Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Назарбаев Университет: перенимая лучшее у лучших

Казахстан по инициативе президента республики пошел по пути создания в Астане вуза нового качества – как национального бренда, гармонично сочетающего казахстанскую идентичность, лучшую международную образовательную модель и научную практику. Представляем вниманию читателей интервью ректора Назарбаев Университета Шигео Катсу.

Просмотров: 4333

Опыт создания Назарбаев Университета дает ответ на вопрос, возможно ли за короткий срок сформировать исследовательский университет высокого уровня

КАТСУ Шигео – ректор Назарбаев Университета, доктор истории экономики.
Родился в 1952 году в Японии.
Получил степень бакалавра по специальности «Международные отношения и экономика» в Токийском университете международных исследований. Продолжил обучение здесь же, получив степень доктора истории экономики. Окончил Дипломатическую академию в Вене по специальности «Международная экономика и международные отношения». Профессиональную деятельность начал в 1979 году в рамках программы «Молодые профессионалы» Всемирного банка. За время работы в этой структуре прошел практически все карьерные ступени – от специалиста до вице-президента, работал в разных регионах планеты – Западной Африке, Японии, Китае, Европе и Центральной Азии. С марта 2003 по декабрь 2010 года занимал пост вице-президента Всемирного банка по Европе и Центральной Азии.
С декабря 2010 года – ректор Назарбаев Университета. Эту должность совмещает с участием в Наблюдательном совете «АСЕАН плюс 3» отдела макроэкономического развития. Состоит также в Американском совете по международным НПО – организации, фокусирующейся на молодежных инициативах.
Научные интересы: страновое прогнозирование.
Владеет английским, французским, немецким, итальянским, китайским и русским языками.
Хобби: чтение, музыка, футбол, теннис, лыжи, бег.
Женат.
Жизненный девиз: каждый день вы учитесь чему-то новому, именно этим он так интересен.

В поисках путей прогресса и развития страны и народы стремятся к первоклассному образованию. Роль стержня в решении этой задачи, как считают эксперты, играют современные университеты исследовательского типа.

Казахстан по инициативе президента республики пошел по пути создания в Астане вуза нового качества – как национального бренда, гармонично сочетающего казахстанскую идентичность, лучшую международную образовательную модель и научную практику. По мнению ректора Шигео КАТСУ, давшего интервью журналу «АО», сегодня высшие учебные заведения мира активно соперничают между собой, «мы же только стартовали и должны показать, что Назарбаев Университет – достойный конкурент».

– Господин Катсу, президент республики Нурсултан Назарбаев в ходе лекции, прочитанной в университете в декабре 2010 года, сказал: «Я верю, что новый университет осуществит прорыв в подготовке новой элиты – поколения ученых-специалистов XXI века, которые изменят облик Казахстана». Какая модель положена в основу создания вуза?

– Можно сказать, что модель Назарбаев Университета уникальна и инновационна. Мы не прибегали к каким-либо готовым решениям. С самого начала перед нами были поставлены определенные цели и озвучены те ожидания, которые связываются с новым университетом. Наша модель была основана на стратегическом партнерстве с вузами мирового уровня и научными учреждениями, лучшими в своих областях. Как результат, у каждой из школ или научных центров университета есть свои международные стратегические партнеры. В частности, Школа инженерии работает в партнерстве с Университетским колледжем Лондона (Великобритания), Школа наук и технологий – с Университетом Карнеги-Меллон (США), Школа гуманитарных и социальных наук – с Университетом ВисконсинМэдисон (США), Высшая школа бизнеса создана в сотрудничестве со Школой бизнеса Фукуа Университета Дьюк (США), стратегический партнер Высшей школы государственной политики – Школа государственной политики Ли Куан Ю Национального Университета Сингапура, а у Высшей школы образования их два – Университет Кембриджа (Великобритания) и Университет Пенсильвании (США). Кроме того, запускаем Школу медицины в сотрудничестве с Университетом Питтсбурга (США). Назарбаев Университет строит свою модель, перенимая лучшее у лучших.

– Характеризуя общемировую тенденцию, аналитики обращают внимание на то, что характерными чертами современного университета стали значительное финансирование и поддержка исследовательской работы со стороны государства. В какой степени эта характеристика применима к Назарбаев Университету?

– Абсолютно. В настоящее время Назарбаев Университет практически полностью финансируется государ ством, то есть мы работаем благодаря казахстанским налогоплательщикам, и за это им безмерно благодарны. Согласно одному из недавних исследований Всемирного банка, для успешного развития вуза, нацеленного на международные академические стандарты, важны три условия.

Во-первых, таланты, таланты и еще раз таланты. Речь идет о привлечении талантливых студентов и блестящих преподавателей. Назарбаев Университет по праву гордится своими студентами и преподавателями. Во-вторых, очень важны ресурсы. Создать успешный современный вуз стоит недешево. Однако, помимо ресурсов финансовых, важны ресурсы человеческие. И здесь, считаю, нам также очень повезло. В-третьих, необходимо грамотное управление. Многое зависит от правильно выстроенной управленческой структуры и прозрачной системы отчетности.

Деятельность университета регулируется отдельным законом страны, который гарантирует нам автономию и академическую свободу. Высшим органом управления является попечительский совет. Мы стали первым вузом в Казахстане с подобной системой управления, и, надеюсь, это нововведение скоро распространится на другие вузы страны.

– Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее об основных принципах стратегии развития университета. В частности, как на практике реализуются принципы автономности и академической свободы вуза, а также интеграции образования, науки и производства?

– Хотел бы поделиться мнением, почему автономия и академическая свобода настолько важны в образовании. Прежде всего, крайне необходимо, чтобы у студентов и преподавателей была возможность задавать любые вопросы. Даже самые сложные. Даже самые неудобные.

Если говорить об интеграции науки и индустрии, хотел бы отметить, что мы стремимся создать в Назарбаев Университете благоприятную атмосферу для интеграции академического и научного компонентов в реальное производство. Изначально вуз создавался как университет исследовательского типа, сейчас мы пытаемся организовать на базе Назарбаев Университета интеллектуально-инновационный кластер. В этом плане для нас показателен всемирно известный опыт Кембриджа. Мы бы очень хотели, чтобы у нас получилось построить на базе вуза такой же успешно действующий технопарк. И главным критерием для всех научных проектов вуза является их практическая применимость в реальной индустрии.

– На какую модель оценки качества образования ориентируется ваш университет?

– Мы активно готовимся к процедуре международной аккредитации. Она важна как для рейтинга в целом, так и для уверенности наших студентов, для нашей общей уверенности в качестве собственной работы. Университет работает всего третий год, а если учесть, что поначалу мы предлагали только программу предуниверситетской подготовки, можно сказать, как полноценный вуз начали функционировать лишь два года назад. Тем не менее, серьезно относимся к нашей академической и научной деятельности. Кстати, недавно успешно внедрена система международного научного рецензирования (international peer review) всех научных проектов вуза.

– По оценке российских работодателей, сегодня уровень соответствия выпускников вузов требованиям реальной экономики, современным технологиям находится в пределах 10-25 процентов. Как, с вашей точки зрения, обстоят дела в Казахстане? Каким вам видится оптимальный контент взаимодействия Назарбаев Университета и работодателей?

– Вспоминается, как несколько лет назад Всемирный банк по Европе и Центральной Азии (в это время мне как раз довелось возглавлять офис Всемирного банка в этом регионе) и Европейский банк реконструкции и развития проводили совместное исследование по оценке развития бизнес-среды – BEEPS (Business Environment and Enterprise Performance Survey). И во многих странах предприниматели в числе наиболее серьезных препятствий для ведения бизнеса назвали государственный контроль, налоговые режимы. А на постсоветском пространстве, в том числе и в Казахстане, одной из главных проблем была названа острая нехватка квалифицированных кадров. И стало ясно, что качество существующего образования перестало соответствовать ожиданиям работодателей. Требовалась масштабная переподготовка человеческих ресурсов, дополнительное обучение.

Высшее образование в Казахстане, как и в целом в СССР, строилось по традиционной схеме, когда лекция профессора представляла большей частью монолог. Интерактива был минимум, студенты не задавали неудобных вопросов. Таким образом, критическое мышление не поощрялось, а учеба была направлена на заучивание и запоминание большого объема информации. Между тем, в реальной жизни от специалистов в значительно большей степени требовалось умение находить пути разрешения комплексных проблем и ситуаций (problem solving). Обычно этого от сотрудника ожидает его босс. Соответственно, больше требовалось умение задавать вопросы, фокусироваться, определять приоритеты, тайм-менеджмент. В вузах же этому, как правило, не учили. В свете сказанного понятно разочарование работодателей.

Как же этот вопрос решается в Назарбаев Университете? Прежде всего, мы стараемся воспитывать в студентах самостоятельность и ответственность, делая упор на обучение практическим навыкам, а не только теоретические знания. Во-вторых, культивируем принцип критического мышления. Студенты всегда должны задаваться вопросами «почему?.. почему бы и нет?.. каким образом?..».

– Российские эксперты констатируют низкую ориентированность отечественных профильных вузов на восприятие новых мировых направлений науки и технологии и подготовку в соответствии с этими направлениями нового поколения кадров. По вашей оценке, насколько актуальна эта проблема для системы профессионального образования Казахстана? Каким вам видится ее решение в стенах вашего вуза?

– Можно сказать, что необходимость решения этой проблемы и явилась причиной создания Назарбаев Университета. Перед нами была поставлена задача – создать передовое учебное заведение для подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих глобальным вызовам XXI века. В числе приоритетных отраслей были названы именно технические и инженерные специальности.

Мы привлекли международных партнеров, которые помогли разработать учебные планы, выстроить систему оценки качества, привлечь профессорско-преподавательский состав. Все предлагаемые специальности являются востребованными в Казахстане – робототехника, компьютерные науки, материаловедение.

– Как известно, одной из целей создания вашего вуза было развитие отечественных научных исследований и разработок. Что вы можете рассказать на сегодняшний день о достижениях научных центров университета и перспективах их развития?

– С самого начала мы обязались придерживаться международных стандартов. Была внедрена система международного научного рецензирования. Подписан контракт с американской научной ассоциацией ORAU (Oak Ridge Associated Universities), объединяющей несколько тысяч ученых и экспертов. Международное рецензирование помогает получить независимую и объективную оценку научных проектов университета. Это позволяет быть уверенными в том, что тематика исследований актуальна, предлагаемые методы исследования надежны, а авторы проектов достаточно квалифицированы, чтобы провести заявленное исследование. Наши преподаватели в обязательном порядке занимаются научно-исследовательской деятельностью и активно привлекают к участию в ней студентов с первых курсов учебы. Также Назарбаев Университет участвовал в разработке нового закона о науке в Казах стане, новой системы научных грантов. Сегодня в университете действуют 4 исследовательских центра: энергетических исследований, наук о жизни, национальный ана литический и образовательной политики.

– В одном из интервью казахским СМИ в 2011 году вы сказали: «Если нам удастся внедрить принцип междисциплинарных исследований, мы сможем сделать рывок вперед». Как обстоят дела сегодня? Какой ответ вы дали бы на вопрос: является ли структура университета адекватной решению задачи осуществления междисциплинарного обучения?

– Вы знаете, современная жизнь ставит перед учеными такие комплексные задачи, которые больше невозможно решать в рамках одной дисциплины. Возьмите проблему изменения климата и связанные с ней новые схемы расселения людей. Над ней совместно работают климатологи, гидрологи, инженеры, а поскольку пересматриваются требования к инфраструктуре – специалисты по урбанизации. В конце концов, большинство наук служит в первую очередь человеку, который сам по себе – сложное существо. К созданию любого инженерного гаджета сегодня необходимо привлекать психологов, чтобы сделать новый продукт максимально удобным и привлекательным для потребителя.

Мы неизменно придерживаемся принципов междисциплинарного подхода при составлении учебных планов. Скажем, студентам, обучающимся техническим специальностям, обязательно преподаются гуманитарные дисциплины. А студенты Школы гуманитарных и социальных наук изучают математику. Если взять в качестве примера магистерские программы Высшей школы государственной политики и Высшей школы бизнеса, то в первом случае специалисты на выходе должны владеть навыками предпринимательства и понимать принципы развития бизнеса, тогда как бизнес-лидерам необходимо обладать знаниями в вопросах государственного устройства и понимать принципы работы государственно-частного партнерства. Иными словами, в образовании сегодня приветствуется холизм.

– Университет априори нацелен на самое широкое международное сотрудничество. Какое место здесь отводится России? Имеются ли планы по расширению взаимодействия с нашей страной?

– Безусловно, мы всегда открыты сотрудничеству с российскими коллегами. Нас успели посетить с визитами делегации Московского государственного университета, Уральского государственного экономического университета. Сейчас ведутся переговоры с Российским университетом дружбы народов. Наши ученые также сотрудничают с российскими коллегами. Вместе с тем лист академических партнеров Назарбаев Университета формировался с учетом специфики учебного заведения: например, академический язык вуза – английский. Однако мы нацелены на широкое сотрудничество с российскими коллегами в части обменных программ между студентами и преподавателями, и, конечно же, в области науки. Будем рады, если российские студенты начнут учиться в Назарбаев Университете.

– Известно, что в августе 2012 года Назарбаев Университет стал площадкой для проведения первого Евразийского форума лидеров высшего образования. Как вы оцениваете главные итоги этой встречи?

– Прежде приглашаю российских коллег принять участие в очередном форуме, который состоится в июне 2013 года.

В прошлом году мы проводили подобную встречу впервые. В качестве основных вопросов повестки рассматривались такие как обеспечение качества образования и его оценки, менеджмент в сфере образования, исследования в этой области, интернационализация образования. В форуме приняли участие лидеры в нашей области деятельности и эксперты из 30 стран Европы, Азии и Северной Америки. Это была хорошая возможность коллегиально обсудить самые актуальные вопросы, волнующие сегодня управленцев и руководителей сферы высшего образования.

– И заключительный вопрос: каким вам видится будущее Назарбаев Университета?

– Светлым. Но всегда надо помнить о вызовах и препятствиях. За эти два года сделано многое. Считаю, что мы выстроили основу для успешного развития образования и науки в Казах стане и создаем платформу для международной интеграции в образовании. Нам удалось привлечь талантливых, ярких студентов, неравнодушных и любознательных. Именно поэтому у меня очень оптимистичный настрой.

Вместе с тем, мы сейчас говорим только о начале большого пути. Очень важно, чтобы та поддержка со стороны государства, которую мы получаем сегодня, сохранялась на прежнем уровне в течение многих лет. Нам необходима помощь наших стейкхолдеров: политиков, предпринимателей, общества, родителей. Рассчитываем также на взаимодействие с будущими выпускниками. Все эти факторы обеспечат устойчивость развития и хорошие результаты. Это значит, что мы сможем построить вуз с хорошей репутацией на международной арене. Это значит, что наши выпускники будут востребованными, получая выгодные предложения от работодателей, соответствующие их знаниям и навыкам. Сфера образования – очень конкурентная среда, сегодня высшие учебные заведения мира активно соперничают между собой. Мы же только стартовали и должны показать, что Назарбаев Университет – достойный конкурент.

Другой вызов – это вопрос кадров. Со своей стороны мы благодарны нашим сотрудникам и ценим их работу. Каждый из них выкладывается стопроцентно. Внешнему наблюдателю может показаться, будто все они безостановочно участвуют в беге на короткие дистанции, а сам процесс строительства университета – это непрерывный марафон. И здесь очень важно, чтобы люди не перегорели. Необходимо уже сегодня подумать о будущем поколении, имея в виду не только наших студентов, но и сотрудников, будущих руководителей университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Система высшего образования республики Казахстан
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Профессиональное образование: посмотреть, что впереди
Обеспечение качества образования в Казахстане
Экспорт российского образования: кто «даст добро»?
Факторы конкурентоспособности экономистов
Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Назарбаев Университет: генетический код инноваций
Демографический кризис: вызов или возможность

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ