Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Национальная модель аккредитации Казахстана

Одним из первых вузов, начавших процедуру программной аккредитации технических и технологических специальностей в известном аккредитационном агентстве ASIIN (Германия), стал Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова.

Просмотров: 2249
Ж.У. МЫРХАЛЫКОВ,
ректор Южно-Казахстанского государственного университета имени М.О. Ауэзова (г. Шымкент), доктор технических наук
И.Е. ЕФИМОВА,
директор центра академической мобильности ЮКГУ имени М.О. Ауэзова, кандидат экономических наук

Для вузов страны аккредитация стала стимулом системного поддержания высокого качества подготовки специалистов

Высшее образование в глобальном контексте претерпевает подъем и качественные изменения: становится массовым и доступным для всех социальных групп, модифицируется его основная просветительская функция. Современные университеты играют все более важную определяющую роль как в научно-технологическом процессе, так и в социальном развитии общества.

В государствах, осуществляющих масштабную модернизацию высшего образования, трансформация роли университетов определяет необходимость создания целостной системы гарантии качества на институциональном уровне.

Для Республики Казахстан, успешно реализующей принципы Стратегии европейского пространства высшего образования, формирование и развитие механизмов обеспечения качества является одной из приоритетных задач. С учетом этого в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы заложена поэтапная передача функций по внешней оценке из государственного в общественный сектор с использованием в качестве главного инструмента институциональной и специализированной аккредитации.

В связи с этим основная цель национальной модели аккредитации Казахстана состоит в создании системы обеспечения и оценки качества высшего образования – для максимального удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики и жизнедеятельности общества, повышения конкурентоспособности отечественной системы образования и ее интеграции в мировое образовательное сообщество.

Начиная с 1999 года, система аккредитации в Казахстане прошла достаточно сложный период апробирования и поиска наиболее оптимальной модели. В результате в 2001 году государственная аккредитация была нормативно закреплена в законодательных актах. Проводимая Минобрнауки РК, она осуществлялась параллельно с государственной аттестацией. Тогда же начал функционировать консультативно-совещательный орган – Совет по аккредитации организаций образования.

Необходимо признать, что на первоначальном этапе государственная аккредитация, за основу которой были взяты подходы количественной оценки соответствия деятельности вузов установленным Минобрнауки РК требованиям, не смогла удовлетворить запросы различных заинтересованных групп.

В новой редакции закона РК «Об образовании» (2007) аккредитация была прописана как добровольная процедура, не влекущая за собой определенных привилегий для вузов. Тем не менее в достаточно развитой конкурентной среде рынка образовательных услуг Казахстана наличие аккредитации, без сомнения, улучшало имидж вуза и позволяло привлекать большее количество абитуриентов.

В результате, ряд ведущих вузов обратился к программной аккредитации, осуществляемой зарубежными аккредитационными агентствами. Благодаря активным действиям Минобрнауки РК по подписанию Болонской декларации (2010) в поле зрения казахстанских вузов в первую очередь попали европейские и российские агентства.

Одним из первых вузов, начавших процедуру программной аккредитации технических и технологических специальностей в известном аккредитационном агентстве ASIIN (Германия), стал Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова.

Как известно, стандартные процедуры аккредитации в европейских аккредитационных агенствах включают три основных этапа: самообследование, аудит и принятие решения об аккредитации. Проведение самооценки стало для вуза огромной школой по внедрению европейских подходов к формированию и реализации образовательных программ. На первом этапе подготовки к аккредитации потребовалась полная модернизация учебно-лабораторной базы, оснащение лабораторий современным исследовательским оборудованием. Однако самым ответственным решением руководства вуза, безусловно, стал пересмотр структуры и содержания образовательных программ. В ЮКГУ была проведена модуляция учебных планов на основе разработки компетенций и результатов обучения (2005), что в высшей школе Казахстана в целом стало реальностью только спустя несколько лет. По согласованию с Минобрнауки РК программам, представленным на аккредитацию, был присвоен статус пилотных.

Следует подчеркнуть, что университет отказался от модуляции как процесса механического укрупнения дисциплин. В основу разработки образовательных программ был положен профиль компетенций будущего специалиста и результаты обучения, которые он должен продемонстрировать.

В общем виде образовательная программа, ориентированная на результаты обучения, может быть представлена следующим образом (см. рис. 1).

Рисунок 1.

В качестве компетенций были выделены общие и профессиональные. При этом были обозначены пять групп модулей, изучение которых позволяло обеспечить достижение требуемых результатов обучения (см. рис. 2).

Рисунок 2.

Важным этапом формирования образовательных программ стала разработка курсов, предоставляемых студентам для выбора. С целью усиления исследовательской составляющей образовательного процесса элективные курсы разрабатывались на основе результатов научных исследований, их содержание согласовывалось с основными работодателями.

По сути, благодаря системной реализации такого подхода в университете была сформирована инновационная корпоративная культура, в которой все подчинено главной цели – обучению через науку. При этом главным инструментом обеспечения качества стала аккредитация. Основными факторами, влияющими на повышение качества подготовки кадров, были признаны максимальное вовлечение работодателей в учебный процесс, внедрение полиязычного образования, оценка удовлетворенности заинтересованных групп, повышение роли и статуса студенческого самоуправления.

Процедура аккредитации показала, что, достигнув определенной планки, необходимо постоянно соответствовать заданным требованиям и стандартам. Поэтому аккредитация для ЮКГУ им. М.О. Ауэзова стала стимулом системного поддержания высокого качества подготовки специалистов.

Главным «бонусом» вуза по итогам программной аккредитации стало получение права присвоения выпускникам программ по химии и химическим технологиям почетного знака «Евробакалавр», выпускникам инженерных программ – престижного звания EURACE, выпускникам программ информационных технологий – лейбла EUROINF, что стало первым и уникальным опытом в высшей школе Казахстана.

Положительный опыт ЮКГУ по прохождению аккредитации в известном европейском агентстве показал: качество образования, которое обеспечивают казахстанские вузы, вполне укладывается в рамки европейских стандартов. Это обстоятельство сыграло роль серьезной мотивации для многих казахстанских вузов. Успешно прошли аккредитацию образовательных программ в международных агентствах такие отечественные университеты, как Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева и другие.

Нельзя не признать, что благодаря аккредитации образовательных программ в зарубежных агентствах казахстанскими вузами был приобретен неоценимый опыт по формированию систем внутренней гарантии качества и разработки образовательных программ, что вывело аккредитованные вузы на новый уровень качества и позволило более активно интегрироваться в международное образовательное пространство. При этом участие в подготовке и прохождении процедур аккредитации сформировало в высшей школе страны целый класс специалистов в области качества образования, и впоследствии они сыграли существенную роль в развитии национальной модели аккредитации, став экспертами отечественных аккредитационных агентств.

Международная оценка качества образования стала важным индикатором и для институционального уровня управления системой образования страны: пришло понимание, что наибольшая действенность аккредитации достигается при ее проведении независимыми общественными организациями. Идея независимой аккредитации продвигалась и рядом крупных казахских ученых в области обеспечения качества, среди которых следует особо выделить профессора Ш.М. Каланову, ставшую главным идеологом аккредитационных процессов в стране.

Новый этап в развитии национальной системы аккредитации был законодательно обозначен внесением поправок в закон РК «Об образовании» (2011), в которых акцент сделан на создание системы мотивации для вузов, прошедших аккредитацию, и передачу ее в неправительственный сектор. Минобрнауки РК сохранило за собой право определения агентств, которым государство доверяет проведение аккредитации путем составления Национального реестра аккредитационных органов. Согласно нормативным изменениям, институциональная аккредитация в Казахстане будет проводиться казахстанскими агентствами, программная – агентствами, вошедшими в национальный реестр.

В настоящее время в этот реестр входят два казахстанских агентства – Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) и Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР), а также Аккредитационное агентство по программам инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN, Германия), Институт аккредитации, сертификации и качества (ACQUIN, Германия), Австрийское агентство по обеспечению качества (AQA, Австрия), Аккредитационный совет по инженерии и технологиям (ABET, США).

Согласно поправкам к закону РК «Об образовании» с 2015 года государственный заказ на подготовку бакалавров и магистров будет размещаться только в вузах, прошедших институциональную и программную аккредитации. Кроме того, аккредитованные учебные заведения с аккредитованными образовательными программами получают право выдавать выпускникам дипломы собственного образца, которые будут признаваться государством. Таким образом, государство стимулирует учебные заведения к прохождению независимой национальной аккредитации.

Важнейшим шагом для всей системы образования Казахстана станет полная замена с 2015 года государственной аттестации на национальную институциональную и программную аккредитации. Значительным фактором является возрастающий интерес к аккредитации частных вузов, для которых ее прохождение открывает доступ к государственному финансированию подготовки кадров. Все это налагает серьезную ответственность на казахстанские аккредитационные агентства.

В первую очередь речь идет о самих стандартах, которые разрабатываются агентствами. Можно констатировать, на сегодняшний день в этом вопросе есть существенное продвижение. Так, рассмотрение стандартов НКАОКО и НААР показывает, что при их разработке были учтены лучшие практики и опыт известных зарубежных агентств. Процедура аккредитации в казахстанских агентствах полностью соответствует международной практике и гармонизирована с Руководством по надлежащей практике INQAAHE, Европейскими стандартами и руководством по обеспечению качества (ESG).

Сегодня процессы аккредитации в Казахстане стремительно набирают обороты. Национальные агентства выходят на международный уровень, активно сотрудничают с Европейским реестром аккредитационных агентств, входят в крупнейшие международные сети, совершенствуют стандарты, формируется класс национальных экспертов.

Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества является членом различных международных сетей по обеспечению качества: это Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества (APQN). НКАОКО имеет ассоциативный статус в Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), а также входит в число девяти организаций-соучредителей Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству (IREG). Все это подтверждает высокую планку, которую поставил Казахстан для национальной модели аккредитации.

Отечественными агентствами осуществляется масштабная работа с академическим сообществом по совершенствованию стандартов. Да и к вузам приходит понимание позитивного влияния аккредитации на качество всех процессов их деятельности, повышение имиджа и конкурентоспособности вуза.

Следующим этапом станет создание специальных стандартов для программной аккредитации по отраслям подготовки кадров, так как в академической среде и у общественности наибольший интерес вызывает именно аккредитация образовательных программ. Кроме того, в вузах есть инициативы по созданию казахстанских реестров специалистов и, соответственно, специальных отечественных лейблов, отличающих выпускников аккредитованных программ.

Национальная система аккредитации в Казахстане стала одним из важнейших элементов отечественной системы образования, которая демонстрирует стремление страны к высочайшим стандартам качества. Поступательное развитие этих процессов является реализацией задачи главы государства по формированию интеллектуальной нации и превращению Казахстана в центр мировых знаний.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Новый подход к выбору лучших программ
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Три этапа развития аккредитации в России
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
ФЦП развития образования: итоги-2012
Будущее независимой аккредитации в Казахстане

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ