Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кто должен платить за образование молодого специалиста

«Основная причина кадровой проблемы заключается в том, что в России нет государственного заказа на специалистов, а количество выделяемых вузам бюджетных мест не зависит от потребностей рынка труда» — считает ректор РосНОУ Владимир Зернов.

Просмотров: 940

Подрастающие поколения россиян уже два десятка лет последовательно решают две серьезные жизненные задачи: 1) после выпуска из школы поступить в вуз; 2) после выпуска из вуза найти работу по специальности. И если первое удается не всем, но многим (в 2012 г. на 790 000 выпускников средней школы только бюджетных мест пришлось 490 000), то второе — почти никому.

В настоящее время около 70% молодежи до 24 лет не работает — это самый высокий уровень безработицы среди социальных групп. Более 60% выпускников вузов не работают по специальности. Молодые специалисты дольше ищут работу, они вынуждены проходить больше собеседований, ведь у них нет представления не только о том, как устроиться на работу, но и о том, как работать. Получить должность, соответствующую полученной профессии, удается, как правило, лишь в том случае, если на предприятии есть программы переподготовки, иначе берут человека с опытом.

Основная причина кадровой проблемы заключается в том, что в России нет государственного заказа на специалистов, а количество выделяемых вузам бюджетных мест не зависит от потребностей рынка труда. В советские времена по специальности работали практически все, кто заканчивал вуз. Смена профессий было явлением нечастым: требуемый уровень профессиональных знаний не позволял выпускникам трудиться в другой сфере без перепрофилирования.

Сейчас российское высшее образование к производству имеет весьма отдаленное отношение и фактически ограничивается социализирующей функцией. Для студентов вуз — это отсрочка от вступления во взрослую жизнь и получение не столько профессионального, сколько общего уровня образования. В результате большинство выпускников, получивших абстрактные теоретические и устаревшие практические знания, по профессии работать просто не готовы. Что остается? Торговля. Сейчас 40% вакансий на рекрутинговых сайтах приходится на отделы продаж. Но там большая текучка, немногие в этих отделах задерживаются — и стажа по специальности не получают.

При этом относительно приличную должность в практически любой сфере может получить каждый выпускник, знающий английский язык, владеющий ПК и имеющий… опыт работы от 2-3 лет. А как получить заветную запись в трудовую книжку, если без опыта в компанию не берут? Вот и приходится студентам набирать стаж заранее, совмещая учебу и работу, что еще больше затрудняет получение знаний.

В контексте этой проблемы очень интересен японский опыт. В Японии по специальности, полученной в высшем учебном заведении, работают почти все. Причина — у них введена система контрактных отношений «государство — вуз» и «вуз — обучающийся». По такой схеме выпускнику выгодно пойти работать по специальности, и именно это выгодно и государству.

В России идея перейти к контрактным отношениям обсуждалась на всех трех госсоветах, посвященных образованию, но дальше обсуждения дело так и не продвинулось. Почему это удалось японцам? Потому что японское государство не готовит бесплатно.


Читайте далее на сайте «Ведомости» >>>

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Космонавт Павел Виноградов: «Если нет цели, любое образование будет бесполезно»
Замминистра встретился с ректорами негосударственных вузов
Российская модель рейтингования: подходы и критерии
Тенденции рынка труда Татарстана
Профессиональное обучение безработных
Работодатель-вуз: преемственность в обучении
Кадровая политика в ОАО «Алмазы Анабара»
В Уфе прошел Первый межвузовский кадровый форум
Инженерное дело – основа развития России
Дистанционные технологии расширяют возможности корпоративного обучения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ