Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Национальное образование сквозь призму геополитики

Отечественная система образования требует коренного изменения и должна стать краеугольным камнем национальной системы безопасности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Необходимо улучшение финансирования, повышение социального статуса научных и педагогических работников, создание научных центров совместно с профильными институтами РАН.

Просмотров: 119
С.С. СТЕПАНОВС.С. СТЕПАНОВ, ректор НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», кандидат экономических наук

Отечественная система образования требует коренного изменения и должна стать краеугольным камнем национальной системы безопасности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Необходимо улучшение финансирования, повышение социального статуса научных и педагогических работников, создание научных центров совместно с профильными институтами РАН.

Ретроспективный взгляд на интеграцию

Систему высшего образования глобализация затронула одной из первых. Еще в середине 70-х годов прошлого века на фоне процессов разрядки мировой напряженности осуществлялись попытки интегрировать, хотя бы и в очень малой доле, советскую образовательную систему в западную. Основные усилия были направлены на объединение стран соцлагеря и отчасти на преодоление мировой изоляции. Однако для отечественной высшей школы никаких серьезных последствий этот процесс не имел. Лишь некоторые политические результаты получили национальные элиты стран социалистического блока. Система образовательного и научного межвузовского обмена была хорошо развита среди капстран. Соцстраны в значительной степени были изолированы. С новой силой процесс интеграции и глобализации в высшем образовании начался в середине 80-х, когда наметился распад социалистического блока, и у западных элит появились новые цели [1]. В 1999 году этот процесс вылился в подписание Болонской декларации. Россия присоединилась к процессу в 2003 году.

Стимулирование вузов к взаимодействию происходит с помощью «мягкой силы» – международных рейтингов, грантов, международных образовательных программ с целевым финансированием, прямого поощрения вузов и представителей государственной системы управления образованием. Для многих государств, особенно из числа стран третьего мира, глобализация образования стала временным благом, ибо собственными силами построить эффективную систему они не в состоянии. Для стран с развитой экономикой глобализация является естественным продолжением процессов встраивания в американскую цивилизационную модель. При этом потеря национальной самоидентификации компенсируется политикой «общечеловеческих ценностей», поддерживаемой финансами США.

В этой обстановке странам, идущим путем независимого развития, остается мало шансов на сохранение и развитие национальной образовательной системы. Слишком большое давление испытывают они извне, слишком заманчивыми кажутся перспективы глобализации образования собственному социуму.

Частично принимая американские правила игры, страны с устойчивой национальной самоидентификацией имеют больше шансов сохранить собственную систему образования. В этом отношении очень показательна позиция Китая, стремящегося экономически превзойти Соединенные Штаты. Во­первых, в стране осуществляется национально­ориентированная государственная образовательная политика. Во­вторых, образовательная деятельность направлена на поддержание национальной экономической модели в долгосрочной перспективе. В-третьих, важным и даже решающим двигателем национальной образовательной модели является воспитательный процесс, культивирующий противодействие принятию обучающимися «ценностей западной демократии».

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза отечественная высшая школа по многим параметрам оказалась в значительно худшем положении, нежели была до 1991 года. Утеряв во многом национальную идентичность, она не стала, на наш взгляд, полноправным участником международного образовательного сообщества.

Приоритет национальной безопасности

При отсутствии четкой долгосрочной политики в области образования, основанной на планах стратегического развития государства, мы имеем образовательную модель, не адекватную современным вызовам. Неопределенность создает брешь в национальной системе безопасности.

Международный образовательный процесс – замечательный пример американской способности монетизировать абсолютно все, в том числе и знания. Благодаря высоким позициям в международных рейтингах американские и английские университеты активно привлекают средства вкладчиков и являются крупнейшими спекулянтами на фондовых рынках. Система международных рейтингов позволяет привлекать огромное количество иностранных студентов, часто даже выдавая им кредиты на обучение. Хотя при современном развитии технологий необходимый уровень знаний по большинству направлений подготовки можно получить практически в любом приличном вузе, не входящем в топы, образовательная миграция набирает обороты. Студенты со всего мира едут в дальние страны не только и не столько за знаниями. Как ни странно, с годами не теряют привлекательности так называемая «американская мечта» и призрачная возможность вырваться из круга своих финансовых проблем.

Нацеленность на решение поставленной задачи по завоеванию мирового господства во всех областях, в том числе в сфере образования, носит бескомпромиссный и необратимый характер. США не намерены отказываться от своей цели ни при каких обстоятельствах, вплоть до раскручивания любого локального конфликта до размеров мирового противостояния. В этих обстоятельствах большинство стран предпочитает идти в американском фарватере в силу своей экономической слабости и политической зависимости национальных элит. Подобное зависимое положение является следствием включенности экономик этих стран в мировую систему хозяйствования. Степень, уровень и специализации в этом процессе зависят не столько от экономического веса, сколько от присвоенного этим странам статуса (развитые, развивающиеся и прочие).

Последнее время происходит беспрецедентный рост давления на Россию со стороны мирового сообщества по всем направлениям. Давление направлено, и это не секрет, на подчинение диктату США. Как известно, основной потенциал любого государства – люди. Система образования является ключевой для развития и укрепления национально ориентированного творческого потенциала, обучения и воспитания высококвалифицированных работников, востребованных экономикой страны.

Совершенно очевидно, что Россия не должна самоизолироваться. Наоборот, она должна найти возможность объединиться со странами, отстаивающими традиционные пути развития. Именно с такими партнерами можно и нужно реализовывать совместные научные и образовательные программы. По большому счету, российскому государству, построенному на принципах христианских ценностей, тотальная внешняя изоляция не угрожает.

Вместо того чтобы стремиться к «высокому международному уровню», необходимо, прежде всего, достойно обеспечивать национальное образование. Расходы на образование – один из наиболее значимых факторов, по которым Россия находится в числе отстающих [2]. Некритичная прозападная ориентация зачастую оборачивается насаждением неадекватных методик, которые не дадут желаемых результатов без учета национальной специфики. Более того, вхождение в так называемую «Болонскую систему» попросту чревато уничтожением качественного высшего образования в России.

Нельзя недооценивать значение образования для свободного развития человека в современном мире. К сожалению, в стране продолжают развиваться такие негативные тенденции, как сокращение расходов на высшую школу, существенное уменьшение количества вузов под надуманными предлогами, недостаточная поддержка научных исследований. Очевидно «внедрение чисто монетаристского, жёсткого или псевдорыночного подхода к такой важнейшей социальной задаче государства как защита конституционных прав граждан» [3].

Так какая же система образования нужна современной России? Россия не просто «региональное государство» по Обаме и пока не сверхдержава, но в силу своего геополитического положения это абсолютно уникальное этническое и религиозное государ­ство. Хотят того или нет, наша страна является империей. Интересы России простираются далеко за пределы её границ. Образование должно позволять решать России вопросы защиты её интересов во всех регионах мира и во всех отраслях человеческой деятельности. Должна быть продуманная долгосрочная программа развития, а не свёртывание образования, без оглядки на международные требования, под наши стандарты во благо наших интересов.

Образовательные конгломерации на базе наукоградов (Дубна, Троицк, Новосибирск и другие) могут быть научно-образовательными центрами не менее эффективными, нежели «Сколково». Следует понимать их исключительную значимость для будущего России. Прогнозирование и развитие научных и образовательных направлений должно носить системный характер, основанный на долгосрочной научно-технической и образовательной политике в контексте стратегического плана развития государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанов С.С. Национально-ориентированная система профессионального образования как важнейший элемент обеспечения безопасности и независимости России. Геополитический аспект // Экономические стратегии. – 2015. – № 3. – С. 100-111.

2. Степанов С.А. В поисках качества жизни // «Независимая газета». – 24 апреля 2013 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ng.ru/science/2013-04-24/12_quality.html

3. Степанов С.А. Достойная жизнь и свободное развитие: роль государства // Энергия: экономика, техника, экология. – 2013. – № 10. – С. 66-71.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Пути модернизации профессионального образования
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов
Ориентир – рынок труда
Аккредитационные коллизии ДПО
Четвертый Болонский политический форум
Технология внедрения профессиональных стандартов
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Эффективная система повышения конкурентоспособности
Как развить скорость системе образования?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ