Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Научная экспертиза вместо тендера на гуманитарные знания

Доминирующим фактором деятельности РГНФ является отбор и адресная поддержка научных проектов на принципах свободного конкурса, на основе многоэтапной независимой научной экспертизы. В соответствии с этими принципами была создана экспертная система, состоящая из экспертных советов по направлениям гуманитарных наук.

Просмотров: 3132
ФРИДЛЯНОВ Владимир Николаевич – председатель совета Российского гуманитарного научного фонда, доктор экономических наук

По решению правительства РФ в мае 2010 года Российский гуманитарный научный фонд – одну из двух крупнейших российских организаций по финансированию научных исследований – возглавил Владимир ФРИДЛЯНОВ. В беседе с нашим корреспондентом он поделился своим видением перспектив деятельности РГНФ и способов решения существующих острых проблем – прежде всего, в финансовой и нормативно-правовой сферах.

Опережая время

На сегодняшний день главным итогом деятельности Российского гуманитарного научного фонда является то, что он выдержал проверку временем. Полностью оправдал себя заложенный основателями «генеральный» тезис о создании фонда с целью «государственной поддержки развития гуманитарных наук, распространения гуманитарных знаний в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки», что нашло отражение в решении правительства РФ в 1994 году.

Конечно, шестнадцать лет назад ученые-основатели РГНФ не могли себе представить, что настанут такие времена, когда критерием отбора лучших научных достижений будет степень снижения цены на проведение исследований. И все же многолетний опыт работы подтвердил, организаторы фонда заложили единственно правильную идею – главенствующей в системе определения научной значимости проекта гуманитарной направленности должна быть независимая многоступенчатая экспертиза.

Опережая время – если иметь в виду происходящее на наших глазах преобразование учреждений в форму бюджетных и автономных, – основатели фонда создали коллегиальный орган – совет фонда, состоящий из авторитетных российских ученых государственных академий наук, представителей крупнейших научных центров и высших учебных заведений.

Фонд ежегодно организует несколько видов конкурсов по основным направлениям гуманитарного знания, инициативных научно-исследовательских проектов, проектов по изданию научных трудов, развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук, созданию информационных систем, проектов организации экспедиций, других полевых исследований, экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ и др.

Доминирующим фактором деятельности является осуществление отбора и адресной поддержки научных проектов на принципах свободного конкурса, на основе многоэтапной независимой научной экспертизы.

Госдумой РФ 26 ноября 2010 года принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности».

Заместитель министра образования и науки РФ Иван Лобанов, по поручению правительства представивший законопроект на пленарном заседании, отметил, что этот документ упорядочивает систему фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, устанавливает особенности правового статуса фондов, организационную структуру, определяет требования к отбору фондами финансируемых проектов.

Согласно законопроекту, государственные фонды поддержки науки и инноваций являются государственными бюджетными учреждениями. Проект предусматривает также возможность создания и негосударственных фондов, деятельность которых будет регулироваться законом о некоммерческих организациях.

Применительно к государственным фондам проект вводит правило об обязательной экспертизе заявок на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов. Предусмотрено обязательное наличие в государственных фондах органов управления, действующих на коллегиальной основе. Указанные органы будут определять перечни основных направлений проведения отбора проектов, финансируемых за счет средств фонда, а также принимать решения об объеме финансирования таких проектов.

Депутат Николай Булаев, рекомендовавший депутатам от Комитета по науке и наукоемким технологиям принять проект, отметил его высокую актуальность и подчеркнул, что, в соответствии с документом, фонды создаются для поддержки не только научной, но и инновационной деятельности.

Депутат Виктор Зубарев назвал фонды поддержки инновационной деятельности важными инфраструктурными элементами инновационной системы, способными обеспечить проведение полного инновационного цикла научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, включая экспертизу проектов, а также создание промышленных образцов по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники.

По материалам управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ ГД РФ.

В соответствии с этими принципами была создана экспертная система, или институт экспертизы, состоящий из экспертных советов по направлениям гуманитарных наук. В дополнение к ним впоследствии были созданы также экспертные советы по целевым, международным и региональным конкурсам.

Кроме того, такие советы были созданы для экспертизы целевых конкурсов, таких, в частности, как «Образ России в современном мире», «Теоретические основы инновационной экономики», «Россия в условиях мирового кризиса».

Ежегодно к экспертизе привлекается около 2 тыс. авторитетных и высококвалифицированных ученых – докторов наук, работающих более чем в 390 научных организациях и представляющих свыше 50 регионов России. Таким образом, за годы деятельности фонда вокруг него образовалась элита экспертов-гуманитариев.

Благодаря созданному действенному механизму независимой экспертизы проектов получают поддержку инициативы отдельных ученых и небольших научных коллективов, ведущих работы на высоком профессиональном уровне, – вне зависимости от возраста ученых, региональной или ведомственной принадлежности. Основной массив проектов выполняется в организациях высшей школы, Российской академии наук, других государственных академиях.

Фонд проводит региональные конкурсы, финансируя их на паритетных началах с администрациями 53 субъектов Российской Федерации, организует международные конкурсы с 13 странами Европы, а также странами СНГ.

Совокупный итог работы фонда – 250 тыс. поддержанных проектов.

Красноречивы цифры, характеризующие итоги издательской деятельности фонда, которой всегда уделялось повышенное внимание: это 4,5 тыс. книг, ежегодно направляемых бесплатно в более чем 220 библиотек государственных университетов всех регионов.

В ближайших планах фонда – обеспечение экспертизы и конкурсных процедур по заказам федеральных органов исполнительной власти, отечественных и зарубежных организаций.

«Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Для совершенствования системы экспертизы и конкурсных процедур в 2010 году была разработана новая редакция нормативных документов, регламентирующих работу экспертной системы фонда и порядок финансирования поддержанных проектов, в том числе введение системы участия не менее трех экспертов на первичном уровне экспертизы.

В Положение о конкурсах РГНФ и объявление о конкурсах 2011 года внесены некоторые новации, касающиеся системы критериев оценки проектов, определения размеров грантов, которые направляются на научные проекты.

С 2005 года федеральный бюджет затратил на поддержку гуманитарных проектов свыше 5 млрд. рублей при ежегодной средней величине индивидуального гранта от 157 тыс. рублей в 2005 году до 400 тыс. рублей в 2011 году.

Фондом подготовлена и осуществляется целевая программа поддержки молодых ученых, предусматривающая финансирование научных исследований и стажировок в крупных научных центрах России, оплату расходов на командировки для работы в библиотеках и архивах, приобретение научной литературы, участие в научных мероприятиях за рубежом. В рамках этой программы в 2007-2010 годах поддержано 166 проектов стажировок и командировок, а также 92 проекта участия молодых ученых в научных зарубежных мероприятиях.

Выделенные молодым ученым гранты должны обеспечивать достижение соответствующей цели: присвоение ученому высшей научной квалификации – кандидата или доктора наук, обязательный доступ к его работе широкой научной общественности через публикации в электронных средствах информации. Вопрос выделения грантов фонда студентам старших курсов высших учебных заведений или привлечения ведущего ученого-профессора к выполнению работы по заказу фонда совместно с группой молодых ученых требует рассмотрения.

Каждая организация, обращающаяся к фонду за финансовой поддержкой, должна информировать о своих усилиях по стимулированию научной работы новых докторов наук, включая их обеспечение научным руководством. Следует принять за правило, что каждая организация-получатель грантов должна внимательно относиться к созданию условий для научной работы.

Фонд предполагает ввести в практику пилотную программу годичных грантов для молодых исследователей, уже подававших заявки на финансовую поддержку, но не получивших ее, – при условии, что такие проекты относились к значимым, но «отложенным» ввиду недостаточного финансирования.

Можно констатировать, что наблюдается ежегодный рост заявок на конкурсы РГНФ. Как правило, более половины заявок – 60,7 процента (в 2010 году – 65,5 процента) составляют научно-исследовательские проекты, далее следуют проекты по изданию научных трудов – 6,8 (в 2010 году – 7,9), организации конференций – 12 (в 2010 году – 13,1) и экспедиций – 3,3 (в 2010 году – 4,8).

Существенно выросла доля заявок на конкурсы поддержки молодых ученых, несколько увеличилась – на подготовку научно-популярных книг, выросла – по экономике, социальным наукам, истории.

Требуются альтернативные варианты

Финансирование проектов осуществляется фондом на грантовой основе в виде субсидий. Такая система имеет преимущества перед другими, поскольку направлена на финансирование не сметы расходов организаций, а государственную поддержку исследователя и его проекта.

Опираясь на приобретенный опыт и помня о требованиях по повышению эффективности работы государственных структур – прежде всего, в части обоснованности и адресности выделения бюджетных средств, – совет фонда определил приоритеты в организационном, методическом и информационном развитии.

Основной задачей является поддержка максимально широкого спектра исследований, при которой единственным критерием отбора предложений будет являться высокий научный уровень результатов.

В то же время на повестке дня остро стоит вопрос научной проработки альтернативных вариантов решения стратегических социально-экономических и политических задач, содержащихся в посланиях Президента РФ и перспективных планах работы правительства страны. Не погрешим против истины, если отметим, что органами государственного управления и политическим руководством страны всегда были востребованы аналитические рекомендации и прогнозные оценки, основанные на научной методологии и отражающие позицию различных школ и направлений.

Для подготовки таких материалов, как правило, необходим комплекс исследований, относящихся традиционно к гуманитарным наукам. Поэтому мы должны не только структурировать в поле единой системной логики имеющиеся заделы в различных дисциплинах, но и провести дополнительные конкретные и целенаправленные исследования, в том числе социологические, экономические, исторические и другие.

Элемент соревновательности ученых

Реализуя поставленные задачи, совет фонда принял решение об объявлении ежегодных целевых междисциплинарных конкурсов. В 2011 году научному сообществу предлагается выполнить четыре проекта: «Модернизация России: социально-гуманитарные измерения», «Россия в АТЭС», «Россия в полицентричном мире», «Энергетика и геополитика». Их эксклюзивность состоит в необходимости рассмотрения сложных и трудно формализуемых явлений и тенденций, изучение которых объективно требует комплексного, междисциплинарного подхода, учитывающего значимость и взаимозависимость различных аспектов.

Перспективные направления развития Российского гуманитарного научного фонда:

  • Оптимизация системы целевых конкурсов.
  • Расширение региональных и международных конкурсов.
  • Издание учебных пособий и словарей.
  • Активизация издательской деятельности.
  • Выделение грантов на перевод изданий.
  • Расширение и укрепление связей российских и зарубежных ученых.
  • Переход фонда в автономное учреждение.
  • Переход на «электронный фонд».
  • Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и организациями по экспертизе проектов.
  • Привлечение внебюджетных источников.

Руководители таких проектов должны наполнить вышеназванные направления конкретными разделами практически по всем наукам гуманитарного профиля. Итогом каждого проекта должна стать книга на заданную тему. Стоит подчеркнуть, к реализации этих проектов могут привлекаться и зарубежные ученые, финансирование работы которых осуществляет бюджет той страны, в которой ученый живет и работает. На наш взгляд, это своеобразный элемент соревновательности ученых: согласитесь, если просто приглашать зарубежных профессоров и оплачивать их расходы из федерального бюджета, вряд ли это повлияет на позитивное развитие отечественной науки.

Следует обратить внимание на то, что в рамках указанного подхода по некоторым проблемам необходима системная проработка понятийного аппарата, методологии анализа и прогноза, расчётного инструментария и т.д. Например, в проекте «Модернизация» при рассмотрении ключевого понятия «конкурентоспособность страны (социально-экономической системы)» будет учитываться не традиционный набор факторов – уровень развития науки, производственно-технологический потенциал, объёмы и структура инвестиций, качество системы образования и профессиональной подготовки, – а научный анализ таких аспектов, как возможности и ограничения конкурентоспособности, обусловленные природными ресурсами, транспортной инфраструктурой, географическим положением, здравоохранением, мобильностью трудоспособной части населения, менталитетом социальных слоёв и этнических групп.

Поддерживая участие в проектах ведущих учёных и специалистов по самому широкому спектру научных дисциплин, РГНФ может – при соответствующей организации работ и их методическом и информационном обеспечении, – стать реальным научно-аналитическим центром в гуманитарной области.

С водой не выплеснуть ребенка

Безусловно, система экспертной оценки и отбора заявок на выделение грантов нуждается в совершенствовании.

При проведении ежегодных конкурсов заявок фонд сталкивается с проблемой обеспечения необходимого «качества» отбираемых работ и обоснования этого выбора. Сложность обусловлена, прежде всего, большим количеством заявок – свыше 8 тыс. в год. По каждой привлекаются три независимых эксперта по научным направлениям с последующим рассмотрением результатов первичной экспертизы на экспертных советах и на заседаниях совета фонда. Такая многоступенчатость экспертизы требует реформирования опросных анкет экспертов, формализующих оценочные параметры с точки зрения новизны проекта, его фундаментальности, возможности получения новых знаний, соответствия высшим достижениям гуманитарных наук в рецензируемых проектах.

Однако, несмотря на то, что вышеназванные индикаторы работы РГНФ воспринимаются научным сообществом как позитивные, существует опасность, что это может быть нивелировано существующими подходами к бюджетному финансированию, которое с каждым годом уменьшается. Результатом может стать снижение финансирования в 2012-2013 годах на 30 процентов.

Если мы рассчитываем на дальнейшее развитие грантовой формы финансирования научных проектов, необходимы соответствующие решения по включению в Бюджетный кодекс положений о том, что фонд сохраняет статус главного распорядителя бюджетных средств или является наиболее значимым бюджетным учреждением, как это имеет место быть в настоящее время.

Думается, может быть принята еще одна новация, суть которой в необходимости выделения фондом грантов на проведение научных исследований непосредственно ученому (физическому лицу), работа которого прошла все ступени экспертизы, а не через посредничество научной организации, в которой этот ученый работает. Картина сегодняшнего дня напоминает «эрзац-грант»: фонд перечисляет бюджетные средства на счета организации, которая использует до 15 процентов средств в качестве накладных расходов, затем вступает в «игру» единый социальный налог, затем налог на доходы физических лиц. В результате, после всех этих изъятий до ученого доходит от 60 до 40 процентов выделенных средств – и это несмотря на то, что выделяемые фондом гранты по российскому законодательству не облагаются налогом на прибыль, НДС и подоходным налогом!

Что касается управленческой структуры, то, по-видимому, наилучшей формой функционирования Российского гуманитарного научного фонда будет федеральное бюджетное учреждение с правами автономного учреждения, статус которого предусматривает по главным параметрам наличие наблюдательного совета и государственного задания. Государственное задание может формироваться, исходя из набора услуг, предоставляемых фондом. Это такие показатели, как количество поддерживаемых фондом научных проектов и мероприятий, средняя величина гранта, количество привлекаемых экспертов и число экспертных советов для исследования направляемых в фонд проектов и т.п.

В то же время, в случае приобретения фондом статуса федерального бюджетного учреждения, потребуется рассмотреть ряд серьезных уточнений к закону о науке, чтобы уже внесенные в Государственную думу поправки – «государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности» – в действительности отражали «государственную составляющую» работы фондов. Это влечет за собой необходимость определения подчиненности фондов: сейчас они находятся в ведении правительства, и оно утверждает их устав и состав наблюдательных советов. В законодательном акте также должно найти отражение понимание термина «грант», в том числе имеющего отношение к физическому лицу, и изменение всех, связанных с этим, правовых нюансов.

Сегодня, когда формируются новые подходы к взаимодействию государства с бюджетными учреждениями разных уровней, необходимо не растерять то ценное, что создано за время существования фонда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: владимир фридлянов, российский гуманитарный научный фонд, ВПО, компетентно, ао-43

Похожие материалы:
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Оценка качества образования: точки зрения
Гуманитарное образование в современном обществе
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Подготовка специалистов АПК
Сибирский педагогический консорциум
Актуальные проблемы лесного образования
Владимирский сегмент наноиндустрии
Формирование общеславянского образовательного пространства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#99Новости рубрики «Новая школа России»
#96Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#98Новости образования «АО-98»
#101Хабаровский медицинский колледж включает формат демонстрационного экзамена в процедуру ГИА
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования