Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Зеленый свет кластерной политике

Обозначен и путь достижения поставленной цели – модернизация образовательных технологий. Совет директоров будет добиваться, чтобы современный студент не менее 50 процентов времени проводил либо на территории предприятия, либо на учебно-производственном участке колледжа, техникума, училища.

Просмотров: 971
Р.Р. ЯМБАЕВ, председатель Совета директоров образовательных организаций НПО и СПО Ульяновской области

Первое в этом учебном году заседание Совета директоров образовательных организаций НПО и СПО Ульяновской области, прошедшее в начале сентября, было необычным по составу. Главным действующим лицом встречи стала директор Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования Минобрнауки РФ Н.М. Золотарева. Также в работе заседания участвовали заместители руководителей двух региональных министерств (образования и науки – Н.В. Семенова, труда и социального развития – Ю.Ю. Чибисов), представители Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты, руководители различных предприятий и организаций области.

Соответствовала такому широкому и представительному кругу и тема заседания – стратегические аспекты развития системы подготовки рабочих кадров области. Условно обсуждение можно разделить на две части: в первой – шла речь о системе СПО всей страны, а вторая – посвящалась непосредственно Ульяновской области.

На заседании были отмечены основные проблемы колледжей и техникумов: слабая мотивация преподавателей и мастеров профессионального обучения на труд, а молодежи – на получение рабочих профессий и специальностей, недостаточный уровень учебно-материальной базы и несовершенство механизмов социального партнерства.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• В Ульяновской области квалифицированных рабочих готовят 17 образовательных организаций СПО и 5 – НПО.
• Специалистов среднего звена выпускают 46 организаций СПО.
• В начавшемся учебном году к обучению по программам начального профессионального образования приступили 4451 человек, по программам среднего профессионального образования – 18489.
• Помимо этого, во всех организациях осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по рабочим профессиям и специальностям.

Всё вместе привело к тому, что развитие системы среднего профобразования в большей степени носит догоняющий характер, в то время как от нее ждут совсем другого – опережения потребностей экономики. Выразиться это должно как в подготовке кадров на перспективу, так и в развитии исследовательского сектора, ориентированного на инновации и создание наукоемких технологий. Но чтобы система СПО могла обеспечивать потребности инновационной экономики, нужно осуществить ряд мер. В первую очередь, сформировать, при активном участии самих образовательных организаций, перспективный прогноз на подготовку кадров, отвечающий планируемым структурным изменениям экономики и технологий.

Представитель профильного департамента Минобрнауки РФ Наталия Золотарева разъяснила, что со вступлением в действие федерального закона «Об образовании в РФ» начинается новый этап модернизации. Отныне колледжи и техникумы работают не только по программам среднего, но и начального звена. Профессиональное обучение, которое включает программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих и служащих, превращается в самостоятельный вид образования. В системе СПО создаются новые инфраструктурные единицы: учебные центры профессиональных квалификаций, многофункциональные центры прикладных квалификаций, а на предприятиях – подразделения учебных заведений. Формирование новой инфраструктуры должно стать перспективным направлением региональных программ модернизации профобразования.

Новый закон предполагает концентрацию и оптимизацию ресурсов, задействованных в подготовке кадров, что предполагает создание образовательных кластеров и ресурсных центров, а также усиление частно-государственного партнерства, многоканальное финансирование и другие меры. В результате организации СПО должны обрести новое лицо.

Что для этого должны сделать в Ульяновской области? Векторы развития профессионально-технического образования региона к настоящему времени определены. Выбрано ключевое направление – обеспечение соответствия квалификации выпускников региональному рынку труда и международным стандартам. Обозначен и путь достижения поставленной цели – модернизация образовательных технологий. Совет директоров будет добиваться, чтобы современный студент не менее 50 процентов времени проводил либо на территории предприятия, либо на учебно-производственном участке колледжа, техникума, училища.

Как показала практика, это значительно повышает профессиональную квалификацию выпускников. Еще одно необходимое условие развития системы подготовки рабочих кадров и обеспечения социализации вчерашних студентов – консолидация усилий бизнеса, образования и власти. И работа в этом направлении будет совершенствоваться.

В августе на региональном образовательном мегафоруме «Открытое образование и интеграция культур» губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поставил четкую задачу – повысить качество подготовки специалистов различного уровня, образовав авиационный, автомобильный, ядерный, строительный, IT-кластеры. Это позволит интегрировать профессиональное образование с предприятиями отрасли и организовать дуальную систему.

У кластерной политики – большие перспективы. Однако потребуется серьезная поддержка и со стороны правительства, и со стороны будущих работодателей – промышленников и предпринимателей. Совет директоров считает, что, во-первых, необходимо ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, являющихся важнейшими ориентирами для учебных заведений. Это поможет ответить на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками учебные заведения должны готовить. Во-вторых, с помощью работодателей необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Профессиональный сертификат будет гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждением высокой квалификации конкретного человека. Возможно, тогда молодёжь увидит перспективы, которые открывает среднее профессиональное образование, поймет, что меняется само содержание профессий, оценит возможности, создаваемые новой экономикой и развитием технологий.

В-третьих, бизнес должен вкладывать средства в развитие начального и среднего профессионального образования. Но, с другой стороны, важно создавать стимулы для инвестирования в подготовку кадров. Федеральный бюджет тоже обязан поддерживать организации СПО.

Для реализации кластерной политики совет директоров, региональные отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты должны разработать и внедрить при активном участии работодателей систему оценки качества профобразования, включающую профессионально-общественную оценку качества программ, оценку и сертификацию квалификаций, общественно-профессиональную аккредитацию образовательных организаций. Иначе на выходе из ссуза получится полуфабрикат, а не квалифицированный специалист. Надо считать так: если выпускник плохо подготовлен теоретически, вина ложится на учебное заведение, а если у него слабая практическая подготовка, ответственность за это несут и учебное заведение, и производственное предприятие, на котором проводилась практика. Реальный сектор экономики должен взять на себя часть обязательств по подготовке будущих выпускников организаций СПО и ответственность за их трудоустройство. Это включает работу по формированию заказа на специалистов и адаптацию образовательных программ для нужд производства.

Думается, система профориентации должна претерпеть некоторые изменения, следуя за велением времени и экономическими преобразованиями страны. Еще недавно, выбирая профессиональный путь, выпускник должен был ответить на вопрос: куда пойти учиться? А теперь акцент смещается в другую сторону, молодой человек спрашивает себя: где потом работать?

Подводя итог, можно сказать, что кластерный подход к профессиональному образованию позволяет совмещать потребности производства и образовательные программы, потому что заказ для подготовки высококвалифицированных специалистов формируется ассоциациями работодателей. И еще: система профобразования должна работать на высоком уровне, поскольку это базовое условие для социально-экономического развития и конкурентоспособности региона.

В Приволжском федеральном округе шестнадцать лет работает межрегиональный совет по профессиональному образованию (до прошлого года – учебно-методическое объединение по профессионально-техническому образованию). На последнем заседании, прошедшем в июне этого года в Чувашии, были подробно рассмотрены проблемы и положительный опыт развития частно-государственного партнерства как механизма формирования образовательно-производственных кластеров в регионе.

Следующее заседание запланировано провести в октябре текущего года в Татарстане. В повестке дня тоже очень актуальный вопрос – сетевого взаимодействия в профобразовании и разработки с участием работодателей моделей многофункциональных центров прикладных квалификаций. Межрегиональное взаимодействие и обмен опытом способствуют тому, чтобы система СПО обрела новый облик.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социальное партнерство – залог подготовки профессионала
Бизнес и образование – вместе к общей цели
СПО: приемная кампания - 2013
Подготовка специалистов среднего звена
Рука об руку с социальными партнерами
24 апреля состоится VII съезд Союза директоров России
В соответствии с профессионализмом и бизнес-планом
Развивая экономику, открывать новые техникумы
Эволюционный характер обучения
Формирование единого образовательного пространства региона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ