Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Квалификация выпускников не соответствует требованиям производства

О том, какими путями на предприятии решаются вопросы по привлечению на производство молодежи, рассказывает директор по персоналу ОАО «Завод «Автоприбор» Галина Мизелёва.

Просмотров: 2409

 Комплектование в вузах инженерных специальностей по остаточному принципу соответственно обеспечивает и качество выпускаемых «специалистов». Такая ситуация усугубляет и без того сложное положение современных предприятий, переживающих острую нехватку специалистов инженерных профессий. ОАО «Завод «Автоприбор» (г.Владимир) сегодня испытывает не только проблему с притоком на предприятие молодых инженеров-технологов и инженеров-конструкторов, но и дефицит руководителей и организаторов производства начального звена. О том, какими путями на предприятии решаются вопросы по привлечению на производство молодежи, рассказывает директор по персоналу ОАО «Завод «Автоприбор» Галина Мизелёва.

Не потерять специалистов

Владимирский завод «Автоприбор» считается в России крупнейшим производителем автокомпонентов. Его продукция используется при изготовлении автомобилей «ВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ», «УАЗ», «Ford», «Fiat», «Kia» и других известных марок, производящихся на территории России. В нынешнем году в этот список будут добавлены такие брэнды как «Renault» и «Nissan», которым ОАО «Автоприбор» тоже начинает поставлять свои комплектующие. А вообще, завод намерен организовать поставки всем автопроизводителям, ведущим сборку в нашей стране. «Видеть продукцию своего завода в каждом проезжающем автомобиле» – так сформулирована миссия предприятия, принятая каждым автоприборовцем.

Предприятие располагает мощной производственной базой и производит около 400 номенклатурных позиций продукции, среди которых комбинации приборов, стеклоочистители, спидометры, реле различных модификаций и назначений, манометры, тахометры, датчики и прочие комплектующие. Для их изготовления на заводе организованы сборочное, автоматно-механическое, штамповое, сварочное, литейно-механическое, лакокрасочное, гальваническое и другие виды производств.

В последние годы увеличивается доля работников пенсионного и предпенсионного возраста, что создает риск потери в ближайшие годы квалифицированных кадров. Доля пожилых людей в службах и отделах «Автоприбора» превышает 30%, а в цехах основного производства достигает 35% и более.

Слабый приток молодых специалистов и рабочих требует от нас дальнейших усилий по закреплению имеющихся кадров и привлечению новых через создание привлекательных условий труда – обеспечения возможностей для профессионального развития, карьерного роста и обучения, а также совершенствования системы целевой подготовки специалистов на конкретные рабочие места.

Из 2610 работников предприятия высшее образование имеют почти 69%, среднее профессиональное – 23% и начальное профессиональное – 1,5%. Среди основных и вспомогательных рабочих предприятия немалую долю составляют сотрудники, которые не имеют специального образования. В этих условиях мы осознаем необходимость организовать специализированные программы обучения, которые обеспечат компетентность работников и непрерывное повышение квалификации персонала. Среди руководителей и специалистов преобладают работники с высшим образованием, но у некоторых нет специального образования в области машиностроения. Соответственно, на предприятии существует потребность дальнейшего развития специальных программ и вовлечения работников в обучение для повышения их компетентности. Большинство руководителей и специалистов работают в соответствии с профилем высшего образования, хотя в некоторых подразделениях образование сотрудников не совпадает с занимаемой должностью. Многие из них успешно проходят специальное обучение в рамках программ подготовки и переподготовки кадров на заводе и получают знания по специальности.

Возможности для совершенствования

Масштабы трудоустройства на предприятие молодых специалистов, к сожалению, не обеспечивают своевременной замены профессиональных кадров, которые естественным образом выбывают из коллектива. На рынке труда Владимирской области попросту нет требуемых специалистов, так как перспектива трудоустройства на производственное предприятие не прельщает молодых людей, и они не желают обучаться рабочим профессиям. В последние годы училища г. Владимира и Владимирской области практически не выпускали рабочих по профессиям предприятий машиностроения.

Уровень квалификации специалистов инженерных профессий невысок, кроме того, он часто не соответствует требованиям современного развивающегося производства. При этом знания, накопленные на предприятии, используемые технологии организации производства и инструменты повышения его эффективности еще не являются предметом изучения в вузах, а содержание учебного процесса не успевает за предприятием. Комплектование инженерных специальностей по остаточному принципу, а на них при поступлении, как известно, конкурс ниже, соответственно обеспечивает и качество выпускаемых «специалистов».

Именно поэтому завод «Автоприбор» предоставляет пришедшим молодым специалистам все возможности для совершенствования в выбранной и обучения новой профессии, профессионального и карьерного роста, а для многих из них выстраиваются индивидуальные траектории профессионального развития.

В целом обеспеченность предприятия персоналом требуемой компетентности превышает 99%. Такой высокий уровень обеспечен благодаря нашим антикризисным мероприятиям – опережающему профессиональному обучению и общественным работам в рамках областной программы по снятию напряженности на рынке труда. Они позволили сохранить коллектив и его компетентность в период простоя, а также подготовить сотрудников к развитию и совершенствованию.

Несмотря на предпринятые меры, на предприятии остаются «рисковые» позиции по ряду профессий. Их можно условно разделить на две группы:

  • требующие специальной подготовки в учебных заведениях (наладчик оборудования металлопокрытия и окраски, оператор станков, автоматов и полуавтоматов, сварщик, электромонтер, слесарь-инструментальщик, литейщик, гальваник);
  • профессии, по которым знания и навыки можно приобрести в рамках внутрифирменного обучения (штамповщик, сборщик электрических машин и аппаратов).

Серьезно ощущается на заводе проблема с притоком специалистов инженерных профессий (инженер-технолог, инженер-конструктор), а также близится дефицит руководителей и организаторов производства начального звена.

Однако коллектив завода не просто констатирует наличие проблем, сетует на отсутствие системной подготовки кадров для промышленности, а активно занимается решением этих вопросов, используя все возможности. К сожалению, процесс подготовки кадров не скор, поэтому, начав активно заниматься этой работой несколько лет назад, мы только сегодня получаем первые результаты.

Впрочем, на заводе всегда существовала надежная система подготовки и переподготовки кадров. С развитием предприятия развивалась и она, совершенствовались формы, программы. Вот лишь два элемента этой системы.

В случае, когда на предприятие устраиваются рабочие, не имеющие профессии или имеющие невостребованную профессию, за ними закрепляется инструктор производственного обучения (наставник) и преподаватель теоретического обучения. Новички проходят по утвержденной программе профессиональную подготовку на рабочем месте.

В ОАО «Завод «Автоприбор» существует также система стажировок, которые организуются для кадрового резерва, специалистов и руководителей, планирующих занять другую должность и для всех вновь трудоустроившихся сотрудников среднего и высшего звеньев. Стажеры в полном объеме осваивают профессиональные обязанности, изучают основы функционирования корпоративной производственной системы предприятия, принимают участие в командной работе, проходят курсы повышения квалификации. Итоги стажировки подводятся на заседании аттестационной комиссии.

В связке с учебными заведениями

Для своевременной подготовки квалифицированных специалистов с образовательными учреждениями области мы работаем по направлениям профориентации, целевого обучения и повышения квалификации. Так, ученики школ г. Владимира №№ 5, 13, 20, 28, 36 и гимназии №35 ориентированы на поступление в профессиональное училище №30 и Корпоративный институт Владимирского государственного университета для получения образования по востребованным для ОАО «Завод «Автоприбор» специальностям. Заключены договора о проведении производственной практики и о социальном партнерстве с рядом учреждений НПО и СПО. В соответствии с договоренностями учащиеся и студенты проходят практику на рабочих местах производственных подразделений предприятия. Чтобы заинтересовать в трудоустройстве на завод, их принимают на практику при условии, что курсовую или дипломную работу они выполнят по тематике «Автоприбора». В результате в 2009 году 11 выпускников Владимирского авиамеханического колледжа защитили дипломные работы именно по темам, непосредственно связанным с нашим производством.

В 2007 году на базе ОАО «Завод «Автоприбор» была создана опытно-экспериментальная площадка профессионального училища №30 для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров новой формации, а также переподготовки действующих работников. Итоги сотрудничества не заставили себя долго ждать – доля учащихся, получающих специальность, которая необходима предприятию, увеличивается.

А в июне прошлого года ПУ №30 и завод «Автоприбор» получили грант в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Победу принес проект «Создание инновационной профессиональной образовательной среды для подготовки и переподготовки рабочих для высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли Владимирской области». На его реализацию предприятие наряду с федеральным и областным бюджетами выделило из собственных средств 6,836 млн руб.

В рамках проекта созданы и оснащены современным оборудованием лаборатории по направлениям «Теория электрических цепей, основы электроники и электронная техника», «Современные методы организации производства», «Моделирование регулировки и настройки станков с программным управлением» и интерактивный учебно-лабораторный кабинет по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудованию». На территории завода появились учебно-производственные участки с современным оборудованием по профессиям: «Оператор станков с ПУ», «Монтажник РЭАиП», «Станочник (металлообработка)» и «Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов». Весь учебный процесс обеспечен современным интерактивным оборудованием и компьютерной техникой.

Также специалистами предприятия разработаны и изготовлены специализированный тренажер для интерактивного учебно-лабораторного комплекса по направлению «Теория электрических цепей, основы электроники и электронная техника» и информационные стенды для лаборатории «Современные методы организации». Вполне естественно, что ведущие специалисты завода включены в процесс подготовки кадров на базе опытно-экспериментальной площадки ПУ №30.

«Формальный» выпускник – не нужен

Руководители и специалисты тоже проходят профессиональную подготовку и повышение квалификации – по договорам о социальном партнерстве с вузами и в рамках Корпоративного института ВлГУ. В свою очередь учебное заведение готовит высококвалифицированных рабочих и специалистов с новыми компетенциями. Студенты совмещают учебу с работой на заводе, поэтому они реально включаются в современное производство. На сегодня в таком формате учатся в университете и одновременно работают на «Автоприборе» 40 студентов-заочников. Из них 21 продолжает получать высшее образование, а 19 – обучаются в магистратуре.

Надо признать, что в 2009 году число студентов очной формы обучения, в том числе, с элементами дистанционных образовательных технологий, сократилось с 42 до 21 человека. Главным образом это произошло в связи с увольнением студентов и возрастанием требований к результатам их труда и обучения.

В прошлом году 19 молодых специалистов предприятия поступили в магистратуру ВлГУ на бюджетной основе, и теперь разрабатываются темы магистерских диссертаций по актуальным проблемам нашего предприятия.

На программу социальной поддержки студентов, в которую входят частичная оплата обучения, заводская стипендия и компенсация проживания в общежитии, в 2009 году завод направил 670,3 тыс. руб. (в 2008 году — 1260,0 тыс. руб.).

Чтобы завод получил не просто «формального» выпускника, а действительно хорошего специалиста, стороны намерены совместно разработать новые компетенции различных категорий современных инженеров, бакалавров техники и технологии. В рамках сотрудничества сегодня на базе ВлГУ, Корпоративного института и завода работает несколько совместных проектов подготовки специалистов.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что все предприятия автопрома хотят видеть в молодых кадрах специалистов с новыми компетенциями, способных быстро адаптироваться к современному производству и обеспечить его дальнейшее развитие. Но уровень знаний выпускников технических вузов не всегда удовлетворяет потребность современного быстро развивающегося предприятия. Порой завод вынужден практически сразу после приема на работу направлять молодого специалиста на дополнительное обучение.

Компетентность работающего персонала на нашем заводе обеспечивается в рамках подхода с применением корпоративных принципов. При этом формы и программы обучения определяются как корректирующие мероприятия по итогам оценки компетентности персонала, исходя из целей предприятия, требований потребителей, в соответствии с планами освоения новых изделий, техники и технологий производства, реализации различных целевых программ. Все программы обучения содержат модуль корпоративной производственной системы ОАО «Завод «Автоприбор», адаптированный под категорию слушателей.

Персонал, обучаясь на рабочем месте при освоении новых проектов и изделий, проходит теоретическую подготовку и практический тренинг. По окончании обучения рабочий сдает зачет по теории и выполняет аттестационную работу.

С 2009 года сотрудники активно участвуют в опережающем профессиональном обучении, нацеленном на подготовку персонала с новыми компетенциями. Уже повысили свою квалификацию почти 50% работников завода. Для того, чтобы учебный процесс был эффективным, а содержание программ оставалось актуальным, научно-производственные и образовательные ресурсы предприятия объединены с научно-педагогическим потенциалом кафедр ВлГУ и ПУ №30. К проведению занятий и аттестации слушателей привлечены преподаватели учебных заведений, опытные руководители и ведущие специалисты предприятия. Также завод имеет собственный интеллектуальный резерв – преподавателей и инструкторов для обучения сотрудников.

Профориентация своими силами

В ближайшее время России предстоит перейти на многоуровневую систему высшего образования, когда в вузах значительно увеличится выпуск бакалавров. ОАО «Завод «Автоприбор» готов принимать на работу выпускников, получивших образование по программам бакалавриата. Более того, в рамках сотрудничества с ВлГУ 17 специалистов предприятия уже учатся на бакалавров по направлению «Менеджмент» и 19 – по шести направлениям магистратуры. В 2010 году мы заключили договор с Центром занятости населения г.Владимира, по которому завод обязуется предоставить 42 рабочих места для стажировок выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений. Сегодня на заводе стажируются три выпускника, один из них – бакалавр по специальности «Менеджмент». Основной приток стажеров ожидаем по окончании учебного года.

Надо признать, что завод ждет молодых специалистов, готов принимать их на стажировки и преддипломные практики, а в последствии предоставлять рабочие места на предприятии. Необходимость обновления, потребность в молодых, креативных и инициативных профессионалах ощущается очень остро.

Работодатель может создать множество программ, проектов по привлечению и закреплению молодых специалистов, но пока не будет изменена (или создана вновь?) система профессиональной ориентации молодежи, ожидать прихода мотивированных сотрудников не приходится. Производство развивается, совершенствуется, а быть инженером или квалифицированным рабочим по-прежнему не престижно.

Нам часто говорят: «Вам нужны кадры? Вот и занимайтесь профориентацией сами!» Мы и занимаемся – идем в школы, развиваем училище, совершенствуем подготовку специалистов через работу Корпоративного института. Система в очередной раз выясняет, кто же должен отвечать за профориентацию. А пока на государственном уровне решается, кому же поручить это важное дело, молодежь идет учиться на менеджеров, экономистов, юристов, дизайнеров. Производственная же сфера остается пока вне системы образования, по сути, создавая свою собственную систему подготовки кадров.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: трудоустройство выпускников, владимирская область, Завод «Автоприбор», мнение работодателя, кадровая политика, ао-38

Похожие материалы:
Рынок труда Владимирской области
ЗАО «Ставропольский бройлер» - пример социального партнерства
Обзор рынка труда Ставропольского края
«СПЛАТ» растит специалистов, опираясь на внутренние ресурсы
Предприятия приходят в систему подготовки кадров
Зачем бизнес берет на себя функции вузов?
В НВГУ состоялась традиционная встреча с работодателями
Содействие трудоустройству выпускников в Ставрополье
НПО «Сатурн»: выпускникам необходима адаптация

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#101Республиканский медицинский колледж развивает в Тыве волонтерское движение
#100Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#96Исследовательское образование
#100С чего начинается школа будущего
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве