Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кого, чему и зачем учить?

Новый закон об образовании не только предоставил больше возможностей гражданам для получения профессионального образования и внес существенные изменения в работу образовательных организаций СПО, но и существенным образом отразился на деятельности общественных организаций, которые имеют теперь больше возможностей для влияния на учебный процесс.

Просмотров: 1003

От точности ответов зависит эффективность образования

Новый закон об образовании не только предоставил больше возможностей гражданам для получения профессионального образования и внес существенные изменения в работу образовательных организаций СПО, но и существенным образом отразился на деятельности общественных организаций, которые имеют теперь больше возможностей для влияния на учебный процесс.

Как работает Совет директоров ссузов Омской области в условиях нового закона? Что может и должен сделать для улучшения кадрового баланса в регионе? Какой вывод следует извлечь из приемной кампании 2013 года? На эти и другие вопросы дает ответ председатель совета Иван КУЧЕРЕНКО.

– Иван Иванович, расскажите, на каких направлениях работы будут сосредоточены усилия совета директоров в ближайшее время?

– Закон об образовании создает совершенно новые условия и правила функционирования учреждений среднего профессионального образования. Первое и очень важное направление работы – освоить их и научиться использовать наиболее эффективно.

Скажу сразу, что могут возникнуть трудности в связи с реализацией ст. 15, посвященной сетевой форме реализации образовательных программ. С одной стороны, разработчики не зря включили ее в закон. Чтобы выполнить требования государственных образовательных стандартов в части практической профессиональной подготовки, учебному заведению необходимо иметь соответствующее оборудование, программное обеспечение, различные тренажеры, манипуляторы и все остальное, что используется при подготовке квалифицированных специалистов и рабочих. Значит, опираясь на возможности закона, мы должны выстроить сетевое взаимодействие таким образом, чтобы выпускник мог получить необходимую квалификацию, обучаясь на базе других учебных заведений, а также предприятий-партнеров и учебных центров прикладных квалификаций.

С другой стороны, решить задачу очень непросто. Прежде всего, для этого нужны люди, которые владеют новыми профессиями – сетевой методист, сетевой преподаватель и прочие, а их подготовка пока не организована. А как оценить качество знаний, полученных у партнеров, ведь документ об образовании выдает образовательная организация, в которую поступил студент, и она же отвечает за качество знаний? Как выстроить траекторию сетевого взаимодействия, чтобы не возникли имущественные и денежные вопросы и соблюдались интересы сторон? Эти вопросы требуют осмысления. Необходимо устанавливать правила взаимоотношений участников сетевого взаимодействия, так как форма собственности разная.

В целом закон расширил возможности образовательных организаций. Но тем разнообразием, которое предоставлено, не всегда можно воспользоваться в полной мере. Ряд статей – непрямого действия, они требуют разъяснений в виде нормативных документов. Некоторые моменты, связанные с социальным партнерством, мы можем отрегулировать сами. Сейчас на это направлена работа методических объединений совета директоров. Но все же лучше, если необходимые нормативные акты будут приняты органами управления как федерального, так и регионального уровней.

Второе направление работы – признание приоритетности среднего профессионального образования. На производстве часто говорят, что начальства выпускается много, а работать некому. И в самом деле, подготовка специалистов по уровням образования не сбалансирована. В Омской области более 110 тыс. студентов учится в вузах, а в колледжах и техникумах – только 37 тыс., плюс около 7 тыс. осваивают рабочие
профессии. Чтобы удовлетворить потребности экономики, пирамиду уровней образования следует перевернуть, поставив в основание подготовку квалифицированных рабочих.

Третье – организация исследовательской экспериментальной работы в образовательных организациях области. Совет директоров активно взаимодействует с центром профессионального образования Федерального института развития образования, сотрудники которого ежегодно проводят обучающие семинары, снабжают образовательные организации методическими материалами.

В области создана сетевая экспериментальная площадка ФИРО, на которой исследуются вопросы интеграции систем высшего и среднего профессионального образования. Она объединяет 6 учебных заведений: Омский строительный колледж, Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой, Омский сельскохозяйственный техникум, Омский техникум мясной и молочной промышленности, Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий, Омский колледж транспортного строительства. Проект эффективно работает.

Из 62 учебных заведений, которые входят в Совет директоров ссузов Омской области, 12 – сотрудничают с учебными заведениями Казахстана, Англии, Германии в области практической подготовки и научно-методической сфере. Установили партнерство с работодателями других субъектов федерации – 22. Работают совместно с высшей школой по интегрированным программам – 25. Победителями конкурса «Сто лучших товаров России» являются 8 учебных заведений.

– Главная задача современного образования – добиться, чтобы объем, профили и направления подготовки соответствовали реальным потребностям экономики. Что может сделать ваш совет директоров для улучшения кадрового баланса в регионе?

– Как я понимаю, государство для удовлетворения потребностей экономики меры принимает, но ожидаемого результата они не дают. Колледжи и техникумы есть, а специалистов как таковых недостаточно. Это несбалансированность уровней профессионального образования. А добиться эффекта, перевернуть пирамиду можно только общими усилиями – государства, общества, работодателей, образования. Для этого нужно ответить на три вопроса: зачем учить (для какой цели), чему учить и как учить? Мысль не моя, но, как мне кажется, важная.

Зачем учить – должна ответить траектория развития страны и субъекта федерации, определяющая, какие производства, виды деятельности, услуги необходимо развивать на той или иной территории. Вот пример: на оборонные предприятия Омской области должны поступить большие государственные заказы. На одном из заседаний регионального объединения работодателей было отмечено: «Сейчас требуется более 1300 специалистов рабочих профессий». Но подготовить столько за один раз невозможно, для этого нужны 2-3 учебных заведения и, как минимум, три года работы. Проблема нашего времени – прогнозирование потребности в специалистах. Мы должны точно знать, зачем учить?

Чему учить? На этот вопрос может ответить только работодатель, сформировав качественные профессиональные стандарты или хотя бы профессиональные требования. В этой области движение вперед есть, но до результата пока далеко.

Определить, как учить, – задача ссуза. Мы составляем образовательную программу, согласовываем с работодателем, договариваемся о местах практики.

Если на все три вопроса найти правильные ответы, эффективность и качество образования возрастут, и пирамида уровней образования установится правильно.

Совет директоров ссузов Омской области стремится внести свой вклад в формирование кадрового баланса.

Во-первых, улучшаем взаимодействие учебных заведений, для чего плотно занимаемся организационными вопросами. Год назад в состав нашей организации входили 46 учреждений СПО, а сейчас – 62. Все они платят членские взносы, и за счет этих средств мы проводим мероприятия для колледжей, в том числе олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали.

Во-вторых, мы не рассматриваем совет директоров отдельно от власти. Общественная организация неэффективна, если действует по принципу: собрались, поговорили, разошлись. Совет директоров имеет своих представителей в депутатском корпусе и во всех профессиональных объединениях работодателей, в общественной палате при губернаторе области, торгово-промышленной палате, общественном совете при Министерстве образования Омской области, региональном объединении работодателей, с которыми воплощает в жизнь совместные планы действий. Зная, что происходит в бизнесе, активно работаем над функционалом учебных центров прикладных квалификаций, и именно в рамках нового закона об образовании. Но, как и в любом новом деле, сталкиваемся с проблемами. Работодатели уже включаются в процесс оценки качества образования и сертификации квалификаций, но еще необходимы документы и критерии для экспертизы. Нужен массовый всеобуч на эту тему.

Представители производства бывают на всех профессиональных мероприятиях совета директоров. В свою очередь директора, входящие в состав совета, тоже хорошо знают дорогу на предприятия. Нас радует, что социальное партнерство улучшается.

Но в целом позиция совета директоров такова: если гора не идет к Магомету, Магомет пойдет к горе. Ведь перспектива есть у тех, кто ее ищет, а не ждет, когда она сама появится.

«Сетевая форма организации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренной соответствующей образовательной программой».

Закон «Об образовании
в Российской Федерации»,
ст. 15, п. 1.

– Наверное, вы уже анализировали итоги приемной кампании, проведенной в соответствии с требованиями нового закона. Как считаете, отразилось поступление без экзаменов на качестве образования?

– Поступать без экзаменов для граждан удобнее. Но мы ощущаем, что современные студенты менее подготовлены к получению среднего профессионального образования. Если сравнить средний балл, с которым поступали в колледж в 2011 и 2012 годах, данные будут не в пользу текущего учебного года. Что касается качества, пока о результатах говорить рано. Правильнее сказать, работы коллективам образовательных учреждений прибавилось, потому что уровень подготовки поступивших приходится учитывать.

– Что из этого следует для образовательных организаций и совета директоров?

– На заседаниях методических объединений преподаватели выясняют, какие корректирующие занятия и курсы необходимо проводить. Мы понимаем, что должны сами подготовить первокурсников, особенно вчерашних девятиклассников, к освоению профессиональных дисциплин. Это сейчас становится сложнее, потому что нынешние студенты менее трудолюбивы, а родители более пассивны, иногда равнодушны к результатам учебы  своих детей. Полагаю, что студента или школьника надо учить и тому, что ему не пригодится непосредственно в будущей профессии: иначе как развивать тягу к знаниям, способности к образованию, самообразованию, умение мыслить? Ведь современный человек должен быть подготовлен к получению нескольких профессий в течение всей жизни и, может быть, смене сферы труда.

И раньше, и сейчас имеется 60-70 процентов студентов, которые хотят учиться и мотивированы на освоение профессий. Но есть первокурсники, которые говорят: «Вот буду строителем (геодезистом, токарем…), зачем мне география, экономика, физкультура?». Убежден, что каждому человеку нужны знания о стране, в которой он живет, и не только. Выпускник колледжа или техникума не должен быть роботом, пожимающим плечами, когда слышит незапрограммированные вопросы.

Человек осознанно выбирает профессию после двадцати трех лет. Задача образовательного сообщества и работодателей – чтобы он определился со своими предпочтениями уже в школьном возрасте и для начала хотя бы понял, какая сфера деятельности его привлекает. В Омской области есть опыт, который помогает решить задачу осознанного выбора – это профессиональные пробы, введенные в практику образовательных учреждений с помощью министерств труда и образования области. С учащимися 8-10 классов проводятся беседы, организуется анкетирование, выясняющее, кто кем хочет быть или хотя бы к какой сфере деятельности проявляет интерес. В соответствии со склонностями и пожеланиями составляются группы претендентов на гуманитарные, технические и другие виды профессий. Затем эти группы направляются в профильные колледжи. А там программа у каждого своя. В основном студенты вместе с преподавателями и мастерами производственного обучения проводят мастер-классы по специальностям, знакомят школьников с историей учебной организации, успешными выпускниками. Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского дополнительно использует такую форму знакомства с конкретным производством, как экскурсия на завод. Некоторых приглашают на работу во время летних каникул.

Смысл профессиональной пробы – помочь претенденту соотнести свои желания, способности и возможности с требованиями профессии. Пусть увидит своими глазами, чем будет заниматься, и попытается выполнить какую-либо из операций своими руками. Такой способ профессиональной ориентации приводит к более осознанному выбору учебного заведения и специальности. В условиях действия нового закона это важно.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Потенциал человека во многом определяется образованием
Региональный аспект профессионального образования
Некоторые результаты работы сетевых экспериментальных площадок СПО
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Система СПО Удмуртской Республики
Развитие профессионального образования в Республике Алтай
Подготовка специалистов среднего звена
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Совет директоров ссузов Республики Мордовия
Формирование единого образовательного пространства региона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ