Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Модернизация профессионального образования в России

Выездное заседание межвузовской рабочей группы Российского союза ректоров по инклюзивному высшему образованию собрало в стенах Алтайского государственного университета экспертов по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из Новосибирска, Якутска, Барнаула, Бийска, Омска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы и других регионов страны.

10.12.2012
Просмотров: 2493
Е.С. Аничкин, первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета, доктор юридических наук
М.А. Костенко, начальник учебно-методического управления Алтайского государственного университета, кандидат социологических наук

Итоги международного образовательного форума «Алтай – Азия. 2012»

Выездное заседание межвузовской рабочей группы Российского союза ректоров по инклюзивному высшему образованию собрало в стенах Алтайского государственного университета экспертов по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из Новосибирска, Якутска, Барнаула, Бийска, Омска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы и других регионов страны.

На заседании вырабатывалась «дорожная карта» общих действий по формированию институциональных основ инклюзивного высшего образования. Эксперты представили успешные модели работы по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обозначили проблемные зоны проведения такой работы.

Участники выездного заседания приняли решение положить в основу совместной работы консорциумный подход, когда вуз, согласно профилю и опыту, будет формулировать те или иные аспекты организации инклюзивного образования в вузах.

Обсуждения

В настоящее время очевидным является повышение значимости образования как социального института: от его направленности, эффективности и качества во многом зависят перспективы развития государств. В этой связи мировое сообщество активно переосмысливает своё отношение ко всем видам и уровням образования.

Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий фактор прогресса. Это обусловлено пониманием того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. В то же время образовательные системы России и других стран на современном этапе общественного развития сталкиваются с серьезными вызовами. Развитие инновационного образования набрало большие темпы, в связи с чем своевременным является осмысление происходящих изменений и их обсуждение с университетским сообществом.

Учитывая эти обстоятельства и ориентируясь на перспективы реализации основных направлений социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу, принятие стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020», Программу развития образования до 2020 года, было инициировано проведение международного образовательного форума на тему «Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста».

Форум проходил в сентябре в Барнауле при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Администрации Алтайского края, Российского союза ректоров, Агентства стратегических инициатив, а также в сотрудничестве с Бюро ЮНЕСКО в Москве.

В работе форума приняли участие более 400 исследователей, специалистов и экспертов в сфере профессионального образования, представляющих 6 стран (Казахстан, Киргизию, Беларусь, Армению, Великобританию, Швецию), 44 региона России, более 100 университетов, институтов и организаций. Партнёрами в организации и проведении форума выступили Институт развития образования НИУ «Высшая школа экономики», компания «Парк-Медиа», центр «Открытая экономика».

На пленарные заседания, дискуссионные площадки, круглые столы, мастер-классы и проектные сессии были вынесены следующие актуальные проблемы современного этапа модернизации:

  • методология мониторинга и оценки качества профессионального образования и его критериев;
  • стандарты, квалификации и компетенции в контексте актуальных потребностей инновационного развития России и регионов;
  • инновационное образование: новые технологии, форматы и средства профессионального обучения, состояние послевузовского образования и другие.

Важно, что форум проходил в период обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В своих выступлениях, в ходе дискуссий участники в целом поддержали концепцию и структуру данного законопроекта, как адекватные задачам установления качественного, эффективного правового регулирования всех уровней системы образования, обеспечивающего эффективное функционирование российского образования в современных условиях.

В законопроекте отражаются и ранее неурегулированные аспекты модернизации системы образования: сетевые формы реализации образовательных программ, использование электронного обучения, информационные ресурсы и информационные системы, инновационная деятельность в сфере образования, формирование независимой системы оценки качества образования. Впервые на законодательном уровне предлагается подробная регламентация прав и обязанностей участников образовательного процесса, предоставление образовательного кредита, реализация специфических видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

Предложения

Важнейшим вопросом, интересовавшим всех участников, особенно ректорский корпус, стал вопрос об университетах нового поколения как центрах инновационного образования в регионе и их роли в экономическом развитии России. В рамках курса на модернизацию образования предстоит решить ряд важных проблем, в том числе интегрировать российское высшее профессиональное образование в Болонский процесс и произвести реструктуризацию вузов.

Как известно, контроль качества профессионального образования в странах-участницах является ключевым моментом Болонского процесса. Выбор стратегий конкретным российским вузом зависит от самих университетов, всего университетского сообщества, но осложняется рядом проблем, проявившихся на новом этапе модернизации. К ним относятся несовершенство и нестабильность критериев эффективности деятельности вузов. На форуме прозвучало предложение сделать этот процесс стабильным, прозрачным, доступным и понятным для оцениваемых вузов.

Настоятельного обсуждения требует введение в систему рейтингов показателя ЕГЭ. Показатель среднего балла единого государственного экзамена при поступлении абитуриентов напрямую не характеризует качество образовательного процесса в университете, но влияет на количество выделяемых бюджетных мест и финансирование университета. В этой связи целесообразно не включать показатели ЕГЭ абитуриентов, поступающих по дополнительному набору, в число критериев показателей вуза.

Обсуждалась проблема внедрения механизма независимой оценки качества образования. Было внесено предложение сопрягать процедуру государственной и общественно-профессиональной аккредитации. На подзаконном уровне следует урегулировать механизмы учета общественно-профессиональной аккредитации при государственной аккредитации и оценке эффективности деятельности вузов. В этой связи особую актуальность получает институт диплома собственного образца для каждого вуза и формирование нового статуса государственного экзамена.

Существует потребность создания нормативно-правовой базы в области взаимодействия образовательных учреждений разного уровня в системе непрерывного образования. Обострились кадровые проблемы, связанные с высоким возрастным уровнем профессорско-преподавательского состава.

Новым вызовам должна соответствовать квалификация кадров региональных вузов, для подготовки которых требуется как привлечение зарубежных специалистов, так и формирование группы высококлассных специалистов федерального уровня (федеральные профессора). С этой же целью необходимо создание центров повышения квалификации и переподготовки преподавателей высших учебных заведений на уровне макрорегионов.

Участники конференции обратили внимание, что в этих условиях Министерство образования и науки РФ неоправданно уменьшило вузам ряда регионов финансирование федеральных программ переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Поступило предложение усилить работу по созданию на уровне макрорегионов центров повышения квалификации преподавателей региональных вузов.

Составной частью работы форума «Алтай – Азия. 2012» стало выездное заседание межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному образованию в высшей школе. Его участники указали на базовую роль высших учебных заведений в области доступной среды и построении непрерывной траектории социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья через образовательное и профессиональное становление «школа – вуз – работодатель». Участники заседания выделили такие первоочередные направления работы, как преодоление правовых дефектов в области регулирования инклюзивного высшего образования, формирование соответствующих образовательных стандартов и технологий, повышение профессиональной квалификации профессорско-преподавательских коллективов и улучшение программно-технического обеспечения инклюзивного образования.
На выездном заседании были приняты следующие решения: создать с опорой на информационные ресурсы РСР банк эффективных методических разработок по организации высшего инклюзивного образования, разработать и предложить вузам к рассмотрению проект создания центров адаптации учащихся-инвалидов в вузах при координации РСР, организовать межвузовское обсуждение проекта общероссийской концепции инклюзивного высшего образования и приступить к разработке комплексных предложений по институциализации вузовской инклюзии с обязательным представлением промежуточных пакетов документов. Площадкой коллегиального решения указанных проблем участники заседания предложили сделать межвузовскую экспертную группу РСР по инклюзивному высшему образованию. Промежуточные результаты работы было решено регулярно представлять на форуме «Алтай – Азия».

Развитие

Одним из итогов работы форума стало общее мнение участников о том, что новый этап модернизации образования еще не раз потребует от университетского сообщества совместного обсуждения и принятия конкретных решений по корпоративным вопросам на различных площадках, в том числе в региональных вузах. В этой связи поддержана идея формирования образовательного форума «Алтай – Азия» как постоянно действующей коммуникационной площадки профессионального сообщества, объединяющего отечественных и зарубежных экспертов в области профессионального образования, инновационного производства, государственных и общественных деятелей.

Каждые два года будет проходить встреча экспертов (саммит форума) в форматах конференций, конгрессов, круглых столов, семинаров, тематика которых будет определяться открытым совещательным органом – координационным советом форума. Деятельность форума не прекращается по завершению саммита и транслируется через открытую коммуникационную площадку «Образовательный форум «Алтай – Азия», представленную на сайте www.asu.ru.

Таким образом, форум и в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности образования и его интеграции с инновационным потенциалом науки, бизнеса, «третьего сектора» азиатских стран СНГ и дальнего зарубежья.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: рейтинги, инклюзивное образование, совет ректоров, алтайский государственный университет, коммуникации, ао-60

Похожие материалы:
Российский союз ректоров за права людей с инвалидностью
Образование будущего создается сегодня
Российский гуманитарный университет признан востребованным вузом
АлтГУ – единственный из вузов Алтайского края в рейтинге QS EECA 2015
Победители олимпиад больше не стремятся в столичные вузы
Совет ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай
Итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири
Выездное заседание Совета ректоров вузов Республики Татарстан
УГМА: повышение показателя трудоустройства выпускников
Заседание Российского Союза ректоров в АлтГУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»
Сотрудники Иркутского технического университета и компании «Гелиос» выступили с докладами на V...
ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
Белгородский государственный национальный исследовательский университет стал организатором...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
Гранты выделяются на реализацию научных и научно-технических проектов на базе существующих...
Из журнала
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
#91Промежуточные итоги проекта «5-100»
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
#92Модернизация ДПО как гарантия качества
#92Алгоритм подготовки востребованных кадров
Информационная лента
15:22РНФ начал прием заявок на конкурс по поддержке лабораторий мирового уровня
15:21В России вузам могут предоставить права на проведение антикоррупционной экспертизы
15:18ИРНИТУ на форуме «ГеоБайкал – 2018»
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»