Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Интеграция: виток за витком

Международная деятельность является одним из приоритетных направлений развития и модернизации деятельности Иркутского государственного университета, важным стратегическим путем расширения его образовательного пространства и развития науки.

27.04.2012
Просмотров: 2425

Международная деятельность Иркутского государственного университета

А.И. СМИРНОВ, ректор Иркутского государственного университета, доктор химических наук, профессор

Одним из приоритетных направлений развития и модернизации деятельности Иркутского государственного университета, важным стратегическим путем расширения его образовательного пространства и развития науки является международная деятельность.

В этой области Иркутский государственный университет ориентируется в первую очередь на выполнение выдвинутых Концепцией модернизации российского образования задач в части обеспечения на международном рынке образовательных услуг, расширения сотрудничества с вузами зарубежных стран.

Вуз эффективно использует имеющиеся возможности и создает новые для подготовки профессиональных кадров в рамках российской системы ВПО для зарубежных стран. В этой деятельности университета, безусловно, учитываются приоритеты, потребности и запросы и региона, и России, и иностранных партнеров.

География содружества

Постоянными европейскими партнерами ИГУ являются такие учебные и научные заведения, как Савойский университет – г. Шамбери, Реннский институт политических исследований – г. Ренн (Франция), Университет им. А. Мицкевича – г. Познань (Польша), Университет им. Х. Альбрехта – г. Киль, Университет Пассау, Институт физики высоких энергий – г. Цойтен (ФРГ), Швейцарский институт прикладных наук и технологий, университет Зальцбурга (Австрия).

Уже двадцать один год ведется сотрудничество ИГУ с Университетом им. Х. Альбрехта в области преподавания русского языка как иностранного, русского языка и филологии, немецкого языка как иностранного, экономики, права, физики, истории, математики, биологии. Двусторонняя мобильность по этому договору составляет ежегодно 50 человек. В течение семи лет реализуется программа семестрового включенного обучения полной студенческой группы Международного института экономики и лингвистики по специальности «Коммерция» в Кильском университете.

В рамках договора о сотрудничестве с Университетом им. А. Мицкевича плодотворно сотрудничают такие подразделения ИГУ, как юридический институт, исторический, филологический, географический, химический факультеты, осуществляя обмен студентов на стажировку и профессоров – для чтения лекций. Студенты юридического института, исторического факультета обучались на языковых курсах польскому и английскому языкам. Проходят научную стажировку аспиранты химического факультета. Ежегодная двусторонняя мобильность студентов и преподавателей составляет 30 человек.

В октябре 2011 года принято решение о создании образовательного консорциума по реализации совместной магистерской программы с Университетом им. А. Мицкевича (Познань, Польша) и Университетом г. Майнца (Германия). Программа будет рассчитана на обладателей степени бакалавра в сфере History, History of Art, Polish Studies, Slavic Studies, German Studies, Cultural Studies, Ethnology and Cultural Anthropology и сфокусирует внимание на проблемах социальной и культурной истории Польши и польской диаспоры в XIX-XX веках. Проект программы предусматривает четырехсеместровый образовательный цикл, обеспечивающий получение 120 ETMS.

В апреле 2012 года подписан протокол о развитии сотрудничества, который предполагает участие студентов факультета сервиса и рекламы ИГУ в работе языковой школы (июль, 2012, Познань), обмен студентами по форме включенного обучения, обмен профессорско-преподавательским составом, проведение совместных международных научных конференций. Также предполагается совместная образовательная программа с получением двух дипломов по направлению «Культурология». В ближайшее время предполагается подписание специального соглашения между факультетами и университетами.

В течение последних пяти лет проявляется стойкий интерес к годовому и семестровому обучению студентов из Европы. Ежегодно в ИГУ принимаются на включенное обучение до 50 европейских студентов. Это не только студенты из упомянутых уже университетов-партнеров, но и студенты, получившие, например, стипендию ДААД, Фулбрайт, или самостоятельно оплачивающие обучение. На языковые курсы в среднем принимаются 30-40 человек (ФРГ, Швеция, Норвегия, Франция, Австрия).

Перспективное направление

Иркутский государственный университет, учрежденный в 1918 году, является первенцем высшего образования в Восточной Сибири. Сегодня это один из крупнейших учебно-научных центров Иркутской области и Забайкалья. В его структуре 2 филиала, 5 учебных институтов, 14 факультетов, одна из лучших в России научных библиотек, магистратура, аспирантура, докторантура, 3 научно-исследовательских института.

Более 18 тыс. студентов осваивают программы 52 специальностей и направлений, каждый из них имеет возможность вести научно-исследовательскую работу под руководством ученых, имеющих международную известность.

Свои знания будущим специалистам передают 854 преподавателя, в том числе 147 докторов наук и профессоров, 454 кандидата наук.

Университет видит в качестве одного из приоритетных направлений осуществление сотрудничества с высшими учебными заведениями стран Азии.

В последние годы получило второе дыхание сотрудничество с вузами Китая: Ляонинским университетом (г. Шеньян), Хэйлуцзянским университетом (г. Харбин), Гуманитарным институтом Северо-Восточного педагогического университета (г. Чань-Чунь). Заключены новые договоры: с Чженчжоуским университетом, Столичным педагогическим университетом (г. Пекин), Университетом Ланьчжоу, Пекинским техническим университетом, Далянским университетом иностранных языков, Университетом «Биньхай» (г. Циндао), Маньчжурским университетом Внутренней Монголии, Цзясинским университетом.

Знаковым событием отмечен 2007 год: 8 сентября состоялось открытие Института Конфуция на базе Международного института экономики и лингвистики ИГУ. Главной целью его деятельности является укрепление дружбы между Россией и Китаем с помощью развития программ, культурных обменов, содействия изучению и распространению китайского языка, предоставления широкому кругу заинтересованных максимально полной и достоверной информации об этой стране.

С 2008 года Институт Конфуция ИГУ стал официальным региональным центром тестирования ВСТ (Business Chinese Test) и HSK для определения уровня владения китайским языком. Успешно прошедшим испытание выдается сертификат министерства образования КНР. За период работы Института Конфуция обучение в нем прошли более 600 человек, среди них школьники, студенты, бизнесмены, учителя, врачи. Сдали экзамен HSK и получили сертификаты свыше 150 человек.

Лучшие студенты на конкурсной основе получают от Института Конфуция особые стипендии на бесплатное обучение в ведущих университетах Китая. Финансирует эти гранты министерство образования Китая. Развитие дружественных отношений Иркутского госуниверситета активно поддерживается министерством образования КНР, кабинетом государственного департамента КНР по распространению китайского языка за рубежом, посольством КНР в России, Минобрнауки РФ.

За последние годы в российско-корейских отношениях наметилась явная тенденция сближения и развития в общегосударственной, политической, экономической, туристической, а также образовательной отраслях. Иркутский госуниверситет принимает активное участие в реализации ряда образовательных проектов с вузами Республики Кореи.

Совместный образовательный проект с университетом Пэ Джэ (г. Тэджон) позволяет студентам вузов-партнеров проходить языковые стажировки, обучаться в магистратуре. Кроме университета Пэ Джэ, Иркутский ГУ осуществляет сотрудничество с 10 университетами Республики Кореи. Выпускники МИЭЛ ИГУ специальности «Коммерция (Торговое дело)» с углубленным изучением корейского языка успешно работают в правительстве Иркутской области, администрации г. Иркутска, консульстве Республики Кореи в России (г. Иркутск), на предприятиях Иркутской области и за ее пределами, что способствует развитию торгово-экономических и культурно-образовательных связей Иркутской области и Республики Кореи.

Другой совместный международный образовательный проект реализуется с Корейским фондом (г. Сеул) министерства иностранных дел Республики Кореи. Основной его деятельностью является поддержка образовательных, научных и культурных программ, связанных с изучением корейского языка и культуры страны за рубежом. В рамках проекта в ИГУ создан центр по изучению корейского языка и культуры, в котором в настоящее время проходят обучение корейскому языку и знакомятся с культурой этой страны студенты, школьники, представители деловых кругов г. Иркутска. Здесь ведется подготовка к сдаче экзамена на международный диплом, повышают квалификацию преподаватели корейского языка других вузов Иркутска. При поддержке Корейского фонда ИГУ вступил в Российскую ассоциацию университетского корееведения (РАУК), в состав которой, помимо Иркутского госуниверситета, вошли еще 5 ведущих вузов России: МГУ, СПбГУ, ДВФУ, ДВГГУ и НГУ.

Вуз тесно и плодотворно сотрудничает с японскими университетами. В 2010 году ИГУ была достигнута принципиальная договоренность о проведении археологических исследований совместно с Университетом Хоккайдо (г. Саппоро). В рамках проекта «Антропоген Байкальской Азии <…>» ежегодно проводятся специализированные работы совместно с археологами исторического факультета ИГУ.
В течение последних семи лет на основании договора с Университетом Симанэ (г. Хамада) в Иркутск ежегодно приезжает группа японских студентов для участия в четырехнедельной исторической школе, которую проводят совместно исторический факультет и факультет филологии и журналистики при организационной поддержке управления международных связей ИГУ. Параллельно в Университете Симанэ проводится летняя практика для студентов ИГУ, целью которой является изучение японского языка, культуры и истории Японии.

Летом 2007 года во время пребывания группы студентов и профессоров ИГУ в Университете Симанэ был проведен международный семинар «Актуальные проблемы развития Северо-Восточной Азии в XXI веке». С 2007 года достигнуто соглашение между ИГУ и Университетом Симанэ об обучении выпускников ИГУ в аспирантуре этого японского университета.

Более десяти лет ИГУ и Университет Канадзава осуществляют совместную образовательную программу по экономике и коммерции. За этот период десятки студентов ИГУ прошли стажировку, закончили бакалавриат и магистратуру Университета Канадзава и успешно работают на предприятиях Японии и России.

В течение многих лет ИГУ сотрудничает с вузами Монголии: Монгольским национальным университетом, Монгольским университетом науки и технологии, Гуманитарным университетом. Преподаватели и студенты исторического факультета, факультета филологии и журналистики, юридического института, института математики и экономики и других подразделений вносят весомый вклад в развитие и укрепление контактов с монгольскими университетами.

Международный форум

Международный институт экономики и лингвистики Иркутского госуниверситета в октябре 2011 года принимал VII Восточно-Азиатский экономический и культурный форум. В его работе приняли участие ученые и общественные деятели России, Китая, Республики Кореи и Японии.

География российских участников также весьма широка: Москва, Великий Новгород, Киров, Ижевск, Новосибирск, Брянск, Челябинск, Мичуринск, Магадан. Главной целью собравшихся было обсуждение мировых экономических проблем. Форум является открытой площадкой для ученых, исследователей и экспертов, где можно выразить свое мнение, встретиться с оппонентами, плодотворно обсудить различные вопросы.

Эти встречи в Иркутске значимы для научного сообщества не только региона, но и в целом стран Восточной Азии. Организация и проведение форума способствуют укреплению статуса Иркутска и Иркутской области в качестве научного и культурного центра Сибири. Итогом работы послужило издание сборника научных трудов российских и зарубежных ученых в области экономики, образования и культуры. Материалы форума, большая часть которых является инновационными, могут найти практическое применение в рамках модернизации жизнедеятельности Иркутской области и Восточно-Сибирского региона в целом.

Три континента

Подготовку кадров для зарубежных стран Иркутский государственный университет начал в 1925 году, приняв на обучение группу монгольских учащихся в количестве 7 человек. Группа была командирована министерством просвещения Монголии. Учитывая необходимость быстрого овладения русским языком монгольскими учащимися и восполнения у них пробелов по общеобразовательным дисциплинам, в университете были созданы подготовительные курсы (знаменитые монголкурсы), впоследствии преобразованные в подготовительный факультет. За тридцать лет деятельности факультет окончили более 6 тыс. иностранных граждан.

До 1990 года Иркутский госуниверситет имел только два международных договора о сотрудничестве – с Монгольским государственным университетом (Улан-Батор, Монголия) и Карловым университетом (Прага, Чехословакия). С 1990 года наступило время бурного развития международных контактов. В настоящее время ИГУ сотрудничает с 71 зарубежным партнером в тесной кооперации с другими учебными заведениями, научными центрами не только Иркутска, но и других городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хабаровска, Улан-Удэ, Новосибирска и прочих.

В Иркутском госуниверситете уже не первый год реализуются образовательные программы, ведущие к получению дипломов двух вузов.
На базе международного института экономики и лингвистики ИГУ девятнадцать лет работает совместная международная образовательная программа с Ляонинским университетом (г. Шеньян, КНР), утвержденная приказом Министерства образования РФ и поддерживаемая посольством КНР. Срок обучения составляет четыре года, из которых российские студенты обучаются два с половиной года в ИГУ и полтора в Ляонинском университете, китайские студенты – два года в Ляонинском университете и два года в ИГУ. Студенты, освоившие полный курс обучения, получают два диплома о высшем образовании: диплом бакалавра ИГУ и диплом бакалавра Ляонинского университета.

Более двадцати лет успешно работает сибирско-американский факультет менеджмента Байкальской международной бизнес-школы – проект ИГУ и Университетского колледжа Мэрилендского университета. Эта программа одной из первых в России аккредитована комиссией по высшему образованию США и аттестована Министерством общего и профессионального образования РФ. Обучающиеся по этой программе являются студентами одновременно российского и американского университетов, а по завершении получают два государственных диплома.

В 2004 году на сибирско-американском факультете менеджмента проведен первый набор по российско-австралийской программе – совместный проект Иркутского госуниверситета и Университета Южного Квинсленда (Австралия). Студенты, успешно завершившие программу, получают дипломы обоих университетов. Обучение ведется на русском и английском языках преподавателями российского и австралийского университетов.

Совместные исследования

Кафедра водных ресурсов, открытая в ИГУ под эгидой ЮНЕСКО в 2001 году, занимается продвижением интегрированной системы исследований, обучения, информации и документации в области водных ресурсов Сибири, Алтайского края, стран Центральной Азии, Монголии, Китая, Японии, Франции, Швейцарии.

Помимо подразделений Иркутского госуниверситета, сегодня в работе кафедры принимают участие Бурятский государственный университет, Институт земной коры, Институт геохимии им. А.П. Виноградова и Байкальский музей СО РАН. В качестве зарубежного партнера выступил Савойский университет (Франция).

На базе ИГУ открыт Межрегиональный институт общественных наук (МИОН). «Межрегиональные исследования в общественных науках» – программа, осуществляемая при поддержке Минобрнауки РФ, Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США) и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Россия. Цель создания МИОН – исследование особенностей развития Сибири на региональном, межрегиональном, российском и мировом уровнях, координация деятельности российских и зарубежных ученых, прогнозирование общественно-политических, социальных, а в перспективе и экономических процессов в условиях глобализации и динамичного развития сопредельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2006 году в университете создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Байкал: интеграция научной и образовательной деятельности в рамках комплексного изучения геоэкологии объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Данный проект поддержан в рамках ведомственных целевых программ «Развитие научного потенциала высшей школы», а с 2007 года включен в российско-американскую программу «Фундаментальные исследования и высшее образование».

Научно-образовательным центром ежегодно организуются международные экологические школы для российских и германских студентов. Совместно с университетом им. Х. Альбрехта (г. Киль) при поддержке Германской службы академических обменов (DAAD) разработана совместная магистерская программа «Экология и экологический менеджмент». Реализацию ее предполагается начать с сентября 2012 года. Выпускники ИГУ и Кильского университета, успешно освоившие эту программу, будут получать два магистерских диплома указанных вузов.

На базе университета ежегодно работают Байкальские международные школы по физике элементарных частиц и астрофизике с приглашением ведущих ученых из Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна), НИИ ядерной физики МГУ, Германии, Италии и других стран.

Финансовая составляющая

В конце 2011 года университет сделал важный шаг вперед, войдя в число победителей конкурса Минобрнауки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных вузов. Из 248 участников было выбрано 55. Иркутский госуниверситет – единственный из участвовавших в конкурсе 5 вузов области, заявка которого была поддержана.

Субсидии позволят серьезно модернизировать техническую базу университета, приобрести современное оборудование для исследований и образовательного процесса в области физики, химии, биологии, геологии. Значительная часть средств будет вложена в дальнейшее продвижение международных проектов ИГУ.

Вот уже шесть лет в ИГУ действует стипендиальная программа Фонда «Оксфорд – Россия» («Oxford Russia Fund»): с сентября по июнь, в течение 10 месяцев, студенты получают стипендию в размере 4 тыс. рублей. Сейчас в университете учится 180 стипендиатов. Требования к соискателям выдвигаются непростые: претендент должен учиться только на «4» и «5», активно участвовать в общественной жизни вуза и, самое главное, результативно заниматься научно-исследовательской работой. Основная задача «Oxford Russia Fund» – дать возможность способным студентам посвящать научной работе как можно больше времени, содействовать их дальнейшему карьерному росту и интеграции в международный образовательный процесс.

С 2008 года Иркутский государственный университет участвует в международной образовательной программе «Эразмус Мундус: окно внешнего сотрудничества», направленной на развитие взаимовыгодного сотрудничества в области высшего образования между странами Европейского Союза и Россией. Программа предусматривает реализацию научных обменов, распространение знаний и опыта, ознакомление с лучшими образовательными практиками и моделями, взаимное признание результатов обучения между университетами-членами консорциума в период с сентября 2008 года по май 2015 года. Финансирование программы «Эразмус Мундус: действие 2» осуществляется Европейской комиссией (European Commission, ЕС).

В состав консорциума «Интеграция, взаимодействие и международные организации» вошли 18 ведущих вузов ЕС (Финляндии, Бельгии, Испании, Германии, Италии, Португалии, Чехии, Латвии) и России. Обучение и исследовательская деятельность проходят по следующим направлениям: бизнес и менеджмент, педагогика, гуманитарные науки, юриспруденция, математика и информатика, естественные науки. За 2009-2011 годы более 50 студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ИГУ выиграли гранты на обучение и исследовательскую деятельность в вузах Португалии, Финляндии, Италии, Польши, Испании, Германии, Бельгии на сумму 300 тыс. евро. А в рамках программы «Эразмус Мундус» в ИГУ прибыли 6 грантополучателей из Германии, Италии и Латвии.

Растет международный авторитет

Ежегодно на протяжении последних пяти лет подразделения университета принимают по всем видам международного сотрудничества около 200 иностранных граждан, прибывающих для участия в научных конференциях, в составе официальных делегаций, с научно-исследовательскими целями. В университете обучается около 300 иностранных студентов из Китая, Монголии, Республики Кореи, Германии, США, Австрии, Вьетнама, Афганистана и стран СНГ.

За последние два года заметно – практически в полтора раза – увеличилось число студентов университета, выезжающих на стажировку или учебу: за 2010-2011 учебный год около 200 человек. Количество сотрудников университета, направляемых в командировки за границу, составляет ежегодно до 100 человек.

Иркутский госуниверситет является членом Международной ассоциации и Евразийской ассоциации университетов, Российской ассоциации бизнес-образования, членом NAFUP – Ассоциации университетов Северо-Восточной Азии, сети ЮНИНЕТ, членом Российской ассоциации университетского корееведения (РАУК) при поддержке Корейского фонда МИД Республики Кореи.

Таким образом, известность и востребованность Иркутского государственного университета продолжает расти. Разработанные планы дальнейшего международного сотрудничества ИГУ с университетами Азии и Европы, академические контакты между преподавательским составом вузов-партнеров, двусторонний обмен студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками, языковые стажировки, проведение конгрессов, конференций, симпозиумов, издание совместных сборников научных трудов, организация и проведение летних школ, создание совместных новых и совершенствование существующих учебных курсов способствуют дальнейшему качественному развитию университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-55, личный опыт, , ВПО, иркутский государственный университет

Похожие материалы:
«ЕГЭ» для бакалавров
Новосибирский государственный технический университет – лидер региона
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
Качество образования – гарантия будущего
Универсальный подход к коммерциализации гуманитарного знания
Многовариантность образовательного пространства
Традиции и инновации – инструмент успешного развития
Международные перекрестки вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
В Северо-Восточном государственном университете прошли XI научные чтения, посвященные Дню...
Из журнала
#93Важнейшее звено социально-экономической системы региона
#90Продвижение российских научных журналов в мире
#88Технология внедрения профессиональных стандартов
#91Евразийское образовательное пространство
#88Кому нужны PR-инструменты?
Информационная лента
13:45В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"