Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Опыт внедрения методики servicelearning в образовательный процесс

С ноября по декабрь 2014 года студенты четвёртого курса Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ приняли участие в совместном проекте с учреждениями культуры Москвы в рамках учебной дисциплины «Медиарилейшнз». 12 групп, курируемых преподавателем курса, стали мобильными пресс-службами для популяризации культурной жизни города и москвичей.

Просмотров: 1429

С ноября по декабрь 2014 года студенты четвёртого курса Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ приняли участие в совместном проекте с учреждениями культуры Москвы в рамках учебной дисциплины «Медиарилейшнз». 12 групп, курируемых преподавателем курса, стали мобильными пресс-службами для популяризации культурной жизни города и москвичей.

ЕНДАЛЬЦЕВА Александра Сергеевна, преподаватель Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ

Интеграция университетов в культурную среду города стала одним из пунктов повестки дня в 2014 году, поднимавшемся на многочисленных форумах и круглых столах по вопросам образования и культуры, в том числе на декабрьском Московском урбанистическом форуме. Как прокомментировал Михаил Хохлов на прошедшем в октябре I Московском международном форуме «Культура. Взгляд в будущее»: «Вопросы образования и культуры являются основополагающими на сегодняшний день. Без понимания того, что культура – это составляющая часть образования, продвинуться вперед нашей стране будет чрезвычайно трудно. Нам нужно предпринимать кардинальные меры, чтобы вся система образования повернулась лицом к культуре».

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» уже достаточно долгое время внедряет проекты интеграции в городскую среду: среди них серия лекций «Университет, открытый городу» на площадках Парка культуры им. Горького, КЦ ЗИЛ, КЦ «Дружба», и т.д. Тем не менее, подобные проекты представляют скорее процесс сотрудничества университетов и городских пространств, а не интеграцию в них. Поскольку процесс интеграции предполагает функциональное, структурное и организационное единство, для полноценной интеграции университета в городскую среду необходимы проекты, основанные на единстве целей, функций и структурных субъектов культурных и образовательных учреждений. Примером такого проекта стал проект «Мобильные студенческие пресс-службы» Департамента интегрированных коммуникаций Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики». Проект был организован в рамках учебного курса «Медиарилейшнз», который является обязательной дисциплиной для бакалавров 4-го года обучения по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью».

Проект «Мобильные студенческие пресс-службы» заключался в организации совместной работы студентов Департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ и учреждений культуры Департамента культуры города Москвы, в рамках которого студенты применяли знания, полученные в аудиториях, для продвижения культурных центров и библиотек. Участниками проекта со стороны учреждений культуры стали культурные центры «Зодчие», «Меридиан», «Рублево», «Онежский», «Маяк», «Дом-музей Марины Цветаевой», библиотека имени Тургенева, центральная библиотечная система Юго-Западного округа, а также ТКС «Орехово». Благодаря такому взаимодействию, студенты участвуют в популяризации культурного развития, получая практические навыки и оказывая общественно-важные услуги, что является примером культурно-образовательной интеграции. Проект ставил двусторонние задачи:

Для учреждений культуры:

  • Возможность расширить своё присутствие в информационном пространстве
  • Новые свежие идеи для привлечения внимания журналистов
  • Выход на новые целевые аудитории

Для студентов и университета:

  • Интеграция в культурную и социальную среду своего региона
  • Развитие у студентов чувства причастности и ответственности за культурное и общественное развитие своего региона
  • Поддержание престижа благотворительной и волонтерской общественной деятельности
  • Укрепление теоретических знаний через их практическое применение, пошаговое наставничество и рефлексию

Центральной организационной идеей проекта «Мобильные студенческие пресс-службы» стало использование методики servicelearning для практико-ориентированного процесса обучения. Методика servicelearning, или обучение через оказание социально-значимых услуг, за последнее время стала одним из неотъемлемых компонентов преподавания гуманитарных дисциплин на глобальной арене. Например, университет NorthCarolinaCentralUniversity выносит учебные курсы с привлечением servicelearning в обязательные дисциплины своих учебных планов. Данная образовательная методика развивает у студентов навыки применения теоретических знаний в узкой области на практике, при этом уделяя особое внимание общественной значимости подобной практической работы и адаптируя практическую деятельность студентов под актуальные для окружающего их общества запросы.

С методической точки зрения, обучение студентов в рамках проекта «Мобильные студенческие пресс-службы» проходило по двум этапам:

  1. Теоретическая часть (сентябрь-октябрь 2014 года): Приобретение студентами теоретических знаний в области медиарилейшнз и общественной важности данного вида профессиональной деятельности.
  2. Проектная часть с компонентом servicelearning (ноябрь-декабрь 2014 года): Применение теоретических знаний в рамках двухмесячного проекта интеграции с учреждениями культуры города Москвы. Компетенции студентов заключались в:
  • формировании медиа-стратегии на основе анализа присутствия организации в информационном поле,
  • работе с учреждением по формированию сроков и концепций мероприятий для прессы,
  • созданием информационных поводов для появления в средствах массовой информации (приуроченных к мероприятиям, общественным событиям, новостям, заявлениям, и т.д.),
  • организации мероприятий для прессы,
  • установлении контактов с журналистами и создании журналистского пула,
  • написании пресс-текстов и доведении их до публикации в СМИ,
  • предложением и организацией экспертных интервью, заявлений, и т.д.

Роль преподавателя в проектной части курса основывалась на организационно-консультационной организации процесса, что позволило соблюсти условия интеграции, где каждый субъект был нацелен на положительный исход проекта. Одной из важнейших частей для обеспечения сохранения идеи образования через оказание общественно-важных услуг стали еженедельные встречи проектных групп с преподавателем, где проводились рефлексивные дискуссии на тему личного роста, наглядных положительных результатов помощи культурным центрам, общественной значимости подобного рода волонтерской работы и т.д. Безусловно, в процессе реализации проекта возникли трудности с обоих субъектных сторон: со стороны студентов – недостаточное понимания собственного потенциала, недостаточная ответственность за продукт; со стороны учреждений культуры - попытки использования студенческих пресс-служб для ресурсного оснащения мероприятий, невозможность в срок предоставить информацию, повышенные требования к студентам. В процессе реализации проекта, даже пришлось отказаться от сотрудничества с одним учреждением культуры из-за вышесказанного. Все эти пункты необходимо учитывать при внедрении подобных медик в образовательный процесс, акцентирую внимание сторон на то, что это двусторонний процесс как практической, так и образовательной деятельности.

Несмотря на сложности в ходе проекта и недостаточную подготовленность городской среды для культурно-образовательной интеграции, промежуточные результаты проекта «Мобильные студенческие пресс-службы» наглядно показывают возможность полноценной интеграции университетов в культурную городскую среду через методику servicelearning. На сегодняшний момент, получены следующие результаты:

  • Проекты Централизованной библиотечной системы Юго-Запада: 37 анонсов в СМИ, пабликах в социальных сетях с широким охватом и интернет-порталах; привлечение аудитории на мероприятия, организация пресс-подхода, анонсирование и информационное сопровождение новогодней ёлки для детей из детских домов.
  • Проекты КЦ "Меридиан": 22 публикации с анонсами о мероприятиях, в т.ч. на портале "Афиша", организация круглого стола «Патриотическое воспитание: общественная задача или частная инициатива. Нужна ли патриотизму реклама?» (по его результатам 30 публикаций в интернет порталах и социальных сетях, репосты от лидеров мнений).
  • Проекты ДК "Маяк": 20 постов про мероприятие "Выходные за круглым столом", 2 публикации на сайтах, количество подписчиков группы увеличилось в 2 раза.
  • Проекты ДК "Рублёво": анонсирование мероприятий в СМИ, и тематических группах в социальных сетях, договорённость с телевидением ЗАО о съёмке гала-концерта, составление пула СМИ (52 контакта). 
  • Проекты библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева: приглашение аудитории и анонсирование в СМИ встречи с Анной Наринской «Tobecontinued», создание регистрации на Timepad, публикации в сообществах и в социальных сетях, 44 присутствующих (аншлаг), репосты от лидеров мнений. По многочисленным просьбам участников сообществ создана встреча в социальной сети Vkontakte.
  • Проекты КЦ "Зодчие“: организация медиа-брифинга и анонсирование финала проекта "Техношкола", привлечение информационных партнёров на фестиваль журналистики "Пингвины пера" (установили 5 договорённостей).
  • Проекты КЦ "Онежский": привлечение аудитории на мероприятия, анонсирование в местных СМИ, установление контактов с местными школами для популяризации мероприятий.

Доказательством успешности проекта также служат рефлективные рассуждения студентов на тему развития культурной среды города и комментарии от студентов и кураторов со стороны учреждений культуры, взятые из электронной переписки преподавателя курса.

Из комментариев студентки: «Все прошло отлично! Аудиторию заполнили полностью, было больше 40 человек. И Александра Вахрушева, и Анна Наринская остались довольны...Ужасно устали! Спасибо вам за возможность поработать с реальным клиентом, чувство успешно завершившегося ивента, хоть и небольшого, – прекрасное чувство!»

Из комментариев кураторов: «Жду с нетерпением от Вас информации по дню и времени защиты моих ребят (о как я горда! называть их своими :))”; “Спасибо за презентацию и проект, очень здорово то, что Вы делаете!”; “Во-первых хотела выразить Вам огромную благодарность за рабочие группы, которые работают с нашими проектами. Особенно за группу Марии Загорской…”

Проект «Мобильные студенческие пресс-службы», инициированный преподавателем Департамента интегрированных коммуникаций Ендальцевой Александрой был отмечен Фондом Образовательных Инноваций НИУ ВШЭ. Результаты проекта наглядно показывают не только возможность, но и положительные результаты интеграции университета в культурную среду города посредством обучения через оказание общественно-важных услуг. Данная методика может применяться в рамках различных учебных курсов не только социально-гуманитарного блока, а также как способ развития регионов. Подробно методика servicelearning описана на сайте Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ. В том числе, автор методики открыта для вопросов и консультаций.

Отдельная благодарность представителям культурных учреждений, плотно работавших с студенческими группами: Пашутиной Татьяне, Стеркиной Александре, Новосёловой Татьяне, Яковленко Екатерине, Головину Михаилу, Алексею Никитину.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: журналистика, инновации, образовательные технологии, личный опыт, НИУ ВШЭ

Похожие материалы:
ТвГУ: факторы развития инновационной инфраструктуры
Приоритеты Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
Оренбургский аграрный университет: инновации на степной земле
Программа «Green Metallurgy» Норильского индустриального института
IT-технологии – ресурс повышения качества
Развивать регион – задача вузовской науки
E-learning на всех уровнях
Наукоемкий бизнес России
Ставка на инновации себя оправдывает
«Медиаобразование»: вектор развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Тихоокеанский госуниверситет развивает сотрудничество с японскими вузами
Проект «Олимпиада по русскому языку для японских студентов и школьников» Тихоокеанского...
Форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'19.
Приглашаем принять участие в I Всероссийском форуме для руководителей государственных и частных...
В Твери прошла Международная научная конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие»
В эти дни в Верхневолжье и Москве проходят многочисленные мероприятия, посвященные знаменательной...
Татьяна Голикова посетила всероссийский форум «ПроеКТОриЯ»
Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова посетила всероссийский форум...
Что изучает самый молодой доктор наук Архангельской области
Работы доцента кафедры фундаментальной и прикладной физики САФУ Дмитрия Макарова объясняют...
Из журнала
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#96Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники отметил 85-летие
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#102Ирина Святицкая о тенденциях рынка труда
Информационная лента
09:09В АГУ обсудили вопросы по сохранению и восстановлению сайгака
09:07РУМЦ ВятГУ провел выставку инклюзивного высшего образования
09:04«Помогая другим, помогаем себе»: новые знания для развития инклюзивного образования
09:00В Казани определили вектор развития молодежной политики на 2019 год
08:47ТюмГУ готовит к поступлению вьетнамских абитуриентов