Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Необходима господдержка частного сектора образования

Очередная попытка мозгового штурма, направленная на решение насущных проблем частного образования, была предпринята на заседании экспертного совета по негосударственному сектору образования при Комитете Госдумы РФ по образованию.и развития частного сектора образования.

23.09.2015
Просмотров: 28

Окно возможностей

Необходима государственная программа поддержки и развития частного сектора образования

Очередная попытка мозгового штурма, направленная на решение насущных проблем частного образования, была предпринята 7 сентября на заседании экспертного совета по негосударственному сектору образования при Комитете Госдумы РФ по образованию.и развития частного сектора образования

ДИСКУССИЮ начал депутат-куратор экспертного совета по негосударственному сектору образования Олег Смолин. Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, количе­ство вузов в стране должно сократиться на 40 процентов, а их филиалов – на 80. По мнению первого заместителя председателя парламентского комитета по образованию, ситуация, сложившаяся сегодня с высшим образованием вообще и частным образованием в особенности, вызывает тревогу. Причина первая – Россия находится в состоянии экономического кризиса. Вторая – в этих условиях, естест­венно, растет безработица среди молодежи, и усиливать ее, мягко говоря, опрометчиво. И третья причина – появление большого количества незанятой молодежи вырастает в проблему социально-политическую.

Председатель экспертного совета по негосударственному образованию, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов в своем выступлении проанализировал достижения негосударственных вузов за двадцатилетие их деятельности и сформулировал задачи, которые должен решать сегодня частный сектор образования.

Почти вся топовая часть любого мирового рейтинга представлена негосударственными вузами. На прошедшей в июне в Дании седьмой сессии Международной экспертной группы по рейтингованию IREG, в которой приняли участие более 140 представителей из 38 стран мира, президент Ян Садлак подчеркнул:

– Негосударственные вузы имеют несравненно больший ресурс для качественной деятельности.

Анализ показывает, что и в России ведущие частные вузы более эффективно используют научные интеллектуальные ресурсы, чем их государственные собратья. По такому показателю, как наукометрия, многие частные вузы оказались на порядок выше не только всех вузов-победителей конкурса поддержки программ стратегического развития, но и существенно выше подавляющего большинства национальных исследовательских и федеральных университетов, в развитие которых государство вкладывает огромные ресурсы. Побеждают негосударственные вузы и по такому показателю, как процент дохода бюджета от интеллектуальной собственности, эндаумента.

Основное предназначение негосударственного сектора в России Владимир Зернов видит в том, чтобы создавать реальную конкурентную среду, а, следовательно, повышать качество образования.

В сложившейся ситуации необходимо просить профильный комитет Госдумы РФ рассмотреть вопрос о негосударственном секторе образования, в дальнейшем – обратиться в Правительство РФ с просьбой принять программу поддержки и развития негосударственного сектора. На сегодняшний день Россия – единственная страна в Евразии, не говоря уже о странах постсоветского пространства, где не существует никакой формы поддержки негосударственного сектора. Несмотря на то что первые лица страны говорят о необходимости исключения дискриминации этого сектора, обеспечения доступности его финансирования, позитивных сдвигов практически нет. В частности, контрольные цифры приема, которые на настоящий момент выделяются на негосударственный сектор, составляют менее 0,16 процента – это реально ниже минимального критерия ошибки в подсчетах. Получается, система образования просто не замечает негосударственный сектор, хотя при принятии соответствующего законодательного документа речь шла о 7-10 процентах.

Не решены и проблемы налогообложения негосударст­венных образовательных организаций. Например, в Москве открыть частную школу или вуз, если при здании есть земельная площадка, – практически нереально из-за высокого налога на землю.

В то же время проведение мониторинга эффективности позволило увидеть истинное положение дел в ряде частных образовательных организаций:

– Есть достаточно большое количество вузов, которые не имеют элементарных условий для проведения учебного процесса, – признал председатель совета АНВУЗ.

Владимир Зернов уверен, изменить ситуацию в лучшую сторону может поддержка регионов: например, в форме получения госзаказа на подготовку кадров. Для справки, Университету управления «ТИСБИ» (Республика Татар­стан) регион передал целый ряд колледжей, Смоленскому гуманитарному университету – муниципальные учебные заведения.

Важный фактор повышения конкурентоспособности негосударственных вузов – их укрупнение. Сегодня, по словам выступающего, реальна перспектива создания крупных вузов практически во всех регионах страны. В Москве насчитывается 7 крупных вузов, в Санкт-Петербурге – 8. Мощное объединение вузов создается в Ставрополе, судя по динамике процесса, к этому близок Краснодар.

Цели оптимизации сектора частного образования должны соответствовать развитию экономики страны. И во многих регионах частные вузы и их филиалы стали играть огромную роль в социально-экономической жизни, подытожил председатель экспертного совета по негосударственному сектору образования.

Цели оптимизации сектора частного образования должны соответствовать развитию экономики страны. И во многих регионах частные вузы и их филиалы стали играть огромную роль в социально-экономической жизни.

ВЫСТУПИВШИЕ на заседании представители негосударственного сектора, обращая внимание на серьезные проблемы – в частности, на многочисленные «законодательные дыры», усложняющие процесс объединения учебных заведений, – представили и позитивный опыт сотрудничества с региональными властями. Это, по сути, примеры государственно-частного партнерства.

Ректор Невского университета Марина Диброва рассказала, что реализация проекта по созданию объединенного вуза стала возможной благодаря взаимодействию с правительством Санкт-Петербурга.

Поскольку университет не выдержал бы груз экономических проблем, проект по его созданию имеет «трехслойную» основу. Первый уровень – собственно университет, в котором будет порядка 10 учредителей. Второй – образовательная корпорация, в которую входит Комитет по образованию Санкт-Петербурга. Благодаря этому к проекту уже присоединились три государственных колледжа, и город намерен выделить им общежитие. Второй уровень связан с кампусом, имущественным комплексом, в котором, как предполагается, будут располагаться центры инновационного развития Петербурга – учредителями выступят вуз и инженерный клуб города. В кампус в обязательном порядке заходит бизнес – таким образом университет приобретает недвижимость. Без создания этой современной образовательной среды сегодня не выжить. И, наконец, третий уровень – это социально-экономическое развитие территории, куда входят два муниципальных округа. Такая бизнес-модель актуальна не только для частных вузов, но и для государственных, перед которыми сегодня стоят идентичные проблемы: нужны средства, чтобы содержать недвижимость, оплачивать работу преподавателей, то есть обеспечивать качество образования.

Коллегу поддержала Татьяна Козлова, ректор Института правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург), подчеркнув, что процесс объединения образовательных организаций, несомненно, шел бы легче, если бы уже были предложены модели или типовые формы объединения – с пакетом документов. На сегодняшний день соответствующая правовая база не разработана. Говоря о концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-20120 годы, ректор справедливо подметила, что в ней нет ни одного слова о частных вузах. Это лишает их правового основания для развития. Поэтому необходимо либо принять подпрограмму развития и поддержки негосударственного сектора образования, либо создать собственную программу, которая была бы утверждена Правительством РФ.

Проректор по научной работе Подольского социально-спортивного института Валерий Гончаров обратил внимание на необходимость использования опыта создания интегрированных образовательных округов:

– Сегодня мы все понимаем, что негосударственные вузы должны решать государственные задачи.

Такой подход вкупе с активной позицией губернатора Андрея Воробьева позволил в Московской области в ассоциативном порядке объединить семь образовательных негосударственных учреждений в большой общий «кулак» и наладить отношения с регионом на основе взаимовыгодного сотрудничества.

По поводу будущего негосударственного сектора Валерий Гончаров солидарен с предыдущими выступающими: необходима «узаконенная» дорожная карта, которая даст возможность следовать в федеральном фарватере.

О необходимости господдержки и решении других острых проблем частного сектора образования говорили Александр Вильсон, президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР) РФ, Владимир Козлов, проректор по связям c государ­ст­венными и общественными органами Института МИРБИС (Москва), Николай Захаров, президент Прикамского социального института (Пермь), Евгений Миннибаев, ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Уфа) и другие.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров подчеркнул, что ведомство будет содействовать решению вопросов лицензирования и государственной аккредитации, связанных с объединением организаций:

– Здесь вы найдете нашу поддержку, поскольку очевидно, что в сложившейся ситуации негосударственный вуз, созданный в результате объединения материальных, научных и человеческих ресурсов, может составить конкуренцию государственному – в отдельных регионах точно.

Предложения экспертного совета по негосударственному образованию с думской трибуны озвучил Олег Смолин, выступивший 16 сентября. Назовем ключевые.

Первое. Обратить внимание Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ на то, что массовая ликвидация высших учебных заведений и их филиалов, предусмотренная концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, в условиях экономического кризиса представляет собой угрозу социальной и политической стабильности в стране.

Второе. Обратиться в Комитет Госдумы РФ по образованию с просьбой рассмотреть на специальном заседании – с приглашением глав Минобрнауки РФ и Рособрнадзора – вопросы, касающиеся состояния и перспектив развития частного образования в России, а также стратегии массовой ликвидации высших учебных заведений и их филиалов, предусмотренной концепцией ФЦПРО на 2016‑2020 годы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-81, с места события, негосударственное образование, комитет по образованию ГД РФ, качество образования, АНВУЗ

Похожие материалы:
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Качество образования: формальность и реальность
Развитие форм оценки качества образования
Развитие негосударственного образования – государственная задача
Модульная система обучения вводится в БФУ им. И. Канта
Госдума: итоги года
Фронт работы экспертных советов
Качество образования: гаранты и гарантии
Негосударственных детей в России нет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Слово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
В № 85 под рубрикой «Экспресс-форум» наш журнал представил палитру мнений ректорского корпуса...
Аккредитационные коллизии ДПО
Широкую дискуссию вызвала актуализация темы проведения общественной аккредитации организаций,...
Мультимодульная модель образования
Система образования должна стать не государственно-муниципальной, а национальной – объединяющей...
Качество образования: формальность и реальность
Качество и доступность – альфа и омега отечественного образования. Поднимая эту тему на...
Престиж педагогической профессии
Томский государственный педагогический колледж занимает лидирующие позиции в регионе по таким...
Из журнала
#86Будущее университетов: желаемое и возможное
#87Слово редактора к №87
#84Как снять проблему дефицита кадров?
#83Механизмы повышения качества образования
#86Сибирская кузница кадров
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике