Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Педагогические технологии: методы ориентированы на результат

Ориентация на компетентностный подход в организации учебного процесса ставит перед Институтом права и экономики (г. Липецк) задачу внедрения инноваций в отношении различных аспектов своей деятельности и является важнейшим условием конкурентоспособности.

Просмотров: 2469
А.К. КУРАНОВ, ректор Института права и экономики (г. Липецк), кандидат юридических наук, профессор

Ориентация на компетентностный подход в организации учебного процесса ставит перед Институтом права и экономики (г. Липецк) задачу внедрения инноваций в отношении различных аспектов своей деятельности и является важнейшим условием конкурентоспособности. Инновации, прежде всего, призваны совершенствовать педагогическую технологию и создавать условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Из технологий обучения, ориентированных на деятельностный подход и воспитание творческой активности и инициативы студентов, на многих кафедрах вуза приветствуются неимитационные.

Например, в отличие от информационной, проблемная лекция начинается с вопросов, постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При выборе такой формы учебного занятия особая роль отводится диалогу между преподавателем и студентами, а деятельность учащегося приближается к поисковой, исследовательской. Лекция-визуализация учит преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. Проведение занятия сводится к развернутой презентации учебного материала, которая используется при изучении нового раздела или темы. Учебный материал лекции преподносится студентам в форме диалогического общения двух преподавателей, демонстрирующих культуру совместного поиска решений задачи. Профессиональные дискуссии, как правило, моделируются разными специалистами: например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определенной концепции. Студенты тоже вовлекаются в общение, высказывая собственную позицию. Лекция с заранее запланированными ошибками предполагает подбор наиболее распространенных ошибок, которые студенты должны обнаружить и обсудить. Тема лекции в форме пресс-конференции объявляется заранее, и в ее рамках студенты письменно задают вопросы, преподаватель в свою очередь проводит оценку вопросов, выявляя таким способом знания и интересы студентов. Анализ конкретной ситуации студентами совместно с преподавателем составляет основу лекции-беседы или лекции-дискуссии. Большая часть лекции-консультации отводится ответам на вопросы студентов, в том числе с привлечением специальных консультантов – квалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.

Преподаватели Института права и экономики активно работают над освоением и использованием в образовательном процессе неигровых имитационных технологий, которые имеют одновременно личностную и профессионально-практическую направленность. Среди них использование кейс-метода, различных тренингов, занятия с применением затрудняющих условий, групповое решение творческих задач (метод Дельфи, метод дневников, метод 6-6), метод развивающейся кооперации. Неигровые имитационные технологии используются, когда учебный материал подается студентам в виде проблем, а знания приобретаются в процессе самостоятельной постановки цели, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения и самоконтроля результатов. Особенно часто при проведении практических занятий преподавателями вуза используется метод развивающейся кооперации, то есть решение задач в группах с последующим обсуждением. Группа формируется так, чтобы в ней имелись лидер, генератор идей, функционер, оппонент, исследователь. Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей студентов.

Использование игровых имитационных технологий – таких как мозговой штурм, деловая игра, ситуационное проектирование – в учебном процессе воспринимается преподавателями вуза как наиболее сложная деятельность, требующая и высокого уровня мотивации у студентов, и серьезной объемной подготовки. Однако свободная форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы, генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка, использование совокупности учебно-познавательных приемов для самостоятельного решения проблем в виде проекта с презентацией результатов позволяют даже самые трудные аспекты освоения знаний превратить в увлекательный процесс.

Инновационные поисково-творческие технологии, внедренные в учебный процесс Института права и экономики, способствуют развитию креативности у студентов, формированию навыков анализа и критического мышления, а также соединению теории и практики. Но одновременно они требуют и обязательной предварительной подготовки слушателей, наличия развитой материально-технической базы и соответствующего уровня подготовки преподавателя.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России
Об оценке качества подготовки учителя
IT-технологии – ресурс повышения качества
Новые образовательные технологии в вузе-2013
НГУ выходит на глобальный рынок онлайн-образования
В научно-инновационном поиске
В российских школах появится урок НТИ
Стройплощадка требует хорошего образования
Дистанционное обучение: методологическая культура преподавателя
V Балтийский образовательный форум

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ