Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Новая модель образования для подготовки кадров АПК

Для ежегодного пополнения выпускниками вуза предприятий агропромышленного комплекса региона, считает ректор Иркутской государственной сельскохозяйственной академии Геннадий ТАКАЛАНДЗЕ, необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон, в том числе администраций муниципальных образований и работодателей.

30.09.2014
Просмотров: 134

Нельзя построить здание, не имея фундамента

Кадровая составляющая аграрно-­промышленного комплекса продолжает оставаться одной из наиболее серьезных проблем. Для решения задачи, определенной руководством страны как приоритет сегодняшнего дня, – обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны – необходимы высококвалифицированные кадры.

Для ежегодного пополнения выпускниками вуза предприятий агропромышленного комплекса региона, считает ректор Иркутской государственной сельскохозяйственной академии Геннадий ТАКАЛАНДЗЕ, необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон, в том числе администраций муниципальных образований и работодателей.

– Геннадий Орденович, известно, что в последние годы (до вступления в силу нового закона об образовании, который изменил оценку вузов по видовому признаку) академия целенаправленно шла к получению статуса университета. Можно ли говорить о том, что эти усилия привели к прорывам в деятельности вуза? Насколько он близок к созданию новой модели образования для подготовки специалистов АПК?

– Нельзя построить здание, не имея фундамента. История вуза готовящего специалистов для сельского хозяйства и являющегося старейшим в Восточной Сибири, насчитывает восемьдесят лет. За эти годы подготовлено около 40 тыс. выпускников – и не только для России, но и для других государств. Сегодня Иркутская государственная сельскохозяйственная академия – это современный многопрофильный вуз, обладающий мощным кадровым, научным и образовательным потенциалом, в котором ведется подготовка по 20 специальностям, 20 направлениям бакалавриата, 12 направлениям магистратуры. Фундамент этого здания создавался десятилетиями – многими поколениями преподавателей, сотрудников и студентов.

Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость брать за ориентир уровень образования, который в полной мере отвечает высоким современным требованиям и задачам инновационного развития АПК. Сегодня основным документом для коллектива ИрГСХА является программа долгосрочного развития вуза на 2013-2020 годы, утвержденная Министерством сельского хозяйства РФ. Одной из главных стратегических целей ее реализации является создание на базе сельскохозяйственной академии образовательного, научно-инновационного и культурного центра. Логическое продолжение этой работы – построение новой модели образования для подготовки квалифицированных специалистов АПК с высокой степенью адаптивности, способных действовать эффективно в условиях территориальных и инновационных вызовов современности.

Новая модель образования для подготовки кадров АПК, на наш взгляд, может быть построена на базе результативных признаков, которые должны отвечать запросам государственных структур – федеральных и региональных – и лучшего опыта академии во всех направлениях ее деятельности. При этом главным фактором успешной реализации такой модели, несомненно, является раскрытие возможностей кадрового потенциала коллектива – на основе принципа преем­ственности поколений.

Согласно результатам последнего мониторинга эффективности вузов, ИрГСХА соответствует университетскому статусу. Безусловно, это не означает, что нам уже не к чему стремиться. Главное – все время быть в движении.

– Сегодня академия активно заявляет о себе в инновационной деятельности. Расскажите, пожалуйста, о ключевых моментах.

– Инновационная деятельность академии напрямую связана с деятельностью 14 научно-исследовательских лабораторий, 5 инновационно-технологических центров и 3 хозяйственных обществ. Эти структуры работают по ряду актуальных направлений. Среди них создание новых среднеранних сортов картофеля и сортов яровой пшеницы, развитие семеноводства, разработка адаптивных систем земледелия в Восточной Сибири, развитие кормовой базы с использованием эффективных кормосмесей, создание моделей и программных комплексов оптимизации аграрного производства в условиях неблагоприятного влияния внешней среды, совершенствование молочного и мясного скота, адаптированного к условиям Восточной Сибири, и другие.

– Несмотря на предпринимаемые на различных уровнях меры, проблема дефицита кадров на селе стоит очень остро. Исходя из опыта вашей работы, какие пути ее решения вам кажутся наиболее эффективными?

– Вы затронули более чем острую проблему сегодняшнего дня. До 2014 года 10-12 процентов абитуриентов поступали в академию на целевой контрактной основе. С вступлением в силу нового закона об образовании их число уменьшилось, что связано с объективно малым количеством предприятий и организаций, которые могут участвовать в подготовке «целевиков», в том числе и по причине возросшей ответственности за профессиональную судьбу «своих» студентов.

Академия – при поддержке министерства сельского хозяйства региона – ведет кропотливую работу по объединению усилий администраций муниципальных образований, работодателей для решения задачи ежегодного пополнения выпускниками ИрГСХА штата предприятий агропромышленного комплекса. В частности, в рамках организуемых ИрГСХА семинаров для руководителей муниципальных образований и ведущих хозяйств АПК удалось выработать общую позицию всех заинтересованных лиц – чтобы молодой специалист прикипел к селу, необходимо создавать соответствующие условия.

Отрадно, что в регионе внедряется Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, целью которой является повышение престижности аграрных профессий и улучшение кадрового состава в отраслях сельского хозяйства региона. В реализации документа академия принимает самое активное участие.

Одной из основных составляющих этой деятельности является всесторонняя работа со школами: образовательная, научная и практическая. В настоящее время академия сотрудничает с 17 агроклассами. Создание классов аграрной направленности – это способ увлечь живущих на селе детей работой, показать им, что не обязательно уезжать из родных мест, чтобы стать успешным, ведь можно заниматься предпринимательством на селе. Замечательным примером является взаимодействие ИрГСХА с агроклассом Белореченской средней школы, более 200 выпускников которой обучались или обучаются в вузе. Подобное достижение, несомненно, требует исследования и расширения опыты. Необходимо подчеркнуть, что в этом большая заслуга одного из лучших сельскохозяйственных предприятий не только региона, но и страны – «Белореченского», которое курирует школу. Это нагляднейший пример того, какое влияние оказывает позитивный имидж хозяйства на выбор молодыми селянами будущей профессии.

– В ИрГСХА работают девять известных в стране научных школ. Что вы можете рассказать о них?

– Основные достижения научных школ академии, так или иначе, связаны с инновационными разработками. Фактически инновационные направления, развивающиеся в стенах вуза, вышли далеко за рамки научных интересов действующих школ. Кратко о формализованных результатах работы научных школ: за последние пять лет защищены 8 докторских и 54 кандидатские диссертации, опубликованы 85 монографий и 566 научных статей в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

– В рейтинге 56 аграрных вузов России ИрГСХА занимает девятнадцатое место. С вашей точки зрения, какими доминантными признаками должно обладать современное аграрное образование, чтобы в полной мере удовлетворять запросы инновационной экономики? Как обеспечить повышение конкурентоспособности аграрного образования?

– Думается, аграрное образование сегодняшнего дня – как и любое другое профильное, если речь идет о высшей школе, – должно, прежде всего, иметь фундаментальную основу. Это обогатит будущих специалистов знанием законов развития сельского хозяйства, принципов их действия. В то же время оно должно обладать гибкостью – умением быстро перестраиваться в зависимости от курса стратегического развития региона и страны в целом, внедрения новых технологий, идущих в системе образования реформ. Завершает триаду, безусловно, инновационность – интеграция науки, образования и производства. При этом глубоко убежден: образование – это непременно воспитание человека высокой культуры. Из вуза должны выходить не только профессионалы своего дела, но и всесторонне развитые люди, любящие свою землю и способные наилучшим образом реализовать себя в работе на этой земле.

– Каким вам видится будущее Иркутской государ­ственной сельскохозяйственной академии?

– Это инновационный вуз, один из ведущих в Центральной Азии. А также неизменно входящий в десятку лучших аграрных вузов страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-74, профиль, ИрГСХА, геннадий такаландзе, аграрное образование, качество образования

Похожие материалы:
Тетюшский сельхозтехникум: дело жизни
Демократичный фактор профессионального роста
Конкурентоспособность аграрного образования
Реформы аграрного образования
Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
Точка приложения усилий – кадры для АПК
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
Подготовка специалистов АПК
Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей
Роль университетских комплексов Росжелдора

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#86Инновационные механизмы адаптации
#86Наука – механизм роста сельской экономики
#89Колледж инновационного типа
#87Мультимодульная модель образования
#86Инновационная политика в сфере образования
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны