Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интервью с лидером движения «Россия молодая», Максимом Мищенко о законодательном закреплении прав молодежи, студенческом самоуправлении.

Просмотров: 1974

Старт для следующих перемен

Активная работа по законодательному закреплению прав молодежи только начинается. Сегодня наш собеседник – лидер движения «россия молодая» Максим МИЩЕНКО.

МИЩЕНКО Максим Николаевич – лидер движения «Россия молодая», кандидат технических наук

– Максим Николаевич, являясь членом комитета Государственной Думы РФ по делам молодежи, вы в качестве соавтора выступили с инициативой внесения изменений в статью 13 закона Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В чем суть этой инициативы? Какими вы видите эффективные механизмы организации студенческого самоуправления, его роль и функции в реалиях сегодняшнего дня?

– Внесение названных изменений вызвано необходимостью более широкого привлечения обучающихся как участников образовательного процесса к управлению образовательными учреждениями.

Актуальность развития самоуправления обучающихся продиктована необходимостью их более широкого привлечения к участию в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности образовательных учреждений, реализации права на участие в управлении образовательным учреждением. Положениями статьи 50 закона РФ «Об образовании» определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. Такое же право предоставляется положениями статьи 16 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где говорится, что, наряду с закрепленными в законе Российской Федерации «Об образовании» правами, студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений.

Реализация предусмотренных законами прав обучающихся возможна в соответствии со статьей 35 закона РФ «Об образовании», которая определяет, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие. Однако в законах не говорится о самоуправлении обучающихся. Это привело к тому, что до сих пор во многих образовательных учреждениях не созданы органы самоуправления обучающихся, призванные обеспечить принятие объективных управленческих решений и «прозрачность» деятельности образовательных учреждений. А в тех образовательных учреждениях, где органы самоуправления обучающихся созданы, они нередко выполняют исключительно формальную функцию и, по существу, не влияют на принимаемые управленческие решения.

Настоящий проект федерального закона устанавливает обязательность функционирования в образовательных учреждениях органов самоуправления обучающихся, учитывая необходимость широкого участия общественных институтов и обучающихся как одних из главных участников образовательного процесса в управлении образовательным учреждением. Это позволит, с одной стороны, повысить эффективность работы образовательных учреждений, а с другой – создаст реальные условия для реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательными учреждениями.

Реализация указанных положений обеспечивается путем внесения изменений в статью 13 закона РФ «Об образовании» и статьи 4, 12, 15-16, 24 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При включении указанных поправок в соответствующие федеральные законы органы самоуправления обучающихся приобретут определенность статуса в общем управлении вузом.

Это позволит студенческому совету быть элементом соуправления высшего учебного заведения и представлять интересы всех студентов. Однако, при этом законом разрешается, как и в старой редакции, создание и общественных организаций студентов.

– В Госдуме РФ 17 февраля 2009 года по вашей инициативе состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проблем студенческого самоуправления. По его итогам были выработаны предварительные рекомендации Правительству, Госдуме РФ и федеральным органам исполнительной власти. Запланировано также совместно с Минобрнауки РФ разработать систему мер по поддержке студенческих общественных организаций. Пожалуйста, прокомментируйте решения, принятые по итогам круглого стола! Как вы их оцениваете?

– Активная работа по законодательному закреплению прав молодежи только начинается. И даже те поправки и рекомендации, которые мы пытаемся вносить, – это первая ласточка. Я считаю, что все эти попытки, если они будут доведены до логического конца, принесут только положительный результат и послужат стартом для следующих перемен. А то, что необходимо изменять, вносить и предлагать что-то новое, никто не сомневается. За последние пятнадцать-двадцать лет мы все забыли о том, что есть такое молодежь, и что она, оказывается, не только требует внимания, но от нее зависит будущее нашей страны. И если мы хотим процветания России, то надо принимать самое активное участие в ее жизни.

– Каково ваше мнение как лидера движения «Россия молодая» о механизмах и формах привлечения студентов к оценке качества образования?

– Я выступаю за «легализацию» студсоветов. Считаю, что только таким образом можно дать возможность самим студентам влиять на процесс образования. Они смогут высказывать свою позицию, вносить реальные предложения, которые не будут отодвинуты на задний план. В первую очередь, необходимо принять поправки к закону, о которых я уже говорил.

– Социологи отмечают значительную общественную пассивность молодежи: так, только около 3 процентов молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Ваше видение выхода из проблемы: как мотивировать молодежь, в частности, студенчество, на более активное участие во внеучебной деятельности вуза? Что сегодня способно в хорошем смысле «расшевелить» молодое поколение россиян?

– Только в последние несколько лет мы поняли, что американизация «съедает» не просто наше население, а главное, наше молодое поколение. Многие молодые люди сегодня видят смысл своей жизни в том, чтобы выпить пива на лавочке, посмотреть не лучшего качества американский фильм и просидеть штаны на должности менеджера в офисе какой-нибудь западной компании, которая завоевывает экономический рынок России. Заставить их оторвать свой взгляд от экрана или пятую точку от стула сможет только национальная идея. Когда молодые люди поймут, что США никогда не протянет им руку помощи, а только заткнет рот гамбургером, тогда, возможно, они поймут, и где их дом, семья и родина. Мы не только пытаемся прививать патриотизм нашему молодому поколению, мы пытаемся открыть глаза на то, что происходит вокруг. Объяснить: если дядя Сэм протягивает тебе конфетку, то надо смотреть, что находится под оберткой. Наше движение на первый план ставит охрану нашего государства от внешних и внутренних врагов. Отсюда наши яркие акции, которые привлекают как раз эту самую молодежь.

– Вероятно, вы согласитесь с тем утверждением, что после распада комсомола в 90-е годы прошлого столетия в молодежной среде возник некий идеологический вакуум. В наши дни живое общение все чаще подменяет общение сетевое, личные встречи заменили многочисленные сайты, типа «Одноклассников». Нет ли у вас ощущения, что молодежь активно уходит из общественных структур в виртуальное пространство? Если вы считаете, что это проблема, как смотрите на нее и какие видите модели привлечения молодежи к активной общественной жизни?

– Да, я согласен с тем, что молодежь уходит в виртуальное пространство. А отчего это происходит? Альтернатив для нормального времяпрепровождения нет! Сейчас на улицу вообще опасно выйти вечером, не то, чтобы отпустить туда своего ребенка. Да и что он там увидит? Я рос обычным уличным пацаном в Таганроге, гонял мяч во дворе с мальчишками и не думал о том, что настанет такое время, когда вместо этого все будут сидеть в Интернете и искать себе виртуальных друзей. Что делать? Развивать общественную деятельность с помощью социальной работы. Труд бывает не только за деньги, труд должен приносить пользу и удовольствие. Хочешь помогать детским домам? Для этого не обязательно быть спонсором – достаточно приехать туда и просто пообщаться с детьми. И это нравится молодежи! Она хочет помогать! Только нужно направлять эту энергию в нужное русло.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: молодежная политика, максим мищенко, студенческое самоуправление, актуальное интервью, ао-31

Похожие материалы:
Воспитание гражданственности как часть образовательного процесса
Престиж инженерного образования зависит от инвестиций
Поддержка молодых ученых в Татарстане
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Организация студенческого самоуправления в УГЛТУ
Методология создания единого воспитательного пространства
Интервью с Виктором Дёминым
Кросс-Вузовский ON-line тренинг
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Реализация программы «Студенческое самоуправление»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«VR-журналистика» – в новый учебный год журфак ЮУрГУ входит с новым учебным курсом
На кафедре журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики ИСГН ЮУрГУ разработан...
Минобрнауки РФ запускает обсуждение будущего законопроекта «О научной и научно-технической деятельности в РФ»
Министерство науки и высшего образования РФ запустило обсуждение будущего законопроекта «О...
Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
На базе Севастопольского государственного университета впервые начинает действовать магистерская...
Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
Исследование Арктики является одной из приоритетных задач государства, Правительством РФ...
Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство
Ученые Южно-Уральского государственного университета создали технологию безотходного...
Из журнала
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#95Объединение университетов снижает конкурентоспособность
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
#97Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»
#102Зимовниковский педагогический колледж готовит кадры новой формации
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство