Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кто аттестует роботов?

Исследуя проблему массовости высшего образования, в СГА пришли к выводу, что к 2035 году соотношение численности студентов в кампусных (традиционных) и распределенных (электронных) вузах в России и мире изменится кардинально. Подавляющее количество студентов будет учиться в распределенных вузах, которые могут находиться за десятки и сотни километров от места проживания обучающихся.

Просмотров: 236

О современном образовании

А.Г. ШАБАНОВ, проректор по региональному развитию, директор Новосибирского филиала Современной гуманитарной академии, доктор педагогических наук

На фоне жарких дискуссий в профессиональных кругах и в обществе о качестве знаний, корректности рейтинга вузов, вопросах выбора аккредитационных критериев и других актуальнейших проблемах российского образования как-то несмело и непредметно говорится о современном образовании, в буквальном смысле понимая под ним научные, технические и технологические инновации, вихрем ворвавшиеся в наш быт и сферу профессиональной деятельности.

Тонны бумаги и гигабайты информации, посвященные проблемам нового поколения, рождающегося с компьютерной мышкой в руках, в большинстве случаев только поднимают существующие вопросы и предлагают пути адаптации молодежи к правильной, с нашей точки зрения, жизни, но не отражают отсталости исследователей и педагогов от реалий, архаичности представлений о том, что правильно, а что неправильно, что допустимо в современной дидактике, и где границы этого допустимого. Наверное, современной педагогике не достает глубинного и естественного понимания того, какое образование сегодня и завтра по форме и содержанию будет востребовано поколением молодых граждан нашей страны, каков вектор развития системы получения знаний.

Проблема осмысления перспектив внедрения дистанционного образования и электронного обучения уже неоднократно обсуждалась на страницах журнала. Так, в № 68 «АО» (с. 43) руководитель Иркутского государственного технического университета А.Д. Афанасьев достаточно четко и кратко сформулировал общественно-педагогический запрос к Минобрнауки РФ. И к этому мнению стоит присоединиться.

Законодатель не обошел вниманием проблемы российского образования, но ФЗ № 273 носит описательный характер и не дает педагогическому сообществу достаточно пространства для дальнейшего развития системы в соответствии со временем. Может, и правильно, что в документе отражены только проверенные временем и практикой достижения, находки, опыт, но спрашивается, как долго нужно ждать новый закон и насколько это ожидание затормозит развитие образования?

Робот за кафедрой

Опыт разработки, исследования, экспериментов и практики применения дистанционных образовательных технологий в России составляет более двадцати лет. Только в Современной гуманитарной академии с использованием телекоммуникационных технологий, электронного и интернет-обучения подготовлено более 320 тыс. специалистов для России и ближнего зарубежья, а ведь активно используют эффективные дистанционные технологии и такие вузы, как МЭСИ, ТУСУР, СибГУТИ.

У каждого из этих высших учебных заведений свой оригинальный путь, подход к построению действительно современной системы образования. Отсутствие должного внимания к обобщению и внедрению опыта в повседневную жизнь вузов со стороны органов управления системой образования порождает спекуляции и в итоге нивелирует и дискредитирует саму систему дистанционного образования, массово превращая его в получение знаний с использованием «голубиной почты» и вечерних начиток. Всё это говорит о том, что на государственном, институциональном уровне, причем имеется в виду не только Минобрнауки РФ, а вся совокупность административных, разрешительных и контролирующих органов, нет четкого представления о парадигме развития системы образования.

Очевидно, что такое положение снижает темпы совершенствования современной высшей школы. Ради справедливости хочется отметить, что это происходит на фоне достаточно успешного решения ряда тактических задач, в частности, создания тотального контроля над соблюдением требований образовательных стандартов, проведения мониторинга эффективности вузов, изменения системы приема в вузы, реорганизации неэффективных вузов.

Еще Нестор Петрович из ставшего классическим фильма «Большая перемена» предрек развитие высшего образования как необходимого на любом месте: от рабочего до инженера, от страхового агента до менеджера высшего звена. Непонимание того, что глобальный мир и внедряемые технологии определяют массовый характер высшего образования, порождает желание сократить число вузов, что является самым простым способом обеспечения контроля качества образования.

Поделимся опытом

Современная гуманитарная академия реализует – вернее, с фанатичностью исповедует – иной подход. Миссия для инновационного развития высшего образования в России по замыслу и практике вуза заключается в обеспечении массового высококачественного высшего и непрерывного образования, доступного широким слоям населения. Постулатами этого подхода выступают географическая и финансовая доступность образовательных услуг, непрерывность образования в новом качестве, развитие личностии индивидуализация обучения, глобальность и универсальность обучения, его роботизация.

СГА не чинит дополнительных препон, за исключением основанных на законе требований, перед желающими учиться. Руководство академии исходит из того, что главными факторами, обеспечивающими конкурентоспособность выпускника, являются образовательная среда вуза, предельно технологизированная и одновременно абсолютно доступная, и мотивация обучающегося. Такой подход обоснован и изложен во множестве монографий, подготовленных в академии: «Телеобучение», «Когномика», «Качество высшего образования», «Вигоросность и инновации», «Образовательная геодемография России» и других. Этот взгляд неоднократно защищался как в ходе дискуссий на научно-практических конференциях, так и перед Рособрнадзором.

Академия предлагает педагогическому сообществу реализуемую в течение более двадцати лет свою дидактико-технологическую схему (Roweb-дидактику), лежащую в основе технологической парадигмы массового академического образования СГА и включающую четыре компонента:

  • опору на интеллектуальных роботов как в обучении, так и в администрировании;
  • опору на веб-технологии;
  • создание коллегиальной среды;
  • применение высокопродуктивных учебных занятий и архитектуры образовательного процесса.

Эта веб-технология состоит из сотен интеллектуальных роботов: обучающих, готовящих индивидуальные расписания для десятков тысяч студентов, тренинговых, контролирующих, подсказывающих, выявляющих плагиат и прочих.

Костяк среды составляет интеллектуальная информационная система «Луч», ставшая одной из наиболее развитых отечественных разработок в области системного решения проблем автоматизации образовательной среды. «Луч» зарегистрирован в Роспатенте, успешно работает, обеспечивая учет данных более чем 600 тыс. обучающихся и выпускников. В системе содержатся сведения о более чем 70 млн. оценок, 10 млн. изменений статуса обучающихся, не менее 9 тыс. приказов, свыше 60 тыс. учебных продуктов, 12 тыс. учебных планов.

Сомнения

Может ли эксперт по мониторингу качества образования, еще вчера поставивший в зачетку студента оценку, которая порой становится единственной по изученному предмету, сразу объективно определить объем работы, в том числе по текущей аттестации, выполнимый роботизированной системой и оценившей каждый «чих» студента? Ведь зачастую в процессе изучения учебной дисциплины обучающийся имеет более 20 контрольных точек. Готов ли проверяющий самостоятельно, сев за компьютер, выявить объем предлагаемой литературы в электронной библиотеке или смириться с тем, что студент вправе самостоятельно, вне расписания, определить время прохождения неконтактных видов занятий? Практика проверок вузов последних лет говорит, что нет. Зачастую проверяющие и проверяемые говорят на разных языках, экспертное сообщество не всегда готово оценивать инновационные достижения, этому способствует и существующее законодательство. Результат такого непонимания – замедление внедрения инноваций. Кто и как здесь и сейчас может проверить, «аккредитовать робота»?

В числе многих стратегических задач, стоящих перед российским образованием, одна из приоритетных – стать по-настоящему современным, конкурентоспособным, экспортоориентированным. Это невозможно без перехода на новую дидактику. Средневековая дидактика Я.А. Коменского, А.В. Дистервега, И.Г. Пестолоцци и других, до сих пор являющаяся основой образовательного процесса в большинстве вузов, выполнила свою миссию. Мир, меняющийся в результате научно-технического прогресса, совершенствования самого человека и в целом цивилизационного процесса, предъявляет новые требования к системе подготовки специалиста и ждет адекватного ответа.

Исследуя проблему массовости высшего образования, в СГА пришли к выводу, что к 2035 году соотношение численности студентов в кампусных (традиционных) и распределенных (электронных) вузах в России и мире изменится кардинально. Подавляющее количество студентов будет учиться в распределенных вузах, которые могут находиться за десятки и сотни километров от места проживания обучающихся. Благодаря этому произойдет интенсивное развитие территориальной инфраструктуры и более рациональное безболезненное перераспределение трудовых ресурсов. Уже через пять-десять лет ни одна экономика не снесет груз создания или обновления материально-технической базы для обучения новым профессиям в вузах традиционной формы.

Глобальное состязание дистанционных вузов стартовало вчера. Европейские и американские университеты активно проникают в страны постсоветского пространства, в Индию и Китай. Сейчас актуальна дилемма: готовы мы быть отстающими, или нам по душе статус мирового лидера в системе, способной качественно и без потерь передать огромный опыт и знания в любую точку мира? Являясь частью образовательной сети Global Development Leaning Network (GDLN), академия планирует проникнуть на территории с огромным населением и большим дефицитом высшего образования.

Конечно, в дистанционном образовании не все безоблачно, есть и проблемы оценки качества образовательных продуктов – прежде всего, из-за огромных объемов учебной информации, а также задачи обеспечения здоровья студентов – как физического из-за длительной работы с техникой, так и социально-психологического, обусловленного минимизацией непосредственного общения с однокурсниками и педагогами. В условиях снижения контактного педагогического взаимодействия появляется больше искушений для совершения проступков, направленных на облегчение своей студенческой судьбы: взломы баз данных и оценок, электронный плагиат, кибератаки на системы студенческого администрирования и прочие.

Масштабы этой проблемы, с которой столкнулись на Западе, заставляют исследователей говорить о необходимости выделения междисциплинарной области знания – академической деликтологии. Очевидным направлением является и совершенствование воспитательной составляющей образовательного процесса дистанционного вуза путем создания «института тьюторства».

Все проблемы, которые удалось или не очень удалось поставить в статье, осознаются педагогическим сообществом, а значит, они не останутся без решения, и наше образование станет действительно современным.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблемы подготовки кадров для IT-отрасли
Трудоустройство молодежи: региональный опыт
Матрица в образовании
IT – глобальный вызов для исторической науки
Актуальные вопросы качества высшего образования
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Идти в ногу с развитием науки и технологий
Владимир Рудашевский: об образовании и бизнесе
В чем суть модернизации педагогического образования?
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ