизвестных переменных, требующих большого обсуждения профессионального университетского сообщества, я бы выделил вопросы усиления методической подготовки современного педагога, владения навыками уверенной работы с современными интерактивными средствами обучения, на технологичном оборудовании, психологической готовности к решению практических педагогических задач в практике образования, взаимодействия с родителями, оформления педагогической документации.

аккредитация в образовании

Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?

эксперт

—  Если говорить о педагогических университетах, то стоить отметить, что первые и очень важные шаги в данном направлении уже сделаны. Единство образовательной среды как в «вертикальном направлении» – «школа-колледж-вуз», так и в «горизонтальном» – организация образовательного процесса в рамках ядра высшего педагогического образования, нацелены именно на достижение баланса. Вместе с тем, нам еще предстоит более четко определиться с организацией учебного процесса, научной работы, практики на уровне базового высшего образования и, особенно, со смысловой нагрузкой магистратуры педагогического образования в обновляющейся системе высшей школы России.

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Вузы постоянно сталкиваются с необходимостью учета в своей работе нескольких параллельно действующих нормативно-правовых актов, разработанных разными министерствами и ведомствами. Например, одним из показателей является привлечение к реализации образовательных программ руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы. Тут есть пара нюансов.
Дело в том, что в 2011 году были разработаны квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. И если ФГОС ВПО тех лет был синхронизирован с квалификационными характеристиками, то во ФГОС ВО следующего поколения формулировка поменялась: появился минимальный порог доли привлеченных работодателей относительно всего объема программы, что повлекло определенные проблемы. Для обеспечения требований ФГОС ВО вузу порой достаточно сложно найти действительно опытного практика на условную должность ассистента. Да, в исключительных случаях, через рассмотрение аттестационной комиссией, принимать работника на соответствующую должность при отсутствии у него достаточной квалификации все-таки разрешается. Но неверно исключения превращать в постоянную практику.
Понятно, что данные квалификационные характеристики разрабатывались для «классических» вузовских работников, на вакантные ставки которых проводятся соответствующие конкурсы. Сейчас было бы целесообразно инициировать внесение изменений в «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в части расширения перечня требований к опыту и стажу практической деятельности для должностей ассистента, преподавателя и старшего преподавателя – чтобы в качестве альтернативы научно-педагогического стажа для внешних совместителей был бы прописан стаж практической работы аналогично ФГОС – на должностях руководителей или ведущих специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, тем более, что обновилась номенклатура должностей педагогических работников.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  Вы правы, ректоры вузов активно участвовали в обсуждении предлагаемых аккредитационных показателей и критериев их достижения, поэтому многие вопросы были сняты еще во время проработки проекта. Те показатели, которые в итоге остались – понятны, измеряемы, проверяемы, достижимы.
Что немаловажно, оценка будет проводиться по имеющимся автоматизированным информационным системам с едиными подходами ко всем вузам, либо по информации, размещенной самим вузом на официальном сайте в сети интернет – и тоже по единой структуре согласно методическим рекомендациям по работе с сайтом.
Еще один важный момент, что не раз подчеркивалось при обсуждении – документ «живой» и будет постоянно анализироваться на соответствие требованиям времени.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Для успешного прохождения аккредитационного мониторинга вузам предоставляется определенный люфт. Порог эффективности установлен по достижению не обязательно всех показателей единовременно, какой-то из них может быть выполнен не по максимуму. Это правильный подход. Например, средний балл ЕГЭ для региональных вузов ниже, чем для столичных, и это может быть их уязвимым показателем. Но при высоких баллах по всем остальным показателям порог будет успешно пройден. При этом ключевым показателем является успешность выполнения студентами заданий диагностической работы – то есть систематическая проверка самим вузом у наших же студентов уровня формирования компетенций, требуемых образовательным стандартом. В опубликованных методических рекомендациях наконец-то появились конкретизированные требования к фонду оценочных средств по образовательной программе. Поэтому в ближайшее время мы будем актуализировать имеющиеся базы оценочных материалов и реструктуризировать систему внутренней оценки качества с учетом утвержденных аккредитационных показателей и методических рекомендаций по их применению.

Наверх