Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Комплекс ГТО как основа физического воспитания

В положении о Всероссийском физкультурно-­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

30.01.2015
Просмотров: 1630

В.А. ТАЙМАЗОВ, ректор Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, доктор педагогических наук, профессор

Ю.Ф. КУРАМШИН, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, доктор педагогических наук, профессор


Второе рождение

Современный комплекс ГТО как программная и нормативная основа физического воспитания населения страны

Из истории

Комплекс ГТО в нашей стране впервые был введен в 1931 году для мужчин 17­41 года и женщин 17­33 лет. Он состоял из одной ступени, включавшей пятнадцать нормативов по различным видам упражнений и три требования – знать основы советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля.

В 1932 году была введена вторая, более сложная ступень комплекса ГТО. В неё входили три теоретических требования и двадцать два норматива, сдать которые можно было только при условии систематических тренировок. В 1934 году для школьников ввели ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), содержавшую тринадцать норм и три требования. В зависимости от уровня достижений сдавшие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным знаком ГТО, выполнявшие нормативы в течение ряда лет – почетным значком ГТО.

Сдача норм увлекла всех. В газетах сообщалось о том, что целые коллективы цехов, заводов, фабрик, воинских подразделений, классов школ получали значки, которые К.Е. Ворошилов, бывший тогда наркомом обороны СССР, назвал «физкультурными орденами». Считалось позором, если выпускник уходил из школы без значка ГТО I ступени или хотя бы БГТО.

В 30­-е годы комплекс ГТО сыграл огромную роль: если до его введения было около 700 тыс. физкультурников, то в первый же год их число увеличилось на миллион и к концу десятилетия достигло 7 млн.

В 1991 году комплекс ГТО был исключен из всех учебных программ, сдача нормативов не проводилась, хотя с юридической точки зрения должен был действовать, поскольку не было постановления об отмене. В новейшей истории России периодически возникали попытки возрождения: в 2003 году руководители органов исполнительной власти 56 субъектов страны поддержали идею разработки единого общероссийского комплекса оценки физической подготовленности населения.

Роль вуза

Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта с 1932 года принимает активное участие в научном обосновании видов испытаний и норм комплекса ГТО II ступени и БГТО. На основе обобщения опыта физкультурных коллективов Ленинграда (1932­-1934) издаются программные материалы и учебные пособия по подготовке и сдаче норм по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту для коллективов физической культуры.

Одновременно в вузе действует экспериментальная группа преподавателей для определения сроков и способов подготовки к сдаче основных нормативов комплекса ГТО II ступени и выявления их влияния на организм занимающихся. Благодаря поездкам преподавателей и студентов во многие города страны для оказания помощи в подготовке к сдаче норм ГТО собран и обобщен большой материал. Полученные данные использованы при разработке программ спортивных дисциплин института, подготовке предложений по дальнейшему усовершенствованию комплекса ГТО.

В этот период публикуются материалы о перестройке физкультурной работы в пионерских лагерях на базе комплекса ГТО. В 1935 году за высокие показатели ГИФК им. П.Ф. Лесгафта был награжден орденом Ленина, а за образцовую организацию учебного процесса и исключительные успехи по сдаче норм ГТО II ступени институту вручено знамя Ленинградского совета депутатов трудящихся. В последующем сотрудники вуза приняли участие в подготовке материалов по новому комплексу ГТО, который был введен 1 января 1940 года.

С послевоенных лет и по настоящее время преподаватели, аспиранты, студенты ведут научно­-методическое и практическое сопровождение комплекса ГТО.

Основа физического воспитания

В указе Президента РФ «О Всероссийском физкультурно­-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» от 24 марта 2014 года, № 172 говорится, что с целью дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года вводится в действие Всероссийский физкультурно-­спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» – программно­нормативная основа физического воспитания населения [1].

В чем же состоит значение комплекса ГТО?

Во-­первых, он призван стать основой разработки стандартов, программ по физическому воспитанию и спорту во всех образовательных организациях, физкультурно-­спортивных клубах и их объединениях, в трудовых коллективах и других учреждениях и организациях, где проводится физкультурно-­спортивная работа.

Во­-вторых, система нормативных оценок комплекса ГТО устанавливает основные требования государства в области физической подготовленности различных групп населения.

В-­третьих, комплекс определяет перечень основных знаний, умений, навыков каждого человека по ведению здорового образа жизни, выполнению физических упражнений, занятий спортом.

Причина введения комплекса

В последние годы сохраняется тенденция ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности различных групп населения. В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения в состоянии здоровья. По данным Минздравсоцразвития РФ, только 14 процентов учащихся старших классов считаются практически здоровыми, свыше 40 процентов допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой [2].

Большинство граждан не ведут активный образ жизни: регулярно занимаются физической культурой и спортом в нашей стране 15,9 процента населения, а в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-­60 процентов [3, 4]. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, в младших классах дефицит двигательной активности составляет 35­-40 процентов, а в старших – 75­-85 процентов. Уроки физической культуры компенсируют дефицит двигательной активности лишь на 10­-18 процентов.

Ухудшение здоровья снижает качество и продолжительность жизни людей. Комплекс ГТО призван сыграть решающую роль в увеличении числа активно занимающихся физической культурой и спортом, повышении показателей физической подготовленности жителей страны.

Цель, задачи и принципы комплекса

В положении о Всероссийском физкультурно-­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [5] указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачами комплекса ГТО являются:

  • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни;
  • повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.

Систематические занятия по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО, особенно учащейся молодежи, позволяют постепенно приобщаться к физической культуре и спорту, подниматься по ступенькам спортивного мастерства. Организация работы по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований ГТО основывается на принципах добровольности и доступности, оздоровительной и личностно­ориентированной направленности, обязательности медицинского контроля, учета региональных особенностей и национальных традиций.

Основные отличия

Прежний комплекс ГТО, безусловно, сыграл большую роль в становлении и развитии массового спорта и спорта высших достижений. Но к концу 80­х годов его популярность стала сходить на нет, и с развалом СССР он прекратил свое существование.

Новый комплекс ГТО сохранил старое название. Это свидетельствует о том, что страна намерена вернуть утраченные позиции на мировой арене в спорте высших достижений и развитии спорта для всех.

Комплекс ГТО-­2014 также построен по возрастному прин­ципу, охватывает население с 6 до 70 лет и старше и состоит из одиннадцати ступеней. В каждой из них есть свои возрастные градации. Для студентов предусмотрена VI ступень от 18 до 29 лет, которая имеет две градации (18-­24 и 25­-29 лет) и содержит одиннадцать испытаний (тестов).

Комплекс ГТО имеет две части.

  1. Нормативно-­тестирующая – направлена на оценку знаний в области физической культуры и спорта (общего физкультурного образования), оценку владения двигательными умениями и навыками, оценку физической подготовленности для награждения бронзовым, серебряным и золотым знаками [6] , а также содержит рекомендации к двигательному режиму в течение недели.
  2. Спортивная – направлена на привлечение граждан к систематическим занятиям спортом и получение массовых спортивных разрядов.

По сравнению с советским вариантом в новом комплексе внесены изменения в структуру. Испытания разделены на обязательные и по выбору, включены новые разделы (рекомендации к недельному двигательному режиму) и виды испытаний, введены возрастные ступени: от 6 до 8 лет, от 60 до 69 лет, от 70 лет и старше. Появилась возможность проявить себя в национальных видах спорта. Студентам предлагается дополнительно включить испытания по наиболее популярным в молодежной среде видам спорта. Наличие значка ГТО будет учитываться при поступлении в вузы, а студентам, имеющим золотой знак отличия, может быть назначена повышенная стипендия.

Порядок внедрения комплекса ГТО

Работа по внедрению комплекса рассчитана на несколько лет – с 2014 по 2017 годы. Предполагаются три этапа:

1) организационно-­экспериментальный – среди обучающихся образовательных организаций в отдельных субъектах РФ, июнь 2014 года – декабрь 2015 года;

2) внедрение среди обучающихся всех образовательных организаций страны и других категорий населения в отдельных субъектах России, до 10 августа 2016 года;

3) повсеместное внедрение среди всех категорий населения страны, до 1 марта 2017 года.

Для оценки уровня подготовленности создаются центры тестирования по выполнению видов испытаний, нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта. Сейчас утверждены порядок организации и проведения тестирования населения в рамках ВФСК ГТО [7].

Будет создан единый информационный портал, содержащий базу данных результатов тестирования населения России, методические пособия для организаторов, тестируемых и проверяющих, сведения о площадках подготовки и выполнении норм, информацию о массовых, развлекательных, спортивных и другого рода событиях. Портал станет аналогом социальных сетей.

Эффективность работы по внедрению комплекса ГТО во многом будет зависеть от научно-­методического, кадрового, финансового, материально-­технического, медицинского и организационного обеспечения. На внедрение планируется потратить 1,2 млрд. рублей. Деньги пойдут на строительство и поддержание спортивных площадок по месту жительства, работы и учебы, поощрение людей, ведущих здоровый образ жизни. Продумываются меры по оплате учащимся и служащим услуг спортклубов за счет работодателей. В школах внедряется новая штатная единица – преподаватель физкультурно-­спортивного комплекса ГТО.

К сожалению, не все регионы страны обладают необходимой материально-­технической базой для проведения подготовки и сдачи норм ГТО. По мнению экспертов, особые трудности вызовут испытания по стрельбе из пневматической винтовки или электронного оружия, рывку гири, турпоходу, передвижению на лыжах, плаванию. Причиной является нехватка спортивных тиров, бассейнов, недостаточная обеспеченность спортивным инвентарем.

Организация работы

Большую работу по подготовке и внедрению нового комплекса ГТО проводит Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт­Петербург. Его сотрудники входят в состав экспертного совета по вопросам внедрения ВФСК ГТО. Кафедры вуза осуществляют научно-­практическую работу по обоснованию норм и требований ГТО. В планах университета –
подготовка инструкторов-­методистов ГТО и повышение квалификации учителей школ, преподавателей вузов.

Одной из просветительско­-образовательных мер в соответствии с планом поэтапного внедрения комплекса ГТО в Санкт-­Петербурге стало проведение занятий со студентами и населением в Екатерингофском парке в рамках проекта федерального телеканала «ГТО в XXI веке: новое или хорошо забытое старое?». Студенты­-лесгафтовцы продемонстрировали, как следует сдавать спортивные нормы.

В июне 2014 года в вузе состоялся круглый стол, организованный совместно с ИТАР-­ТАСС, о ходе подготовки и внедрения комплекса ГТО. Участники обсудили планы по развитию научно-­методической базы комплекса ГТО, возможности применения инновационной методики автоматизированного тестирования населения по критериям комплекса и возможности для граждан эффективно подготовиться к сдаче норм.

В октябре 2014 года на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта состоялся фестиваль физкультурных вузов, во время которого студенты четырнадцати вузов приняли участие в сдаче норм нового комплекса.

Гляди, что впереди

В настоящее время проходит первый этап внедрения комплекса. Очень важно, чтобы его нормы и требования были научно обоснованы, а не формальны, доступны массовому контингенту при первой же и единовременной сдаче норм. В дальнейшем, на основе исследований, по­видимому, будет необходимо внести изменения в ФГОС по предмету «Физическая культура» в дошкольных образовательных учреждениях, школах и вузах, согласовать учебные нормативы с нормативами комплекса ГТО на золотой, серебряный, бронзовый знаки.

Не следует стремиться к повышению процента выполнивших нормы в каждой возрастной группе. Основные усилия необходимо концентрировать на улучшении качества физической подготовленности и увеличении числа занимающихся физической культурой и спортом. Иначе формальный подход к работе по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО погубит важное дело, как это случилось с прежним комплексом.

Список литературы

  1. О Всероссийском физкультурно­-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ от 24 марта 2014 г., № 172 / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 3. – С. 3­4.
  2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением от 7 августа 2009 г., № 1101­р / Правительство Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. – 2009. – № 10. – С. 14­32.
  3. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»: постановление от 16 августа 2014 г., № 821 / Правительство Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 9. – С. 10­30.
  4. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. – М.: Советский спорт, 2005. – 80 с.
  5. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление от 11 июня 2014 г., № 540 / Правительство Российской Федерации// Администратор образования. – 2014. – № 14. – С. 22­26.
  6. Значки ГТО (2014) [Электронный ресурс] // http://olimp.kcbux.ru/Raznoe/gto/gto.html – 02.02.2015.
  7. Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-­спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): приказ от 29 августа 2014 г., № 739 / Министерство спорта Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 11. – С. 67­70.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-77, преОбразование, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, спортивное образование

Похожие материалы:
Спортивное образование в Смоленске
Элементы внутривузовской системы качества в СибГУФК
Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата
Юбилей Смоленской академии физической культуры
Непрерывное образование в КГУФКСТ: структура и результаты
Спортивную отрасль ждут серьезные изменения
Академия здоровья и мастерства
Потенциал российской рыбохозяйственной науки
Роль аграрного кластера в развитии Брянского АПК
Талантливые дети – достояние нации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
О главном результате дополнительного образования, от каких учителей исходит активное...
Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
Одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории в ТюмГУ считается возможность...
Из журнала
#90Проект «Химический инкубатор" в Тольятти
#91Промежуточные итоги проекта «5-100»
#90Новости №90
#90Развитие региональной системы оценки качества образования
#92О федеральном бюджете на 2017 год
Информационная лента
17:12Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
15:34Совместный проект «ДИОР» объединит усилия НИЯУ МИФИ и Университета ИТМО
14:48«Сельскохозяйственные биотехнологии» - в списке компетенций FutureSkills
14:42ЮУрГУ воспитывает социальных «инженеров будущего»
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"