Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Межкультурная коммуникация в студенческой науке

В современной отечественной педагогической практике сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию системы образования, и традиционной знаниево-просветительской педагогической парадигмой, сдерживающей, тормозящей эти преобразования. Именно это противоречие и обуславливает особенности современного состояния образовательной сферы в России.

Просмотров: 2172
Т.С. МОНИНА, ректор Нового гуманитарного института (Московская область, г.Электросталь), доктор филологических наук, профессор

Знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, сегодня исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний стал почти непостижимым даже для самой общей ориентации в нем. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека; на первый план в образовательно-воспитательной деятельности выходит формирование определенных качеств личности, ключевых компетенций, которые должны «вооружить» молодежь для дальнейшей жизни в обществе, активной профессиональной деятельности.

Таким образом, в современной отечественной педагогической практике сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию системы образования, и традиционной знаниево-просветительской педагогической парадигмой, сдерживающей, тормозящей эти преобразования. Именно это противоречие и обусловливает особенности современного состояния образовательной сферы в России, а интеграция нашей страны в общеевропейское образовательное пространство ставит решение этой проблемы во главу угла.

В результате длительного процесса инновационных поисков в мире сформировалось множество парадигмальных моделей образования. Они различаются по установкам и методам образования, но все их объединяет общность целей – воспитание молодого человека как субъекта жизни, свободной, саморазвивающейся личности. Среди основных компонентов образования, формирующих именно такую личность, трудно переоценить значение исследовательской деятельности.

* * *

С момента создания Нового гуманитарного института его руководством и преподавателями был взят курс на активное привлечение студентов к научной работе. За прошедшие годы традиции интенсивного научного диалога студентов и опытных исследователей сложились на факультете иностранных языков. Цель, методы, формы и тематика научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) определяются общим направлением научной деятельности института, а именно – разработкой проблемы «Диалог языков и культур в современном мире».

На фоне усиления глобализационных процессов в современном мире проблема диалога приобретает особенно острое и актуальное значение. Вопросами взаимопонимания людей и социальных сообществ занимаются в той или иной мере практически все гуманитарные науки – лингвистика, психология, философия, социология и другие. Научно-исследовательская работа нашего института протекает в русле теории межкультурной коммуникации, созданной на стыке этих наук.

Новый гуманитарный институт (НГИ) создан в городе Электросталь Московской области в 1995 году. Первый в 150-тысячном промышленном городе вуз гуманитарного профиля. Первый негосударственный вуз города. Трижды успешно проходил государственную аттестацию.

Выпускает дипломированных специалистов по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и специальности «Дизайн».

Член учебно-методических объединений по дизайну, туризму, образованию в области лингвистики. Член Ассоциации негосударственных вузов России. Свыше 79 процентов преподавателей имеют ученую степень и/или звание.

НГИ ежегодно проводит научные конференции с участием зарубежных специалистов, преподавателей высшей школы, а также средних учебных заведений.

Как известно, успешность коммуникации зависит, прежде всего, от способности коммуникантов к кодированию и декодированию информации, то есть знания языковой системы, на основе которой происходит диалог. С другой стороны, поведение людей в диалоге во многом определяется как особенностями ментальности той нации или отдельной общности внутри нации, с которой они себя идентифицируют, так и дискурсивными условиями диалога.

Таким образом, в научной работе студентов факультета иностранных языков выделилось несколько направлений:

  • специфика разноуровневых языковых знаков системы изучаемых иностранных языков;
  • специфика языковой картины мира изучаемого иностранного языка;
  • прагматический компонент языковой системы изучаемого иностранного языка.

* * *

В научно-исследовательскую работу студенты вовлекаются уже с первого курса института. Многоуровневый характер этой деятельности предопределил следующие этапы: 1) исследование языкового уровня, на котором выявляется смысловое содержание лексико-семантических единиц и грамматических явлений; 2) исследование когнитивного уровня, на котором осуществляется понимание инокультурного фона; 3) исследование эмоционально-оценочного уровня, на котором происходят интерпретация содержания текста и сравнение описанных событий, явлений в обеих культурах.

Начальный этап связан с развитием у студентов аналитического подхода к изучаемому языку. Они учатся применять на практике основные лингвистические приемы анализа языкового знака, которые связаны, в первую очередь, с выявлением семантической специфики лексических единиц и грамматических конструкций, что, в конечном итоге, направлено на извлечение смысла иноязычного текста. В этот период исследовательская деятельность студентов направлена на создание различного рода картотек иллюстративного материала, составление словарей и тезаурусов. Отрабатываются такие исследовательские методики лингвистики, как прием компонентного анализа, дистрибуции, субституции, трансформации и прочие. Лингвистическая практика опирается на изучение классического наследия лингвистической теории. Результаты исследований оформляются в качестве реферативных докладов, включающих в свою структуру многоаспектный лингвистический анализ конкретного речевого материала, основанный на выбранной лингвистической концепции. Тематика докладов связана со знаниями фонетических, лексических, грамматических явлений и закономерностей изучаемого языка и предполагает владение системно-структурной организацией иностранного языка. Например, рассматриваются метафорические лексемы, производные цветовые прилагательные в структуре рассказа. Исследуется функциональная семантика лексических единиц текста, фразеологизмов, словосочетаний, семантизация языковых единиц на основе словообразовательных элементов, контекстуальной подсказки, выявление значений фоновой лексики, а также функционирование этих единиц в тексте.

Общепризнано, что за языковыми структурами стоит совокупность знаний той или иной национально-культурной общности. Поэтому второй этап исследовательской работы посвящен изучению когнитивного уровня текста, который связан с пониманием инокультурного фона. Он включает исследование традиций, обычаев и обрядов, праздников, присущих культуре страны изучаемого языка, а также особенностей национального характера, менталитета; знание правил и норм речевого и социального поведения членов конкретной лингвокулътурной общности; знание предметов материальной и духовной культуры; основных исторических событий страны изучаемого языка. Умения и навыки исследовательской работы, полученные на этом этапе, обеспечивает готовность «присвоения» студентами особенностей содержания инофонной картины мира. Одним из основных направлений на этом этапе является описание константов (концептов) страны изучаемого языка. Его результаты реализуются при написании курсовых работ.

Завершающая ступень работы является интегрирующей. На этом этапе не только исследуются речевые реализации языковых инвариантов, но также рассматриваются дискурсивные компоненты текста, оценочный фрагмент как речевого субъекта, так и субъекта воспринимающего, то есть лингвистическое исследование текста связывается с умением оценивать и принимать различия явлений чужой культуры на основе родной. Это наиболее творческая фаза исследовательской работы: интерпретация иноязычного текста осуществляется с позиции культуры обучающегося, поэтому личность исследователя в данном случае проявляется наиболее полно. Поскольку языковой, когнитивный и прагматический уровни текста взаимозависимы и взаимообусловлены, то прагматическая интерпретация текста сопряжена с выявлением значений лексико-семантических единиц и грамматических структур, проявленных на фоне языковой ментальности. Это обстоятельство является фактором, объединяющим все этапы исследовательской работы в одно результативное целое. Результаты исследования реализуются в выпускных квалификационных работах, тематика которых, как правило, формулируется с учетом лингвистических интересов студента.

Формы НИДС в институте отличаются разнообразием. Это участие студентов в работе научных кружков, научных семинаров, в научно-практических конференциях, конкурсах и научных исследованиях, выполняемых в рамках различных грантов и проектов. Для координации и активизации научно-исследовательской работы студентов в институте создано студенческое научное общество, основными задачами которого являются:

  • содействие в повышении уровня научной подготовки студентов и качества приобретаемых знаний;
  • повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов;
  • помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы.

Решение этих задач в итоге приведет к обеспечению формирования качеств социальной и профессиональной мобильности студентов, а также их готовности проявить свои профессиональные умения и навыки в современной социальной динамичной ситуации, а значит, и к их конкурентоспособности на рынке интеллектуального труда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Бизнес-ангелы летят в Уфу на форум молодых инноваторов стран ШОС
Объявлен конкурс для молодых популяризаторов науки
Новосибирск: опыт поддержки молодых ученых
Молодые ученые Рязани. Виталий Романчук
Молодежь устойчивого будущего
Битва ученых ScienceSlam в Кирове
Иностранный магистрант – призер конкурса бизнес-кейсов предприятий наноиндустрии
Солнечно-ветровую установку создает аспирант НИ ИрГТУ
Как повысить престиж профессии ученого?
Студент ИрГТУ предлагает заменить иглоукалывание лазерным лучом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ