Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Негосударственный сектор как ресурс

Негосударственные вузы в процессе реформирования отечественной высшей школы стали появляться в массовом порядке. Как выяснилось впоследствии, их стали открывать везде.

31.10.2017
Просмотров: 6

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

РАСУЛОВ Магомедкамил Мирзаевич РАСУЛОВ Магомедкамил Мирзаевич – ректор Дагестанского медицинского стоматологического института, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РД, заслуженный деятель науки РД, заслуженный изобретатель РД, вице-президент Ассоциации стоматологов Дагестана, академик МАН.

Сейчас много говорится, в том числе и на самом высоком уровне, о необходимости развития предпринимательской деятельности, оказании государственной помощи тем, кто её ведет. Это важно, поскольку способствует увеличению налоговой базы и повышению благосостояния населения. Однако об образовательных организациях речь при этом не ведется. Они являются некоммерческими, не считаются предпринимательскими, и соответствующие льготы государством им не предоставляются. Вместе с тем, положительное влияние негосударственного сектора на развитие системы образования в России и мире уже очевидно.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ вузы в процессе реформирования отечественной высшей школы стали появляться в массовом порядке. Как выяснилось впоследствии, их стали открывать везде, несмотря на наличие или отсутствие условий для качественной организации образовательного процесса.

На начальном этапе развития негосударственного сектора образования необходимого опыта работы, по-видимому, не было ни у лицензирующих органов, ни у учредителей, ни у руководителей образовательных организаций. Это привело к тому, что некоторые недобросовестные ректоры начали заниматься выдачей дипломов при слабом или в ряде случаев даже полном отсутствии образовательного процесса. В результате нормальную, перспективную идею негосударственного образования дискредитировали.

Надо сказать, что в 90-е и последующие годы организация образовательного процесса и в государственном секторе высшей школы была далеко не на высоте. Это, на наш взгляд, явилось следствием недостаточного финан­сирования образовательного процесса, слабой материально-технической базы, низкой зарплаты профессорско-преподавательского состава, да и невысокого спроса на хорошо подготовленных специалистов.

Многие выпускники медицинских вузов старались устроиться преимущественно в негосударственном секторе практического здравоохранения или совмещать работу в государственных учреждениях с подработкой в частных лечебных учреждениях, отделениях и кабинетах.

Как правило, негосударственные образовательные организации начинали с нуля, не имея никакого бюджетного финансирования, при отсутствии или наличии минимальной материально-технической базы. Со временем, используя заработанные средства, они постепенно пополняли учебное и лабораторное оборудование, приобретали новую технику и технологии, обновляли библиотечный фонд, создавали учебную и методическую литературу, что позволило улучшить условия организации образовательного процесса. И в то же время, не тратя ни рубля из бюджета, привлекали инвестиции граждан, пополняя бюджеты разных уровней и готовя востребованных специалистов для народного хозяйства.

​Дагестанский медицинский стоматологический институт создан в 2010 году на базе Дагестанского стоматологического колледжа.

В вузе действуют 2 факультета (высшего образования и профессионального образования) и 4 кафедры (гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин, профессиональных дисциплин, стоматологии). Работу по обеспечению учебного процесса и социально-бытового обслуживания студентов и сотрудников осуществляют библиотека, физкультурно-оздоровительный центр, столовая, медпункт [2]. Совместно с Ассоциацией стоматологов Дагестана институтом учреждена газета «Стоматология Дагестана».

Институт располагает собственной клинической базой. В клинике проводятся амбулаторные приёмы, имеются хирургическое, терапевтическое, ортопедическое отделения. Ведется строительство клинического центра со стационаром на 100 коек [3]. В 2015 году институт получил лицензию на подготовку специалистов по клинической ординатуре и аспирантуре. В 2016 году первые выпускники ДМСИ успешно прошли аккредитацию специалиста и получили соответствующие сертификаты.

СЕГОДНЯ наш небольшой вуз (320 студентов) вносит в бюджет более 6 млн. рублей в год в виде налогов. Думается, это неплохо, тем более для дотационной Республики Дагестан. Одновременно на собственные сред­ства мы строим базовую клиническую больницу на 100 стационарных коек с поликлиникой на 100 посещений в смену. Думается, это будет хорошим подспорьем для овладения практическими навыками учащимися, получения квалифицированной медицинской помощи населением и в определённой степени поможет разгрузить бюджет республики, так как отпадет необходимость строительства лечебного учреждения в данном районе города.

Зачастую образовательные организации вынуждены тратить заработанные средства на работы не первой значимости, а умственные ресурсы – на абсолютно ненужные бумажные работы (отчеты – их масса), проверки и переписки. Помнится, в своё время Б.Н. Ельцин говорил о необходимости уменьшения количества бумаг, но получилось, как получилось. Вводятся всё новые и новые формы отчётов, в ряде случаев приходится их дублировать и в электронном варианте.

Основной задачей медицинских вузов является подготовка квалифицированных специалистов-врачей. Согласно ФГОС этим должны заниматься 65-70 процентов лиц, имеющих ученые степени. Возможно, требование и правильное, но готовим-то мы в вузах не научных работников, а специалистов. И в практическом здравоохранении работает немало высококвалифицированных, имеющих достаточные теоретические знания и большой практический опыт врачей, но без ученой степени. А вот когда речь идёт о профессорско-преподавательском составе при подготовке в аспирантуре, то такая постановка во­проса, безусловно, правомерна.

Между тем, если рассмотреть зарубежный опыт, ведущие вузы во многих странах являются негосударственными. Такова, скажем, почти треть всех голландских вузов. Самым большим, разнообразным и, по утверждению многих авторов, эффективным признан американский сектор частного образования. Частные университеты, являясь источником инноваций, играли значительную роль во всей истории образования и научных исследований в США [1, с. 238].

Считается, что в любой области лучшими часто являются именно частные университеты, где качество преподавания выше, чем в государственных. Примерами могут служить такие престижные университеты, как Стэндфордский, Йельский, Гарвардский, Принстонский, Колумбийский, Университет Южной Кали­форнии [1, с. 240-241].

В Китае закон о стимулировании негосударственного образования определил его характер и правовой статус, провозгласив в качестве общественно полезного дела. Закон уравнял правовой статус негосударственных и государственных учебных заведений, их преподавателей и учащихся, предоставив последним равные права [1, с. 238].

ДУМАЕТСЯ, что для нашего государства было бы очень выгодно развитие негосударственного сектора высшей школы. Это, во-первых, существенная экономия бюджета. Во-вторых, вовлечение инвестиций населения в подготовку специалистов и создание базы для образовательных организаций, в частности, в медицинских вузах – создание собственных базовых лечебных учреждений без привлечения бюджетных средств. Кроме того, образовательные организации пополняют налоговую базу, дают работу определённому количеству людей.

Чем выше будет образованность населения, тем меньше будет противозаконных проявлений. Поэтому особенно важным представляется всяческое поощрение стремления граждан к учёбе, и государство от этого только выиграет.

Республика Дагестан – один из регионов с высокой рождаемостью. В то же время есть проблемы с трудо­устройством, а значит, и с возможностью заработать на жизнь. К сожалению, в этих условия молодёжь не всегда находит правильное решение поиска работы. Думается, одним из путей решения этой проблемы является возможность приобретения специальности молодыми людьми через обучение в вузе или ссузе.

В целом нам представляется, что негосударственное образование имеет перспективы только в том случае, если будут заинтересованность и поддержка со стороны государства. Это позволило бы существенно поднять уровень организации образовательного процесса и престиж образования в стране и мире.

Литература

  1. Зернов В.А., Солоницын В.А., Анцих Б.И. и др. Негосударственная высшая школа России. Становление, состояние, перспективы развития. – М., 2009.
  2. Подробнее http://bit.ly/DMS92rpt
  3. Подробнее http://bit.ly/DMS92pub
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: республика дагестан, негосударственное образование, ао-92, точка зрения

Похожие материалы:
Как взвесить успешность?
Негосударственные вузы: выживание или развитие?
Слагаемые качества юридического образования
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Негосударственное образование в России. Ситуация изменилась
Каковы перспективы негосударственных вузов?
Движущая сила реформы – качество
Политика качества в негосударственных учебных заведениях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#88Региональный аспект профессионального образования
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
#93Базовый вуз российского нефтегазового образования
#86Стратегия развития Осинского аграрного техникума
#89Бесарион МЕСХИ о перспективах опорного университета
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны