Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Зеленый свет кластерной политике

Обозначен и путь достижения поставленной цели – модернизация образовательных технологий. Совет директоров будет добиваться, чтобы современный студент не менее 50 процентов времени проводил либо на территории предприятия, либо на учебно-производственном участке колледжа, техникума, училища.

09.10.2013
Просмотров: 866
Р.Р. ЯМБАЕВ, председатель Совета директоров образовательных организаций НПО и СПО Ульяновской области

Первое в этом учебном году заседание Совета директоров образовательных организаций НПО и СПО Ульяновской области, прошедшее в начале сентября, было необычным по составу. Главным действующим лицом встречи стала директор Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования Минобрнауки РФ Н.М. Золотарева. Также в работе заседания участвовали заместители руководителей двух региональных министерств (образования и науки – Н.В. Семенова, труда и социального развития – Ю.Ю. Чибисов), представители Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты, руководители различных предприятий и организаций области.

Соответствовала такому широкому и представительному кругу и тема заседания – стратегические аспекты развития системы подготовки рабочих кадров области. Условно обсуждение можно разделить на две части: в первой – шла речь о системе СПО всей страны, а вторая – посвящалась непосредственно Ульяновской области.

На заседании были отмечены основные проблемы колледжей и техникумов: слабая мотивация преподавателей и мастеров профессионального обучения на труд, а молодежи – на получение рабочих профессий и специальностей, недостаточный уровень учебно-материальной базы и несовершенство механизмов социального партнерства.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• В Ульяновской области квалифицированных рабочих готовят 17 образовательных организаций СПО и 5 – НПО.
• Специалистов среднего звена выпускают 46 организаций СПО.
• В начавшемся учебном году к обучению по программам начального профессионального образования приступили 4451 человек, по программам среднего профессионального образования – 18489.
• Помимо этого, во всех организациях осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по рабочим профессиям и специальностям.

Всё вместе привело к тому, что развитие системы среднего профобразования в большей степени носит догоняющий характер, в то время как от нее ждут совсем другого – опережения потребностей экономики. Выразиться это должно как в подготовке кадров на перспективу, так и в развитии исследовательского сектора, ориентированного на инновации и создание наукоемких технологий. Но чтобы система СПО могла обеспечивать потребности инновационной экономики, нужно осуществить ряд мер. В первую очередь, сформировать, при активном участии самих образовательных организаций, перспективный прогноз на подготовку кадров, отвечающий планируемым структурным изменениям экономики и технологий.

Представитель профильного департамента Минобрнауки РФ Наталия Золотарева разъяснила, что со вступлением в действие федерального закона «Об образовании в РФ» начинается новый этап модернизации. Отныне колледжи и техникумы работают не только по программам среднего, но и начального звена. Профессиональное обучение, которое включает программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих и служащих, превращается в самостоятельный вид образования. В системе СПО создаются новые инфраструктурные единицы: учебные центры профессиональных квалификаций, многофункциональные центры прикладных квалификаций, а на предприятиях – подразделения учебных заведений. Формирование новой инфраструктуры должно стать перспективным направлением региональных программ модернизации профобразования.

Новый закон предполагает концентрацию и оптимизацию ресурсов, задействованных в подготовке кадров, что предполагает создание образовательных кластеров и ресурсных центров, а также усиление частно-государственного партнерства, многоканальное финансирование и другие меры. В результате организации СПО должны обрести новое лицо.

Что для этого должны сделать в Ульяновской области? Векторы развития профессионально-технического образования региона к настоящему времени определены. Выбрано ключевое направление – обеспечение соответствия квалификации выпускников региональному рынку труда и международным стандартам. Обозначен и путь достижения поставленной цели – модернизация образовательных технологий. Совет директоров будет добиваться, чтобы современный студент не менее 50 процентов времени проводил либо на территории предприятия, либо на учебно-производственном участке колледжа, техникума, училища.

Как показала практика, это значительно повышает профессиональную квалификацию выпускников. Еще одно необходимое условие развития системы подготовки рабочих кадров и обеспечения социализации вчерашних студентов – консолидация усилий бизнеса, образования и власти. И работа в этом направлении будет совершенствоваться.

В августе на региональном образовательном мегафоруме «Открытое образование и интеграция культур» губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поставил четкую задачу – повысить качество подготовки специалистов различного уровня, образовав авиационный, автомобильный, ядерный, строительный, IT-кластеры. Это позволит интегрировать профессиональное образование с предприятиями отрасли и организовать дуальную систему.

У кластерной политики – большие перспективы. Однако потребуется серьезная поддержка и со стороны правительства, и со стороны будущих работодателей – промышленников и предпринимателей. Совет директоров считает, что, во-первых, необходимо ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, являющихся важнейшими ориентирами для учебных заведений. Это поможет ответить на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками учебные заведения должны готовить. Во-вторых, с помощью работодателей необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Профессиональный сертификат будет гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждением высокой квалификации конкретного человека. Возможно, тогда молодёжь увидит перспективы, которые открывает среднее профессиональное образование, поймет, что меняется само содержание профессий, оценит возможности, создаваемые новой экономикой и развитием технологий.

В-третьих, бизнес должен вкладывать средства в развитие начального и среднего профессионального образования. Но, с другой стороны, важно создавать стимулы для инвестирования в подготовку кадров. Федеральный бюджет тоже обязан поддерживать организации СПО.

Для реализации кластерной политики совет директоров, региональные отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты должны разработать и внедрить при активном участии работодателей систему оценки качества профобразования, включающую профессионально-общественную оценку качества программ, оценку и сертификацию квалификаций, общественно-профессиональную аккредитацию образовательных организаций. Иначе на выходе из ссуза получится полуфабрикат, а не квалифицированный специалист. Надо считать так: если выпускник плохо подготовлен теоретически, вина ложится на учебное заведение, а если у него слабая практическая подготовка, ответственность за это несут и учебное заведение, и производственное предприятие, на котором проводилась практика. Реальный сектор экономики должен взять на себя часть обязательств по подготовке будущих выпускников организаций СПО и ответственность за их трудоустройство. Это включает работу по формированию заказа на специалистов и адаптацию образовательных программ для нужд производства.

Думается, система профориентации должна претерпеть некоторые изменения, следуя за велением времени и экономическими преобразованиями страны. Еще недавно, выбирая профессиональный путь, выпускник должен был ответить на вопрос: куда пойти учиться? А теперь акцент смещается в другую сторону, молодой человек спрашивает себя: где потом работать?

Подводя итог, можно сказать, что кластерный подход к профессиональному образованию позволяет совмещать потребности производства и образовательные программы, потому что заказ для подготовки высококвалифицированных специалистов формируется ассоциациями работодателей. И еще: система профобразования должна работать на высоком уровне, поскольку это базовое условие для социально-экономического развития и конкурентоспособности региона.

В Приволжском федеральном округе шестнадцать лет работает межрегиональный совет по профессиональному образованию (до прошлого года – учебно-методическое объединение по профессионально-техническому образованию). На последнем заседании, прошедшем в июне этого года в Чувашии, были подробно рассмотрены проблемы и положительный опыт развития частно-государственного партнерства как механизма формирования образовательно-производственных кластеров в регионе.

Следующее заседание запланировано провести в октябре текущего года в Татарстане. В повестке дня тоже очень актуальный вопрос – сетевого взаимодействия в профобразовании и разработки с участием работодателей моделей многофункциональных центров прикладных квалификаций. Межрегиональное взаимодействие и обмен опытом способствуют тому, чтобы система СПО обрела новый облик.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: союз директоров ссузов, рустям ямбаев, кластер, ульяновская область, СПО, актуально, ао-66

Похожие материалы:
Совет директоров ссузов Республики Северная Осетия-Алания
Развивая экономику, открывать новые техникумы
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Эволюционный характер обучения
Потенциал человека во многом определяется образованием
В соответствии с профессионализмом и бизнес-планом
Рука об руку с социальными партнерами
СПО: Деньги в обмен на обязательства
СПО: приемная кампания - 2013
Бизнес и образование – вместе к общей цели

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Слово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Слово редактора к №91
По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ...
Из журнала
#83Практика сетевого взаимодействия
#83Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
#87Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
#86Сибирская кузница кадров
#87Экспертное мнение
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике