Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация системы управления качеством

Одним из ключевых факторов инновационного развития Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова рассматривает обеспечение высокого уровня качества образования. Это предполагает систематическую работу по модернизации портфеля образовательных программ.

Просмотров: 273

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Одним из ключевых факторов инновационного развития Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова рассматривает обеспечение высокого уровня качества образования. Это предполагает систематическую работу по модернизации портфеля образовательных программ вуза, основными требованиями к которым являются уникальность (арктическая специфика), научно-исследовательская составляющая и сетевое сотрудничество.

БУГАЕНКО Оксана Дмитриевна БУГАЕНКО Оксана Дмитриевна – начальник управления академического развития САФУ им. М.В. Ломоносова.
ИВАНОВА Елена Евгеньевна ИВАНОВА Елена Евгеньевна – начальник отдела развития образовательных программ управления академического развития САФУ им. М.В. Ломоносова.
ВОРОБЬЕВА Елена Ивановна ВОРОБЬЕВА Елена Ивановна – доцент кафедры английской филологии и лингводидактики САФУ им. М.В. Ломоносова.
СТРЕЛКОВА Светлана Юрьевна СТРЕЛКОВА Светлана Юрьевна – заместитель директора ВШ социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ им. М.В. Ломоносова.

Система менеджмента качества образования

Эффективная система менеджмента качества современного университета повышает востребованность образовательных программ и выпускников вуза на рынке труда, гарантирует стабильность и системность управления ключевыми процессами вуза, обеспечивая их прозрачность, повышает рейтинг на региональном, национальном и международном уровнях. СМК – феномен комплексный, состоящий из множества элементов, основными из которых являются качество содержания образовательных программ и качество менеджмента в вузе. Так, СМК образования в САФУ включает совокупность:

  • процессов, методик и документов, обеспечивающих создание конкурентоспособных на международном уровне образовательных продуктов, модулей и программ;
  • актуального содержания и технологий обучения – с учётом развития Северо-Арктического региона и интересов всех стейкхолдеров;
  • создание современной системы организации образовательного процесса и охват новых целевых групп обучающихся.

При создании СМК в университете шла работа по оценке нормативно-методической обеспеченности образовательного процесса на соответствие требованиям Стандартов и рекомендаций для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG), международных требований CDIO. Основные локальные документы САФУ были приведены в соответствие с десятью стандартами ESG.

Проведено соответствие нормативной документации университета внутренней системе качества, сопряжённой с «жизненным циклом» образовательной программы (проектирование, реализация, оценка образовательной программы) и включающей управление качеством образовательной программы, базирующейся на принципах Болонского процесса. В университете разработаны и внедрены индикаторы оценки качества образовательных программ на этапе разработки образовательной программы, внедряются индикаторы оценки качества образовательных программ на этапе реализации.

Важным результатом внедрения СМК стали разработка и утверждение локального нормативного акта «Регламент открытия новых образовательных программ высшего образования (бакалавриата, специалитета и магистратуры) в САФУ им. М.В. Ломоносова», в котором описываются процессы проектирования и утверждения образовательной программы, определяются роли, обязанности и права сотрудников университета и стейкхолдеров на этапе разработки и утверждения образовательных программ. В регламенте учтены процессы разработки, включающие бенчмаркинг, SWOT-анализ и экспертизу образовательных программ. Кроме того, на всех этапах «жизненного цикла» образовательной программы участвуют выпускники и работо­датели (см. рис. 1).

Рисунок 1. Схема жизненного цикла образовательной программы САФУ

Схема жизненного цикла образовательной программы САФУ

В университете введено новое Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования, регламентирующее процедуру оценки результатов обучения по модулям. С учетом триады – результаты обучения, технологии и методы обучения, оценка достижения результатов обучения – формируется процедура оценивания результатов обучения по дисциплине/модулю.

Результативность процессов внедрения СМК в САФУ отражена в ряде достижений.

  • В 2014 году университет успешно прошел внешнюю оценку на соответствие системе управления экспертами Европейского фонда управления качеством по уровню «Recognized for Excellence» («Признанное совершенство») по критериям модели фонда (EFQM) и был удостоен сертификата.
  • В 2015 и 2016 годах САФУ занял позицию в категории «Надежное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями» (Good quality performance) международного рейтинга университетов ARES (Academic Ranking – European Standards). Основная цель рейтинга – проверка соответствия предоставляемых образовательных услуг Европейским стандартам Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
  • По итогам 2013-2014 учебного года 16 основных образовательных программ САФУ, а в 2015 году 41 программа вошли в число лидеров проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», в том числе и программы, участвующие в проекте TEMPUS «ALIGN: обеспечение соответствия между академическими программами и национальными рамками квалификаций» в качестве пилотных программ по направлениям подготовки 05.04.06 «Экология и природопользование» и 45.04.02 «Лингвистика».
  • С 2012 по 2016 годы 88 образовательных программ успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию, подтвердив тем самым, что качество реализуемых в университете программ соответствует стандартам и критериям профессионально-общественной аккредитации, гармонизированным с европейскими стандартами для гарантии качества образования ESG-ENQA.

Принципы разработки образовательных программ

Запуск новой образовательной программы в САФУ возможен только при соблюдении следующих требований:

  • учет потребности рынка труда в выпускниках готовящейся к запуску образовательной программы;
  • соответствие содержания образовательной программы направлениям научных исследований в университете (для магистерских программ);
  • соответствие кадровой, учебно-методической, материально-технической обеспеченности готовящейся к запуску образовательной программы требованиям ФГОС высшего образования и требованиям университета.

В концепции готовящейся к запуску образовательной программы должна найти отражение интеграция производственной сферы, представленной соответствующими профессиональными стандартами и отраслевыми рамками, и образовательной сферы, представленной ФГОС по соответствующему направлению подготовки (см. рис. 2).

Рисунок 2. Схема разработки образовательной программы САФУ

Схема разработки образовательной программы САФУ

Проектирование новой образовательной программы начинается с определения результатов обучения, которые коррелируют как с производственной, так и образовательной сферами. В центре построения новой образовательной программы лежит триада: содержание обучения (образовательный контент) – технологии обучения – методы оценки результатов обучения. Такой подход означает отказ от простой трансляции знаний, которые могут потенциально пригодиться выпускнику в будущей профессиональной деятельности, переход к активному вовлечению в образовательный процесс обучающихся и работодателей, ревизию понятия «фундаментальность обучения», а также влечет изменения в организации учебного процесса.

В САФУ реализуется принцип студентоцентрированного обучения. Студенты самостоятельно выбирают профиль подготовки, ряд дисциплин и элективные курсы. Обучение носит личностно-ориентированный характер, что позволяет учитывать профессиональные запросы и интересы обучающихся. Используемые образовательные технологии имеют активный характер и включают интерактивные лекции, проблемные дискуссии, кейс-задания, проекты и прочее, что позволяет более успешно сформировать у выпускников актуальные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

В связи с вводимыми требованиями к образовательным программам и качеству их реализации в САФУ вводится институт руководителей образовательных программ и экспертных советов программ.

Таким образом, университет модернизирует систему качества разработки и реализации образовательных программ – как на институциональном уровне, так и на уровне структурных подразделений и рабочих групп образовательных программ.

Международная профессионально-общественная аккредитация

Процесс интеграции в международное образовательное пространство ставит новые вызовы перед командой Северного (Арктического) федерального университета. Это повышение качества образовательных программ, обеспечение прозрачности результатов обучения, организация международной академической мобильности студентов и преподавателей. Для успешной конкуренции на международном рынке образовательных услуг и подтверждения высокого качества образования САФУ активно модернизирует портфель образовательных программ вуза, уделяя особое внимание магистерским программам, делая ставку на их уникальность (арктическая специфика), научно-исследовательскую составляющую и международное сотрудничество.

Соответствовать европейским требованиям качества образования вузу помогает систематическое сотрудничество с международными экспертами и европейскими вузами-партнерами в рамках образовательных проектов. Одним из самых значимых проектов последнего времени стал проект по программе TEMPUS «ALIGN: обеспечение соответствия между академическими программами и национальными рамками квалификаций» (номер проекта: 543901-TEMPUS-1-2013-1-AM-TEMPUS-JPGR), реализованный в 2013-2016 годах совместно с партнерами из Бельгии, Великобритании, Ирландии, Германии, Польши, Армении, Украины и России.

Общая цель проекта состояла в повышении прозрачности, согласованности и универсальности национальных рамок квалификаций стран-участников через создание и реализацию механизмов по их гармонизации.

Ключевые задачи проекта:

  • способствовать лучшему пониманию университетами и агентствами по обеспечению качества роли национальных рамок квалификаций, их структуры, а также различий между разными видами и уровнями квалификаций студентов;
  • сформировать у вузов способность описывать и оценивать результаты обучения по образовательным программам в целом и отдельным модулям;
  • сформировать у вузов способность использовать разработанные механизмы сопоставления национальных рамок квалификаций для содействия студенческой мобильности, разработки совместных программ и бенчмаркинга.

В ходе реализации проекта представители САФУ работали над модернизацией двух англоязычных магистерских программ: 05.04.06 «Управление экологическими рисками» и 45.04.02 «Теория и методы обучения иностранным языкам», – перерабатывая их при этом в соответст­вии со сформированными требованиями и критериями качества образования, а также готовясь к процедуре международной профессионально-общественной аккредитации. В рамках проекта работа велась по двум взаимосвязанным направлениям – на институциональном уровне и на уровне актуализации и реализации отдельных образовательных программ.

В ходе совместной работы европейских экспертов и команды САФУ программы были актуализированы с учетом международных и российских требований, построены по модульному принципу; сформулированы результаты обучения по программе и учебным модулям в соответствии с Дублинскими дескрипторами, Европейской рамкой квалификаций, проектом Национальной рамки квалификаций, требованиями профессиональных сообществ. Результаты освоения программ приведены в соответствие с компетенциями, определенными ФГОС. По каждой программе сформирована матрица соответствия результатов обучения по программе с методами и технологиями обучения по модулю и процедурами оценивания результатов обучения по модулю. В соответствии с уровнем результатов обучения по модулям были определены технологии обучения и технологии оценки результатов обучения. Разработчики также подготовили полное описание образовательных программ в виде буклета для студента (Students’ Handbook) с полной информацией по образовательным программам.

Модернизированные магистерские программы в июне 2016 года прошли международную внешнюю экспертизу, а в сентябре её результаты были рассмотрены на заседании Национального аккредитационного совета. Решением Нацаккредсовета магистерские программы «Теория и методы обучения иностранным языкам» (направление подготовки 45.04.02 «Лингвистика») и «Управление экологическими рисками в Арктике» (направление подготовки 05.04.06 «Экология и природопользование») признаны аккредитованными сроком на шесть лет.

В целом опыт САФУ им. М.В. Ломоносова свидетельствует о необходимости развития системы управления качеством образовательной деятельности университета, интегрированной с международными и российскими стандартами и требованиями. Работа направлена на обеспечение глобальной конкурентоспособности как выпускников университета, так и самого вуза.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Марафон ДПО
САФУ: арктические горизонты
Развитие региональной системы оценки качества образования
Специальная комиссия проверит качество образования в вузах СЗФО
Перспективы независимой экспертизы качества образования
Управление качеством образования: новые подходы
Результаты Мониторинга эффективности вузов за 2013 год
САФУ готовится внедрять стандарты CDIO
Как повысить качество инженерного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ