Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кого, чему и зачем учить?

Новый закон об образовании не только предоставил больше возможностей гражданам для получения профессионального образования и внес существенные изменения в работу образовательных организаций СПО, но и существенным образом отразился на деятельности общественных организаций, которые имеют теперь больше возможностей для влияния на учебный процесс.

Просмотров: 1004

От точности ответов зависит эффективность образования

Новый закон об образовании не только предоставил больше возможностей гражданам для получения профессионального образования и внес существенные изменения в работу образовательных организаций СПО, но и существенным образом отразился на деятельности общественных организаций, которые имеют теперь больше возможностей для влияния на учебный процесс.

Как работает Совет директоров ссузов Омской области в условиях нового закона? Что может и должен сделать для улучшения кадрового баланса в регионе? Какой вывод следует извлечь из приемной кампании 2013 года? На эти и другие вопросы дает ответ председатель совета Иван КУЧЕРЕНКО.

– Иван Иванович, расскажите, на каких направлениях работы будут сосредоточены усилия совета директоров в ближайшее время?

– Закон об образовании создает совершенно новые условия и правила функционирования учреждений среднего профессионального образования. Первое и очень важное направление работы – освоить их и научиться использовать наиболее эффективно.

Скажу сразу, что могут возникнуть трудности в связи с реализацией ст. 15, посвященной сетевой форме реализации образовательных программ. С одной стороны, разработчики не зря включили ее в закон. Чтобы выполнить требования государственных образовательных стандартов в части практической профессиональной подготовки, учебному заведению необходимо иметь соответствующее оборудование, программное обеспечение, различные тренажеры, манипуляторы и все остальное, что используется при подготовке квалифицированных специалистов и рабочих. Значит, опираясь на возможности закона, мы должны выстроить сетевое взаимодействие таким образом, чтобы выпускник мог получить необходимую квалификацию, обучаясь на базе других учебных заведений, а также предприятий-партнеров и учебных центров прикладных квалификаций.

С другой стороны, решить задачу очень непросто. Прежде всего, для этого нужны люди, которые владеют новыми профессиями – сетевой методист, сетевой преподаватель и прочие, а их подготовка пока не организована. А как оценить качество знаний, полученных у партнеров, ведь документ об образовании выдает образовательная организация, в которую поступил студент, и она же отвечает за качество знаний? Как выстроить траекторию сетевого взаимодействия, чтобы не возникли имущественные и денежные вопросы и соблюдались интересы сторон? Эти вопросы требуют осмысления. Необходимо устанавливать правила взаимоотношений участников сетевого взаимодействия, так как форма собственности разная.

В целом закон расширил возможности образовательных организаций. Но тем разнообразием, которое предоставлено, не всегда можно воспользоваться в полной мере. Ряд статей – непрямого действия, они требуют разъяснений в виде нормативных документов. Некоторые моменты, связанные с социальным партнерством, мы можем отрегулировать сами. Сейчас на это направлена работа методических объединений совета директоров. Но все же лучше, если необходимые нормативные акты будут приняты органами управления как федерального, так и регионального уровней.

Второе направление работы – признание приоритетности среднего профессионального образования. На производстве часто говорят, что начальства выпускается много, а работать некому. И в самом деле, подготовка специалистов по уровням образования не сбалансирована. В Омской области более 110 тыс. студентов учится в вузах, а в колледжах и техникумах – только 37 тыс., плюс около 7 тыс. осваивают рабочие
профессии. Чтобы удовлетворить потребности экономики, пирамиду уровней образования следует перевернуть, поставив в основание подготовку квалифицированных рабочих.

Третье – организация исследовательской экспериментальной работы в образовательных организациях области. Совет директоров активно взаимодействует с центром профессионального образования Федерального института развития образования, сотрудники которого ежегодно проводят обучающие семинары, снабжают образовательные организации методическими материалами.

В области создана сетевая экспериментальная площадка ФИРО, на которой исследуются вопросы интеграции систем высшего и среднего профессионального образования. Она объединяет 6 учебных заведений: Омский строительный колледж, Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой, Омский сельскохозяйственный техникум, Омский техникум мясной и молочной промышленности, Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий, Омский колледж транспортного строительства. Проект эффективно работает.

Из 62 учебных заведений, которые входят в Совет директоров ссузов Омской области, 12 – сотрудничают с учебными заведениями Казахстана, Англии, Германии в области практической подготовки и научно-методической сфере. Установили партнерство с работодателями других субъектов федерации – 22. Работают совместно с высшей школой по интегрированным программам – 25. Победителями конкурса «Сто лучших товаров России» являются 8 учебных заведений.

– Главная задача современного образования – добиться, чтобы объем, профили и направления подготовки соответствовали реальным потребностям экономики. Что может сделать ваш совет директоров для улучшения кадрового баланса в регионе?

– Как я понимаю, государство для удовлетворения потребностей экономики меры принимает, но ожидаемого результата они не дают. Колледжи и техникумы есть, а специалистов как таковых недостаточно. Это несбалансированность уровней профессионального образования. А добиться эффекта, перевернуть пирамиду можно только общими усилиями – государства, общества, работодателей, образования. Для этого нужно ответить на три вопроса: зачем учить (для какой цели), чему учить и как учить? Мысль не моя, но, как мне кажется, важная.

Зачем учить – должна ответить траектория развития страны и субъекта федерации, определяющая, какие производства, виды деятельности, услуги необходимо развивать на той или иной территории. Вот пример: на оборонные предприятия Омской области должны поступить большие государственные заказы. На одном из заседаний регионального объединения работодателей было отмечено: «Сейчас требуется более 1300 специалистов рабочих профессий». Но подготовить столько за один раз невозможно, для этого нужны 2-3 учебных заведения и, как минимум, три года работы. Проблема нашего времени – прогнозирование потребности в специалистах. Мы должны точно знать, зачем учить?

Чему учить? На этот вопрос может ответить только работодатель, сформировав качественные профессиональные стандарты или хотя бы профессиональные требования. В этой области движение вперед есть, но до результата пока далеко.

Определить, как учить, – задача ссуза. Мы составляем образовательную программу, согласовываем с работодателем, договариваемся о местах практики.

Если на все три вопроса найти правильные ответы, эффективность и качество образования возрастут, и пирамида уровней образования установится правильно.

Совет директоров ссузов Омской области стремится внести свой вклад в формирование кадрового баланса.

Во-первых, улучшаем взаимодействие учебных заведений, для чего плотно занимаемся организационными вопросами. Год назад в состав нашей организации входили 46 учреждений СПО, а сейчас – 62. Все они платят членские взносы, и за счет этих средств мы проводим мероприятия для колледжей, в том числе олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали.

Во-вторых, мы не рассматриваем совет директоров отдельно от власти. Общественная организация неэффективна, если действует по принципу: собрались, поговорили, разошлись. Совет директоров имеет своих представителей в депутатском корпусе и во всех профессиональных объединениях работодателей, в общественной палате при губернаторе области, торгово-промышленной палате, общественном совете при Министерстве образования Омской области, региональном объединении работодателей, с которыми воплощает в жизнь совместные планы действий. Зная, что происходит в бизнесе, активно работаем над функционалом учебных центров прикладных квалификаций, и именно в рамках нового закона об образовании. Но, как и в любом новом деле, сталкиваемся с проблемами. Работодатели уже включаются в процесс оценки качества образования и сертификации квалификаций, но еще необходимы документы и критерии для экспертизы. Нужен массовый всеобуч на эту тему.

Представители производства бывают на всех профессиональных мероприятиях совета директоров. В свою очередь директора, входящие в состав совета, тоже хорошо знают дорогу на предприятия. Нас радует, что социальное партнерство улучшается.

Но в целом позиция совета директоров такова: если гора не идет к Магомету, Магомет пойдет к горе. Ведь перспектива есть у тех, кто ее ищет, а не ждет, когда она сама появится.

«Сетевая форма организации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренной соответствующей образовательной программой».

Закон «Об образовании
в Российской Федерации»,
ст. 15, п. 1.

– Наверное, вы уже анализировали итоги приемной кампании, проведенной в соответствии с требованиями нового закона. Как считаете, отразилось поступление без экзаменов на качестве образования?

– Поступать без экзаменов для граждан удобнее. Но мы ощущаем, что современные студенты менее подготовлены к получению среднего профессионального образования. Если сравнить средний балл, с которым поступали в колледж в 2011 и 2012 годах, данные будут не в пользу текущего учебного года. Что касается качества, пока о результатах говорить рано. Правильнее сказать, работы коллективам образовательных учреждений прибавилось, потому что уровень подготовки поступивших приходится учитывать.

– Что из этого следует для образовательных организаций и совета директоров?

– На заседаниях методических объединений преподаватели выясняют, какие корректирующие занятия и курсы необходимо проводить. Мы понимаем, что должны сами подготовить первокурсников, особенно вчерашних девятиклассников, к освоению профессиональных дисциплин. Это сейчас становится сложнее, потому что нынешние студенты менее трудолюбивы, а родители более пассивны, иногда равнодушны к результатам учебы  своих детей. Полагаю, что студента или школьника надо учить и тому, что ему не пригодится непосредственно в будущей профессии: иначе как развивать тягу к знаниям, способности к образованию, самообразованию, умение мыслить? Ведь современный человек должен быть подготовлен к получению нескольких профессий в течение всей жизни и, может быть, смене сферы труда.

И раньше, и сейчас имеется 60-70 процентов студентов, которые хотят учиться и мотивированы на освоение профессий. Но есть первокурсники, которые говорят: «Вот буду строителем (геодезистом, токарем…), зачем мне география, экономика, физкультура?». Убежден, что каждому человеку нужны знания о стране, в которой он живет, и не только. Выпускник колледжа или техникума не должен быть роботом, пожимающим плечами, когда слышит незапрограммированные вопросы.

Человек осознанно выбирает профессию после двадцати трех лет. Задача образовательного сообщества и работодателей – чтобы он определился со своими предпочтениями уже в школьном возрасте и для начала хотя бы понял, какая сфера деятельности его привлекает. В Омской области есть опыт, который помогает решить задачу осознанного выбора – это профессиональные пробы, введенные в практику образовательных учреждений с помощью министерств труда и образования области. С учащимися 8-10 классов проводятся беседы, организуется анкетирование, выясняющее, кто кем хочет быть или хотя бы к какой сфере деятельности проявляет интерес. В соответствии со склонностями и пожеланиями составляются группы претендентов на гуманитарные, технические и другие виды профессий. Затем эти группы направляются в профильные колледжи. А там программа у каждого своя. В основном студенты вместе с преподавателями и мастерами производственного обучения проводят мастер-классы по специальностям, знакомят школьников с историей учебной организации, успешными выпускниками. Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского дополнительно использует такую форму знакомства с конкретным производством, как экскурсия на завод. Некоторых приглашают на работу во время летних каникул.

Смысл профессиональной пробы – помочь претенденту соотнести свои желания, способности и возможности с требованиями профессии. Пусть увидит своими глазами, чем будет заниматься, и попытается выполнить какую-либо из операций своими руками. Такой способ профессиональной ориентации приводит к более осознанному выбору учебного заведения и специальности. В условиях действия нового закона это важно.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Совет директоров ссузов Республики Мордовия
Развитие профессионального образования в Республике Алтай
Формирование единого образовательного пространства региона
Новосибирская область: Пути обновления систем НПО и СПО
Некоторые результаты работы сетевых экспериментальных площадок СПО
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Региональный аспект профессионального образования
Потенциал человека во многом определяется образованием
Система СПО Удмуртской Республики
Подготовка специалистов среднего звена

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ