Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Международное сотрудничество Российской академии музыки

Сегодня, в ситуации обострения отношений России с рядом стран, одним из форпостов стабильности выступает отечественная культура. Именно она поддерживает интерес и сохраняет уважение к нашей стране как великой державе, обеспечивая диалог с зарубежными партнерами.

18.04.2017
Просмотров: 64

Материал опубликован в журнале №89 от 30.09.2016.

Сегодня, в ситуации обострения отношений России с рядом стран, одним из форпостов стабильности выступает отечественная культура. Именно она поддерживает интерес и сохраняет уважение к нашей стране как великой державе, обеспечивая диалог с зарубежными партнерами. Характерным примером сотрудничества является международная деятельность одного из ведущих отечественных вузов искусства – Российской академии музыки имени Гнесиных.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ контакты последних лет РАМ им. Гнесиных значительно расширились после того, как академию возглавила профессор, заслуженный деятель искусств РФ Г.В. Маяровская. Особенно заметны эти успехи на фоне взаимодействия с коллегами из Европы. Сейчас вуз сотрудничает с более чем 20 престижными европейскими образовательными организациями: осуществляются постоянные академические обмены, на основании двусторонних соглашений организуются творческие школы, концерты, другие совместные проекты и мероприятия. Подобные договоры связывают Гнесинскую академию и с партнерами из Канады, США, Чили.

В 2014 году РАМ им. Гнесиных первой среди российских вузов искусства вошла в программу международных академических обменов ERASMUS. В 2015-2016 учебном году вуз посетила группа профессоров из Пармы (Италия). В свою очередь, в Парме целый семестр обучались профессора и студенты академии.

Сотрудничество музыкантов академии с итальянскими коллегами обещает быть исключительно плодотворным. Уже в этом учебном году гнесинские студенты поедут в Рим, Падую и Неаполь. С ответным визитом Москву посетит итальянская делегация. Музыкальный роман РАМ им. Гнесиных с Италией активно поддерживает посольство этой страны, по инициативе которого студенты-вокалисты отправились во Флоренцию, а обучавшийся в академии флорентийский студент вернулся домой влюбленным в Россию, Москву и своих новых наставников, представителей всемирно известной пианистической школы Генриха Нейгауза.

Несмотря на критику, болонский процесс оказался чрезвычайно полезным и даже судьбоносным для многих студентов-гнесинцев, а также их коллег из Бельгии, Норвегии и Испании. Благо­даря известной унификации учебных программ и введению кредитной систе­мы зачетов молодые музыканты смогли познакомиться с зарубежным стилем преподавания, расширить свой профессиональный кругозор и обрести новых друзей. Вполне возможно, что уже кажущиеся обыденными академические обмены станут для начинающих артистов первым шагом на пути к международной карьере.

ЗНАКОМ государственного признания усилий РАМ им. Гнесиных по укре­плению международного престижа страны явилась поддержка Мини­стер­ством культуры РФ уникальной программы мастер-классов, лекций и творческих мероприятий «Окно в Евро­пу». Трудно перечислить все состоявшиеся визиты крупных европейских музыкантов, благодаря этому амбициозному проекту.

Несмотря на успехи, например, Анны Нетребко и других звезд российской оперы подобного масштаба, авторитет отечественной вокальной школы значительно уступает блистательному имиджу российских пианистов и струнников. Владение иностранными языками, правильное произношение, тонкое знание разнообразных вокальных стилей и актерское мастерство – всё это далеко от совершенства даже на фоне прекрасных голосовых данных молодых певцов, и помощь зарубежных педагогов и коучей здесь поистине бесценна. Потому-то и приглашает Гнесинская академия авторитетных специалистов, которые с большим энтузиазмом занимаются с одаренными студентами. Так, творческая дружба связала РАМ им. Гнесиных с испанским певцом и педагогом Рамоном де Андресом и уникальным коучем из Вены Манфредом Шибелем, подготовившим со студентами академии моцартовскую «Волшебную флейту» на немецком языке. Приятно отметить, что солисты-гнесинцы – Василиса Бержанская, финалистка телеконкурса «Большая опера», тенор Павел Суляндзига, а также другие вокалисты – приняли участие в международной постановке этой оперы в Барселоне. Спектакль состоялся в рамках ежегодной летней творческой школы, которую уже много лет проводят Гнесинская академия и Высшая школа музыки Каталонии.

Проект «Окно в Европу» посвящен не только оттачиванию исполнительского мастерства, но и таким важным сторонам творчества, как поддержание профессиональной формы и сохранение здоровья. Недавно на эту тему две интереснейшие лекции прочитал в академии известный врач и музыкант из Германии, директор Института физиологии и медицины музыкальной деятельности Экарт Альтенмюллер. Его рецепты преодоления эстрадного волнения, спасения от перенапряжения мышц и связок, советы по правильной организации занятий способны оказать реальную, в том числе и скорую, помощь многим молодым артистам, порой забывающим о деликатном обращении с голосом и руками.

​Сейчас вуз сотрудничает с более чем 20 престижными европейскими образовательными организациями: осуществляются постоянные академические обмены, на основании двусторонних соглашений организуются творческие школы, концерты, другие совместные проекты и мероприятия. Подобные договоры связывают Гнесинскую академию и с партнерами из Канады, США, Чили.

Хорошим другом музыкальных журналистов-гнесинцев, которые обучаются этой новой для профильных вузов специальности, стал англичанин Джеффри Норрис, постоянный колумнист престижного ежемесячного издания о классической музыке «Gramophone». В течение нескольких лет он обучает молодых коллег искусству критиковать без обид и хвалить с достоинством, что для работника пера является столь же обязательным, как правильная посадка и положение руки для исполнителя.

ЛИДЕРСКИЕ позиции РАМ им. Гнесиных на поле международных связей российских вузов искусства подкрепляются ее официальным статусом на уровне ЮНЕСКО и СНГ.

В 2014 году Гнесинская академия открыла кафедру музыкального мастерства и современного исполнительства ЮНЕСКО, став первой среди музыкальных вузов России. Наряду с научной и творческой деятельностью кафедра участвует во многих мероприятиях Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (например, в Ханты-Мансийских конференциях по образованию с целью устойчивого развития), в работе ассоциированных школ ЮНЕ СКО и национального координационного совета программы Unitwin. В 2015 году заведующая кафедрой ЮНЕСКО, ректор РАМ им. Гнесиных Г.В. Мая­ровская вместе с художником Зурабом Церетели, первым президентом Татар­стана Минтимером Шаймиевым и президентом Российской академии наук Владимиром Фортовым получила медаль «За сбережение народа» из рук генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой на Санкт-Петербургском культурном форуме.

Вторым официальным направлением международной деятельности РАМ им. Гнесиных является работа в качестве базовой организации по музыке и образованию в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ. Необходимые обязанности академия исполняет наряду со ВГИКОМ в области кинематографа и телевидения, белорусским Несвижем – в музей­ном деле, таджикским театром им. С. Айни – в сфере театрального искус­ства и армянским Инсти­тутом древних рукописей Матенадаран им. св. Месропа Маштоца – в сохра­нении культурного наследия. Ныне РАМ им. Гнесиных руководит работой Общественного совета СНГ по своему направлению деятельности.

Авторитет Гнесинской академии на международной арене вполне очевиден и благодаря устойчивому интересу со стороны иностранных граждан. В настоящее время более 300 студентов из Китая и Южной Кореи, а также Европы, США, Канады и Латинской Америки получают в стенах академии профессию музыканта. РАМ им. Гнеси­ных, подобно другим профильным обра­зовательным организациям, – вуз небольшой, выпускающий «штучную продукцию», и 300 человек – это 25 процентов всех студентов академии. Получается, что каждый четвертый обучающийся – иностранец.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ связи преподавателей РАМ им. Гнесиных с зарубежными коллегами, развивающиеся вне организованных академией программ, просто невозможно перечислить. Каждый член гнесинского коллектива, каждый профессор, педагог и музыкант хотя бы несколько раз в год выезжает за рубеж по приглашению иностранных организаций с мастер-классами, концертами и лекциями. Многие профессора академии имеют, без преувеличения, мировую известность: это и органист Александр Фисейский, студенты которого систематически ездят в Германию с концертами, и крупнейший между­народный авторитет в фортепианной педагогике пианистка Татьяна Зеликман, и играющие в лучших залах планеты профессора-народники Фридрих Липс, Вячеслав Круглов и Андрей Горбачев, и джазовые звезды Валерий Грохов­ский и Анатолий Кролл, которых рады видеть повсюду – от Аляски до Буэ­нос-Айреса.

Поистине, музыка не знает границ, внушая надежду на лучшее будущее. И что, как не красота, спасет мир? Размах и глубина международной деятельности одного лишь российского вуза – РАМ им. Гнесиных – заставляют вновь и вновь вспоминать изречение знаменитого классика, которое столь всеобъемлюще, что выдерживает бесчисленное количество трактовок и комментариев.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, музыкальное образование, российская академия музыки им. Гнесиных, ао-89, личный опыт

Похожие материалы:
Критерии успешности музыкального вуза
Хранители академических школ
Лекции Эммануэля Ондре в РАМ им. Гнесиных
Тольяттинский институт искусств: получить главную роль
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Первый вуз искусств нового типа
Удачный эксперимент, отличные перспективы
КГУ: задачи и перспективы
Лаборатория инноваций в творческом вузе
Юбилеи Гнесинского дома

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#93«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» российского образования
#91Актуальные проблемы отраслевого образования
#90Управление качеством образования: новые подходы
#88Перспективы развития экономического образования
#88Инклюзия в высшем образовании
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ