Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ММА: гармонизация медицинского образования

Статья Пальцева М.А., ректора Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктора медицинских наук. По мнению профессора, инновационное развитие медицинского и фармацевтического образования возможны лишь при интеграции приоритетов развития триады: образования – науки – медицины.

Просмотров: 2730
ПАЛЬЦЕВ Михаил Александрович – ректор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, доктор медицинских наук, профессор

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова является одним из победителей конкурса учебных заведений, внедряющих инновационные программы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Среди отличительных особенностей инновационной образовательной программы вуза: четкая взаимосвязь стратегических и тактических целей и задач, разработка и совершенствование инноваций по всем направлениям деятельности и их оперативное внедрение в образовательную деятельность.

Образование – наука – медицина

Программу развития науки и инноваций в медицинском и фармацевтическом образовании Московская медицинская академия как инновационный вуз реализует с 2006 года. За прошедшее время произошли значительные изменения как в содержании образования, так и в управлении вузом. Подводя итоги двух лет реализации программы, можно констатировать достижение запланированных в 2006 году социально-экономических и технологических показателей.

В академии создана информационнотехнологическая инфраструктура, объединяющая 23 учебных здания, центр обработки и хранения данных, информационную систему управления вузом, включающую 7 подсистем, сеть компьютерных классов, центр самоподготовки студентов. Инновационная инфраструктура ММА имени И.М. Сеченова включает центр по совершенствованию практических навыков (первый в России для подготовки студентов); учебнопроизводственную аптеку с аналитической лабораторией (аналог только в Копенгагенском университете); центр по реабилитации кожи при онкологических заболеваниях; центр повышения квалификации для специалистов в области клеточных технологий; единственное в России отделение первой фазы клинических исследований; научно-образовательный и клинический центр ассоциированных заболеваний ВИЧинфекции; научно-образовательный центр клеточных и биотехнологий; сотрудничающий центр ВОЗ по стратегии развития профессионального медицинского образования, представляющий интересы России в Европейском сообществе. Все созданные подразделения ориентированы на реализацию перспективных направлений развития науки и инноваций в здравоохранении и медицинском образовании.

Новое развитие получили школы молодых ученых, совет молодых ученых. Московская медицинская академия уже многие годы является базовым вузом по отбору лучших научных студенческих работ года по разделу «Медицинские и фармацевтические науки». В 2008 году проведена первая фармацевтическая олимпиада, по результатам которой лучшим выпускникам предложена работа в крупнейших фармацевтических компаниях России. Первым лауреатом премии президента в 2009 году также стал сотрудник академии, доктор медицинских наук Е.Е. Ачкасов. Под его руководством формируется совет молодых ученых медицинских вузов России, который будет взаимодействовать с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

Экономический эффект связан, в первую очередь, с подготовкой и оптимальным распределением высококвалифицированных кадров в системе здравоохранения, уменьшением разрыва между запросами рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг, приращением стоимости инновационных продуктов и технологий посредством консолидации финансовых ресурсов, уменьшением затрачиваемых объемов финансирования на процесс внедрения инновационных технологий в медицину.

Социальный эффект связан с повышением уровня подготовки специалистов за счет применения инновационных технологий в образовании, согласованием интересов и потребностей учреждений здравоохранения, бизнес-структур, повышением удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи. Дальнейшее развитие науки и инноваций в медицинском и фармацевтическом образовании определяется, в первую очередь, институциональными изменениями. Необходимо создать так называемые «точки роста» в отрасли, на которые будут возложены ответственность за обеспечение высокого уровня образовательного процесса, исследовательских разработок и максимально быстрого их внедрения в клиническую практику.

Инновационное развитие медицинского и фармацевтического образования и, как следствие, повышение качества медицинской помощи возможны лишь при интеграции приоритетов развития триады: образования – науки – медицины. Соединение приоритетов должно быть закреплено на организационном, юридическом уровне. Например, Московская медицинская академия – это образовательный, научный и клинический комплекс. В структуру академии включены 13 факультетов и 151 кафедра, мощный научный корпус из 5 научно-исследовательских институтов и 113 научных лабораторий и отделов, клинический центр, включающий 20 разнопрофильных клиник на 3 тыс. коек.

Кадровый потенциал академии значителен: более 114 академиков и членов-корреспондентов РАН, РАО, РАМН и других государственных академий, более 86 % ППС – доктора наук и кандидаты наук.

Сертификат качества

Прогрессивные изменения в содержании и организации образовательного процесса не дадут желаемого эффекта, если не создать объективную, внешнюю систему оценки качества образования. Поэтому в 2007 году академия первой среди медицинских вузов успешно прошла аудит международной организации и получила сертификат соответствия качества образовательной деятельности международным стандартам менеджмента качества (ГОСТ ИСО 9001:2001) и принципам Всеобщего менеджмента качества (TQM).

В соответствии с требованиями международных стандартов ежегодно академия проводит внутренний аудит бизнес-процессов и ресертификационный аудит. Для этого создана служба качества, назначены уполномоченные по качеству на каждом факультете. Разработаны политика деятельности, программа совершенствования качества образовательной деятельности, систематически проводятся изучение удовлетворенности основных групп потребителей образовательных услуг. На факультетах уполномоченные по качеству на постоянной основе проводят мониторинг качества различных форм организации учебного процесса, используемых методических материалов, оценку качества преподавания сотрудниками кафедр.

Европейские традиции и российский опыт

Разработка государственных образовательных стандартов третьего поколения, а также внедрение системы начисления кредитов ECTS начались в академии еще в 2006 году. Для разработки проектов федеральных государственных образовательных стандартов были созданы рабочие группы из представителей академии, учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию, Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов России, Ассоциации классических университетов, представителей медицинских вузов, работодателей (АРФП, РААС, городские больницы, клиники частной медицины и пр.).

В рамках реализации инновационной образовательной программы в академии были разработаны проекты федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по основным образовательным программам: «Лечебное дело», «Фармация», «Медикопрофилактическое дело», «Стоматология», «Сестринское дело». Проекты стандартов обсуждены в ряде интерактивных конференций, организованных академией на официальном портале ММА. Проект ФГОС ВПО по сестринскому делу одобрен и закуплен Министерством образования и науки РФ в 2008 году.

Также академия входит в состав рабочей группы в РСПП по разработке профессиональных стандартов для специалистов, имеющих подготовку по направлению «Здравоохранение». Начиная с 2007 года, ведется активная работа по максимальному сближению требований ФГОС ВПО и содержанию профессиональных стандартов по медицинским и фармацевтическим специальностям. На базе академии 24 апреля 2009 года состоится международная конференция по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, в рамках которой планируется обсудить прикладные вопросы интеграции профессиональных и образовательных стандартов по основным специальностям направления подготовки «Здравоохранение».

Вопросам интеграции российской системы медицинского и фармацевтического образования в европейское пространство руководство академии уделяет особое внимание. Ведь ММА является первым медицинским вузом по количеству обучаемых иностранных студентов и занимает четвертое место среди всех вузов РФ по этой позиции.

Методология системы начисления кредитов ECTS была разработана в академии в 2006 году. В 2007 году проведено экспериментальное внедрение в системе высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Вступление в Европейское сообщество и подписание Россией Болонской конвенции в 2003 году обязывает Россию, как и все страны, которые её подписали, провести до 2010 года преобразование в национальной системе высшего образования. К 2010 году отечественные дипломы должны приниматься наравне с европейскими. Болонская декларация имеет своим предназначением формирование модели европейского высшего образования с учётом специфики и традиций национальных образовательных систем. Болонский процесс направлен на гармонизацию, а не на унификацию высшего образования в Европе. Он призван способствовать росту качества образования, повышения конкурентоспособности вузов и взаимному признанию дипломов стран-участниц Болонского процесса.

В ходе внедрения основных положений Болонского процесса и имеющегося в ряде европейских государств положительного опыта по использованию кредитной системы в медицинском образовании выявились определенные несоответствия между образовательными системами различных стран, в том числе и в отношении традиционной национальной системы образования России. Необходимо ещё раз подтвердить, что процесс инкорпорирования основных положений Европейской образовательной системы в практику вузов России может быть эффективным только с учетом особенностей национальной образовательной системы.

Присоединение России к Европейскому пространству высшего образования и увеличение международной конкурентоспособности Европейской системы высшего образования предусматривают, прежде всего, принятие и введение во всех национальных школах высшего образования системы зачетных единиц (ECTS), обеспечивающей зачетную и накопительную функции и гарантирующей академическое признание обучения за рубежом.

Методология системы начисления кредитов ЕСТS была разработана в академии в 2006 году. В 2007 году проведено экспериментальное внедрение в системе высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Разработанная сотрудниками академии система начисления кредитов имеет единую по форме и содержанию структуру непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации. Разработаны подходы к инкорпорированию европейских образовательных традиций в российскую национальную систему непрерывного послевузовского образования врачей с использованием системы зачетных единиц; критерии адаптации Европейской системы зачетных единиц на всех этапах реформы российской образовательной системы; методические подходы к переводу учета учебной нагрузки различных форм непрерывного послевузовского образования врачей в систему зачетных кредитных единиц. Предложены пути внедрения новых форм и технологий в образовательный процесс в соответствии с принципами Европейской образовательной системы с учетом системы зачетных кредитных единиц.

Внедрение предлагаемой схемы адаптации Европейской системы зачетных единиц при реализации реформы российской образовательной системы в сфере медицинского высшего образования будет способствовать введению европейских образовательных традиций в высшее медицинское образование через совершенствование учебных планов; созданию условий для реализации совместных программ обучения и научных исследований высших учебных заведений России с европейскими педагогическими и научными школами; практической реализации рекомендаций Болонской декларации в российской системе непрерывного послевузовского образования врачей.

Внедрение новых технологий образовательного процесса с использованием системы зачетных кредитных единиц способствует формированию личности врача-специалиста, обладающего высокой профессиональной компетентностью, способного к полноценной самостоятельной работе в учреждениях практического здравоохранения и последующему усовершенствованию на протяжении всего периода профессиональной деятельности, необходимого для оказания высококвалифицированной помощи больным в соответствии с занимаемой должностью и местом работы.

Структура традиционного послевузовского профессионального образования врачей состоит из двух глобальных разделов: последипломного профессионального образования врачей и непрерывного профессионального развития стажированных врачей. Последипломное профессиональное образование врачей включает интернатуру, клиническую ординатуру и профессиональную переподготовку. В результате проведенного академией комплексного исследования, ряда научно-практических конференций и проблемных семинаров с представителями академической общественности были разработаны предложения по методологии начисления кредитов как для высшего профессионального образования, так и для послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников. Также разработана модель непрерывного профессионального развития, которая в равной степени предусматривает:

  • сохранение всех форм непрерывного профессионального развития стажированных врачей, используемых в настоящее время (ресертификационные циклы, циклы тематического усовершенствования);
  • упразднение процедуры сертификации в рамках НПР и введение понятия «ресертификационный цикл» вместо понятия «сертификационный цикл»;
  • тенденцию к сокращению продолжительности очных ресертификационных циклов и циклов тематического усовершенствования за счет внедрения дистанционных образовательных технологий и системы накопительных кредитов;
  • выполнение заочной части цикла за счет использования дистанционных образовательных технологий;
  • оптимизацию процедуры проведения образовательного процесса за счет свободного выбора формы, длительности и места подготовки врачом-специалистом в рамках утвержденных образовательных программ (с использованием системы накопительных кредитов, дистанционных образовательных технологий и внеаудиторных учебных часов);
  • полный переход к системе накопительных кредитов как единственной форме подтверждения профессиональной компетенции в течение всей профессиональной деятельности (профессиональная компетенция – факт глубокого владения предметом).

Система накопительных кредитов предусматривает создание портфолио в 144 (возможно более) кредитных единицы за пять лет, подтверждённых документально и набираемых равномерно.

Система непрерывного профессионального развития также содержит варианты ресертификационных циклов, циклов тематического усовершенствования и методики накопления кредитов в течение пяти лет.

Приоритеты развития

Все чаще качество образования оценивается не в академических оценках, а в объемах реальной востребованности выпускников на рынке труда. В связи с этим происходит и корректировка приоритетов развития образования на ближайшую перспективу, в числе которых повышение уровня академической мобильности студентов и преподавателей, переход на проектный метод обучения, внедрение современных образовательных технологий, совершенствование образовательных программ и их методическое обеспечение, создание механизмов мобильного обновления содержания образовательных программ для формирования компетенций выпускников, востребованных на рынке труда.

Особую актуальность приобретает внедрение системы непрерывного образования. Это направление чрезвычайно значимо для здравоохранения. Отсутствие врача на рабочем месте в течение месяца и более может повлечь не только экономические убытки, но и возрастание в разы рисков, связанных с заболеваниями населения. С целью повышения качества оказываемой медицинской помощи и развития профессиональных компетенций медицинского персонала необходимо создание коллективных центров квалификаций, в которых будут проходить комплексные экзамены на присвоение квалификаций, осуществляться аттестация персонала посредством отработки, в первую очередь, практических навыков на фантомах. Следующим перспективным направлением является внедрение единой системы дистанционного образования для врачей разных специальностей. В ММА такая система уже создана, и в 2008 году было обучено по разным программам более 1500 человек из регионов РФ. Развитие связано с формированием единого информационного ресурса для врачей и созданием профессиональных социальных сетей для медицинского персонала, преподавателей медвузов и обучаемых. Внедрение принципов непрерывного образования позволит решить еще одну актуальную задачу реформы здравоохранения – создать реестр медицинского персонала. Это позволит решить ряд проблем: установить точное количество работающих врачей и медицинского персонала, осуществить мониторинг их миграции в пределах страны и за рубежом, установить контроль за легитимностью выдаваемых дипломов.

Признание отечественного высшего образования на международном уровне в самое ближайшее время – первостепенная государственная задача. Ее решение достижимо при участии в разработках методологии международных рейтингов, в разработке и реализации комплекса мер по экспорту образовательных услуг, системного мониторинга качества образования (по уровневому, отраслевому и профильному значениям). Важным фактором реформы высшей школы является оптимизация управленческих и экономических механизмов. В этом направлении необходимо разработать и внедрить принципы корпоративного управления, стратегическую политику деятельности вуза, систему ключевых показателей деятельности, интегрированную «по вертикали» до уровня показателей эффективности работы ректора.

Формирование единого информационного пространства вуза достижимо при внедрении на всех уровнях информационной системы управления, создании внутреннего портала обмена информацией между подразделениями и организации совместной работы над документами. В изменяющейся экономической ситуации от удовлетворенности потребителей образовательными услугами зависит и успешность вуза. Поэтому в ближайшее время должны быть созданы электронные сервисы и система «одного окна». Действующие экономические механизмы нуждаются в модернизации, и в этом плане приоритетным направлением работы становится поиск дополнительных возможностей финансирования вуза за счет различных источников, увеличение объемов коммерциализации разработок, расширение финансовых свобод вуза и создание перекрестного финансирования перспективных разработок.

Оптимизация экономических механизмов должна быть ориентирована на формирование, а затем и внедрение инноваций. Для оперативного управления качеством образовательных услуг в вузе необходимо создать систему менеджмента качества и показателей для мониторинга удовлетворенности потребителей услуг и оценки результативности разработок. Развитие вузовской науки, несомненно, должно быть ориентировано на разработку критических технологий и инноваций. Стратегической задачей вуза становится формирование научных коллективов из числа ученых, преподавателей, студентов.

Использование метода проектного обучения позволит значительно ускорить процесс разработки инноваций, адаптировать научные результаты к потребностям экономики и отрасли, системно формировать кадровый потенциал научной школы, сохраняя преемственность поколений. Приоритеты развития вузовской науки в здравоохранении ориентированы на фундаментальные и прикладные исследования в области клеточных и биотехнологий, разработку и внедрение нанопрепаратов в фарминдустрию.

Для реализации такого инновационного развития необходимо, как минимум, вдвое увеличить результативность научно-инновационной деятельности. Для решения задачи удвоения необходимо увеличение затрат ресурсов, причем темпы роста финансирования науки должны на 50 процентов превышать темпы роста численности занятых научно-инновационной деятельностью. Важным фактором при этом становится и увеличение количества источников финансирования. В этом ключе необходимо постоянно стимулировать персонал, студентов и молодых ученых к получению отечественных и зарубежных грантов, участию в международных исследованиях, федеральных и отраслевых целевых программах, собственных конкурсах вуза. Планируемое увеличение количества изобретений и патентов при реализации стратегии развития должно быть системным и контролируемым. Для решения этой проблемы необходимо создать информационный реестр объектов интеллектуальной собственности и системы управления такими объектами. Ведение реестра должно осуществляться в научном комплексе, проводящем экспертизу объектов интеллектуальной собственности и участвующем в разработке инноваций.

Развитие медицины и оптимизация управления в здравоохранении во многом зависят от эффективности модернизации образования и науки. Первостепенной задачей в этом плане становится создание новой модели управления клиниками. Международный опыт подтвердил эффективность использования кластерного подхода. Еще одним важным направлением является переход на одноканальное финансирование, совершенствование системы мониторинга качества оказываемой медицинской помощи.

Для решения этих задач необходимо разработать типовую модель управления клиникой на основе современных технологий стратегического менеджмента и информационных технологий, механизмы оптимизации экономической деятельности, систему социологического мониторинга удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи.

На основе анализа представленных выше направлений развития высшего профессионального образования, науки и системы здравоохранения, а также в соответствии с разработанной Программой развития академии на 2009-2012 годы и общей стратегией развития ММА определены приоритетные задачи:

  • подготовка высокопрофессиональных кадров для современной системы здравоохранения, формирование саморегулируемой системы оказания качественной медицинской помощи в РФ и мире;
  • формирование конкурентоспособной среды в медицинском и фармацевтическом образовании посредством обеспечения академической мобильности студентов, преподавателей и молодых учебных;
  • формирование замкнутого цикла реализации инноваций: идея, научное исследование – технология – практическая медицина; отработка принципиально новой модели управления клиниками на основе кластерного подхода;
  • создание инновационной модели управления клиниками на основе кластерного подхода и значительное повышение качества оказываемой медицинской помощи с целью последующего масштабирования опыта на ЛПУ России.

Для решения этих задач в академии уже разработан комплекс мероприятий и создана система мониторинга достижения контрольных показателей и критериев.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«РЕАВИЗ»: РЕАбилитация, Врач и Здоровье
Медицинское образование в условиях кризиса
КемГМА: Первая дорога для врача
Экспресс-форум: проблемы подготовки медицинских кадров
Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
Российское и зарубежное медицинское образование
Ставропольская государственная медицинская академия - призвание медицина
Николай Володин: о реформах медицинского образования
Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ