Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Капиталы Финансового университета, или Как создать изменения

В марте Финансовый университет при Правительстве РФ отметил девяностопятилетие. За последние годы здесь созданы десятки новых кафедр и факультетов, научный и эндаумент фонды, научно-исследовательские центры. Вуз обрел статус университета, стал многоуровневым научно-образовательным комплексом, крепко вжился в международную образовательную среду.

Просмотров: 854

В марте Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации отмечает девяностопятилетие. За последние годы здесь созданы десятки новых кафедр и факультетов, научный и эндаумент фонды, научно-исследовательские центры. Вуз обрел статус университета, стал многоуровневым научно-образовательным комплексом, крепко вжился в международную образовательную среду, и многие фамилии его преподавателей ныне известны профессиональному и экспертному сообществу.

«Успех ждет тех, кто создает изменения» – так звучит эпиграф к одному из главных документов университета, Стратегии развития до 2020 года. Накануне знаменательной даты ректор, доктор экономических наук, профессор Михаил ЭСКИНДАРОВ ответил на вопросы корреспондента «АО».

ЭСКИНДАРОВ Михаил Абдурахманович – ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Родился в 1951 году в ауле Бесленей Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края (Карачаево-Черкесская республика). В 1976 году окончил кредитно-экономический факультет Московского финансового института (ныне – университет). Поступил в аспирантуру МФИ, после защиты диссертации (1981) начал преподавательскую деятельность в институте, а также на других различных должностях: от заместителя декана финансово-экономического факультета до декана факультета международных экономических отношений. С 1987 по 1991 годы являлся руководителем группы советских преподавателей Аденского университета (Народно-Демократическая Республика Йемен). В дальнейшем в альма-матер – проректор по экономической работе, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе (1991-2002), первый проректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (2002-2006). С 2006 года – ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. С 2010 года – ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Автор около 500 научных трудов, монографий, учебников и статей в научных журналах.
Председатель Всероссийского учебно-методического объединения (УМО) по группе экономических специальностей, проводит большую работу по координации научно-педагогической деятельности входящих в УМО свыше 400 вузов, где ведется подготовка специалистов финансово-экономического профиля.
Женат, двое взрослых детей.

– Михаил Абдурахманович, Финансовый университет находится в топ-сегменте лучших российских вузов. Состязательность за лучших абитуриентов в этой группе велика, и с каждым годом только возрастает. Каковы ваши преимущества, исключительная особенность, которую, условно говоря, никому из конкурентов все-таки не переиграть?

– Сегодня таким преимуществом для любого вуза, особенно для вуза «топового», может стать только качество образования. Приведу в пример профильную для нашего университета отрасль. Если еще в начале-середине 90-х годов существовал дефицит банковских работников, то на сегодняшний день по одной только специальности «Финансы и кредит» в России, по нашим данным, выпускается более 50 тыс. человек в год. Это огромная армия, которая даже уже не востребована в таком объеме. То есть банковская система достаточно насыщена специалистами, и проблема количества решена. Пришло время сосредоточиться на качестве.

Качество образования зависит от целого комплекса условий, но в целом их можно свести к двум, примерно равным друг другу по влиянию составляющим. Во-первых – это качество поступающих абитуриентов. Во-вторых – условия, созданные самим вузом: качество профессорско-преподавательского состава, методическое обеспечение образовательного процесса и материально-техническая база. Если хотите, эти составляющие и есть те столпы университетской политики качества, то поле, в рамках которого принимаются стратегические управленческие решения в области качества. Считаю, что Финансовый университет довольно эффективно выстраивает эту политику. В данном случае для меня как ректора главным показателем качества нашей работы является показатель востребованности выпускников – у нас уровень трудоустройства после окончания вуза практически стопроцентный.

В ряде конкурентных преимуществ Финансового университета с уверенностью могу назвать еще одно – формирование образовательных программ под реальные потребности работодателей.

Да, наши студенты знают, что диплом Финансового университета делает их конкурентоспособными на рынке труда, а мы, в свою очередь, понимаем, что просто обязаны обеспечить это, ведь молодые люди приходят с надеждой на университет. Но обеспечить с условием – учиться необходимо напряженно и с полной отдачей. Об этом я прямо говорю на мероприятиях университетской акции «Открытые двери»: да, мы создаем все условия для обучения, но взамен требуем умения напряженно трудиться, иначе – отчисление. Мы дорожим репутацией вуза и наших выпускников.

– Что ж, репутацию подтверждает и стабильно высокий конкурс при поступлении. Например, у абитуриентов-победителей олимпиад Финансовый университет входит в число самых востребованных вузов.

– Мы, наверное, могли бы себе позволить почивать на лаврах брэнда, однако выбрали позицию активного взаимодействия со школой. Здесь масса возможных направлений работы. В частности, я убежден в необходимости повышать планку финансовой грамотности российских граждан. «Почему бы не делать это уже со школьной скамьи?» – задались мы вопросом и усилиями университета подготовили и издали книгу «Экономика для школьника». Кроме того, несколько раз в год проводим обучающие курсы по экономике и финансам для учителей школ города Москвы. Очень удачным оказался и совместный с «Российской газетой» и Банком Москвы ежегодный Всероссийский интернет-конкурс «Миссия выполнима. Твое призвание – финансист» для выпускников старшей школы. Главный приз – учеба на бюджетном отделении Финансового университета – привлекает все большее количество участников из самых разных регионов страны.

Еще один фактор, который, наверное, заставляет абитуриентов выбрать именно наш университет – открытие новых программ, направлений подготовки. Например, в свое время Финансовый университет стал фактически первым вузом в стране, где была создана кафедра фондового рынка и ценных бумаг. Молодые талантливые ученые – ее первый состав – со временем возглавили крупные банки и финансовые структуры. Сегодня почти половина преподавателей этой кафедры – практикующие работники, а само направление стало одним из самых перспективных в области финансового образования.

Конечно, все направления подготовки, специальности сосредоточены вокруг финансово-банковской сферы, с которой мы связаны девяносто пять лет. Но университет уже нельзя назвать чисто финансовым – вуз сегодня готовит не только финансистов и банкиров. Если мы открываем, например, юридический факультет, то готовим не универсальных специалистов в сфере юриспруденции, а специалистов по финансовому, налоговому праву, в том числе международному. Открыли факультет прикладной математики и информационных технологий, где готовим финансовых аналитиков и IT-специалистов для финансовых учреждений и банков. Несколько лет идет выпуск менеджеров, экономистов-социологов и политологов – всего 13 направлений подготовки бакалавров и 11 направлений подготовки магистров.

Знаковой ступенью развития университета, открывающей для нас новые перспективы, стало учреждение международного финансового факультета с преподаванием всех дисциплин только на английском языке.

– Эксперты в области экспорта образования называют открытие подобных программ одним из актуальнейших вопросов для российской высшей школы. Но не рискуют ли вузы своими ресурсами, ведь студент, мотивированный на такую форму обучения, может просто поехать в иностранный вуз?

– Наше решение развивать это направление не дань моде, а настоятельная необходимость. Возьмите одну из самых массовых в финансовой отрасли – профессию бухгалтера. За десять-двадцать лет требования к ней существенно изменились: современный бухгалтер не просто должен иметь IT-подготовку, он обязан знать языки. Хотя бы уже потому, что в крупных корпорациях отчетность идет на английском языке. И поэтому, каким бы замечательным ни был наш выпускник, без знания английского возможность трудоустройства в современной компании для него будет абсолютно закрыта. Это касается крупных аудиторских или консалтинговых компаний, где востребованы бухгалтеры-аудиторы не только с глубоким знанием своего профильного предмета, но и отличным знанием иностранного языка. Неслучайно, ведущие аудиторские компании открыли в нашем университете базовые кафедры, что, безусловно, станет весомым вкладом в повышение качества подготовки как бухгалтеров, так и аудиторов.

Да, человек может уехать, выбрав обучение по аналогичным программам в зарубежном вузе. Однако, возможно вас это удивит, одно явное преимущество перед иностранными вузами у нас имеется. Это знание специфики российской экономики: она еще не западная, не рыночная, скорее, квазирыночная, и человеку, который приезжает сюда с дипломом зарубежного вуза, зачастую очень сложно ориентироваться в российской действительности и экономике, а отечественным компаниям нужны как раз понимающие эту специфику специалисты-профессионалы. Поэтому, когда друзья спрашивают меня, отправлять ли им ребенка учиться в ведущие западные университеты, я советую выбрать все-таки хороший отечественный вуз. Во всяком случае, для получения степени бакалавра. Пусть молодой человек сначала познает российскую действительность, изучит российскую экономику, усвоит российские требования, начнет работать. Если он посчитает, что знаний недостаточно, тогда можно присмотреться к магистерским программам зарубежных вузов.

– Что можно сделать для повышения конкурентоспособности российской магистратуры? Каким вы видите путь ее развития?

– Полагаю, что для любого университета сегодня очень важный момент – развитие совместных магистерских и аспирантских программ с ведущими зарубежными вузами с едиными советами по защите магистерских и PhD-диссертаций. И это никак не обеднит нашу высшую школу, напротив, сочетание собственных богатых традиций с зарубежным опытом сделает ее более конкурентоспособной на международном уровне. Более того, уверен, что необходимо вести речь не только о совместных программах с зарубежными вузами, но и о совместных программах с российскими вузами. Здесь огромный потенциал. Финансовый университет относится к группе гуманитарных вузов, но мы бы с удовольствием наладили сотрудничество по совместным магистерским программам: например, с МИФИ или другими техническими вузами. Такие программы наверняка будут востребованы, это видно из того интереса, который проявляют студенты технических вузов к нашей магистратуре.

Конечно, проблема развития магистратуры, как и вообще образовательного процесса в целом, состоит из множества слагаемых. И одним из ключевых является квалификация преподавателя. Выдающийся немецкий педагог, создатель дидактики развивающего обучения А. Дистервег еще в ХIХ веке писал, о том что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Исходя из этого принципа, университет проводит целенаправленную работу по совершенствованию системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, профессионального мастерства педагогов, формированию инновационной культуры и овладению современными методами преподавания. При этом особый акцент делается на прохождение стажировок преподавателей в реальном секторе экономики. И многие наши преподаватели блестяще владеют методом кейс-стади, когда у студентов воспитывается умение мыслить самостоятельно и принимать обоснованные решения через совместное с преподавателем обсуждение деловых ситуаций и практических задач.

Кроме того, Финансовый университет получил право работать по собственным образовательным стандартам. В 2013 году работа по формированию таких стандартов (полностью они будут подготовлены к 2016 году) развернута по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры «Экономика» и «Менеджмент». Таким образом, новые образовательные технологии и новые образовательные стандарты позволят радикально изменить роль преподавателя: от носителя знаний – к руководителю, инициатору самостоятельной творческой работы студента.

– Кстати, многие эксперты, и вы в том числе, не раз говорили о том, что у российских преподавателей слишком велика аудиторная нагрузка, что заведомо ставит их в неравные условия по сравнению с иностранными коллегами-учеными, у которых гораздо больше времени на исследования.

– Это так, проблема серьезная. Но я бы хотел обратить внимание на один момент, который как-то остается в тени при обсуждении этого вопроса. А можем ли мы в одночасье принять западную традицию, когда большую часть времени студенты должны самостоятельно готовиться? Нет, не можем. Потому что менталитет нашего студента таков, что если ему сказать сегодня: «Ты должен готовиться самостоятельно», – он вообще ничего делать не будет. Поэтому давайте, как говорится, step by step будем к этому двигаться. Именно так мы действуем в нашем университете, внедряя, в том числе, современные учебные технологии. Это не только кейс-стади, но и бинарные лекции, на которых материал преподносится в форме дискуссии двух преподавателей по проблемным вопросам по теме лекции с участием студентов. И лекции-панели, то есть дискуссии, в которых участвует несколько высококвалифицированных экспертов, высказывающих перед аудиторией свое мнение. И мини-лекции, когда в течение пятнадцати-двадцати минут преподаватель акцентирует внимание студентов на сложных и проблемных вопросах темы, а остальное время занятия отводится решению ситуационных задач.

Применены и принципиально новые подходы к разработке базовых и рабочих учебных планов по основным образовательных программам, благодаря чему удалось обеспечить личное участие каждого студента в формировании индивидуального учебного плана на основе большей свободы выбора дисциплин. Формировать свой план студенту помогает разработанная университетом система электронной презентации дисциплины по выбору и записи на нее с учетом определения студентов выпускающей кафедры.

В университете реализуется кредитно-модульная организация учебного процесса, позволяющая исключить неравномерность работы студентов в течение семестра (кстати, проведен анализ трудозатрат студентов на выполнение различных видов самостоятельной работы). Внедрена балльно-рейтинговая система оценки работы студентов в семестре.

Все эти предпринимаемые в последние годы меры дают очень неплохой эффект – студенты становятся гораздо более ответственными за результаты, мотивированными на самостоятельную работу.

– По итогам комплексного анализа в 2013 году университет занял двенадцатое место в ежегодном рейтинге «Эксперт РА». Причем вы не просто повторили рейтинговый успех 2012 года, но за год поднялись выше на две позиции. Не собираетесь побороться за места в международных рейтингах?

– Я спокойно отношусь к теме международных рейтингов. Отсутствие в них российских вузов на ведущих местах вполне объяснимо, ведь показатели, определяющие положение того или иного образовательного учреждения, не были определяющими для наших вузов. Считаю, что перед отечественной высшей школой стоит другая значимая задача: как в условиях дефицита кадров и финансов держать планку, репутацию, которую завоевывали десятилетиями. Да и посмотрите, нет истерии ни в Германии, ни в Италии, ни во Франции и многих других странах по поводу того, что их вузы не занимают первые места в международных табелях. В конечном итоге все определяет работодатель: если к обладателю диплома Финансового университета не возникает вопросов и его с удовольствием берут на достойную работу – вот для нас показатель. А место в рейтинге – это уже побочный результат.

Безусловно, радует, что наш университет – не являющийся, кстати, ни федеральным, ни классическим, ни национальным исследовательским – в рейтинге отечественных вузов «Эксперт РА» занимает достойные места. Для нас это стимул к развитию. Буквально на следующий день после публикации результатов состоялось заседание ученого совета, и мы внимательно посмотрели, в каких сферах лидируем, а в каких – отстаем. Да, по большинству показателей наш университет входит в число десяти лучших российских вузов, но в сфере науки ситуация оказалась несколько хуже.

– И тогда вы предприняли внутривузовскую реформу научно-исследовательского сектора?

– Да, была проведена определенная работа, результатом которой стала реорганизация всей системы учебно-научной деятельности университета. До этого наука в университете развивалась параллельно учебному процессу. Действовали отдельные структурные подразделения – научно-исследовательские институты и центры, а научная работа кафедр осуществлялась независимо от них. Теперь мы объединили НИИ и кафедры в учебно-научные департаменты: 17 департаментов, куда вошли 86 кафедр. Каждый департамент возглавляет один из руководителей входящего структурного подразделения, неся полную ответственность за качество учебной и научно-исследовательской работы, консультационную и экспертно-аналитическую деятельность, связь с работодателями. Создание департаментов позволило объединить науку и учебный процесс, стимулировать их взаимное развитие.

Если говорить о конкретных цифрах, то за последние годы доходы от научных исследований университет увеличил с 12 до 260 млн. рублей.

– В вузе налажено теснейшее сотрудничество с работодателями. Удивительно, ведь многие крупные компании предпочитают вкладываться в корпоративные университеты. Но они пришли к вам и создали более десятка базовых кафедр.

– Действительно, создание собственных корпоративных институтов и учебных центров – это модное явление, перенятое у западных банков и банковских структур. Для повышения квалификации собственных работников, обучения новым продуктам, технологиям такие корпоративные университеты нужны. Но совсем иное дело, если они начинают пытаться подменять собой высшее образование, решать фундаментальные проблемы высшего образования. Это тупиковый путь. Должны быть государственные стандарты, единые государственные требования к подготовке финансистов – нельзя превращать высшее профильное образование в лоскутное одеяло. Наши партнеры это прекрасно понимают. Вообще, университет рассматривает партнерство между вузом и бизнесом как фундамент инновационной деятельности. Связь вуза с реальным сектором дает возможность своевременно обновлять содержание базовых курсов, разрабатывать новые дисциплины, предлагать студентам курсовые, лабораторные и выпускные квалификационные работы для конкретных заказчиков. Базовая кафедра – а на сегодняшний день их в университете создано уже 13 – оказалась наиболее эффективной на современном этапе формой такого тесного взаимодействия.

Каждая из этих кафедр решает свои задачи по удовлетворению потребностей реальной экономики в качественной подготовке специалистов для финансовой и экономической сфер деятельности. Например, отчеты по нормативной социальной ответственности российских организаций, как правило, не соответствуют международным стандартам, однако в России в настоящее время отсутствуют вузы, которые готовили бы специалистов по корпоративной социальной ответственности. Базовая кафедра Финансового университета «Финансовое просвещение и корпоративная социальная ответственность» будет восполнять пробел в подготовке подобных кадров.

Другой пример. Российское правительство поставило задачу создания Московского международного финансового центра. Для участия в решении этого вопроса в Финансовом университете создана базовая кафедра компании «KPMG», которая работает над содержанием подготовки бакалавров по профилю «Международные финансы» на международном финансовом факультете университета. Причем кафедры, преподавателями которых являются практические работники компании-партнера, имеют право осуществлять свою деятельность как с общим потоком обучаемых на выпускном или предпоследнем курсах, так и с частью студенчества, отобранной партнером университета по своим критериям. Уверен, что у базовых кафедр – как взаимовыгодной формы партнерства вуза и работодателя – большое будущее.

– В высшей школе начались процессы оптимизации, и к Финансовому университету также были присоединены три вуза. Как были проведены столь непростые преобразования?

– Мы понимали, что объединение в один коллектив сотрудников, преподавателей и студентов разных вузов, имеющих к моменту реорганизации свои сложившиеся традиции, формы и методы работы, не могло происходить путем механического сложения. Необходимы были нетривиальные подходы, поэтапное реформирование сложившихся структур и принципов организации образовательного процесса.

Сегодня могу сказать, что университет в рекордно короткие сроки – с 2010 по 2012 годы, достойно и де-юре, и де-факто завершил процесс реорганизации и формирования коллектива объединенного Финансового университета. Главным залогом успешной реорганизации можно считать то, что мы изначально не пошли по пути выделения и оставления самостоятельных анклавов. Объединение шло по пути формирования единого коллектива, где в первую очередь ценятся личные качества индивида. Подтверждением сказанному является тот факт, что среди вновь назначенных руководителей объединенных кафедр, факультетов, других структурных подразделений, а также проректоров и их заместителей немалую долю занимают представители присоединенных вузов. Большая работа была проделана и с колледжами Финансового университета, которых теперь 21.

Масштабная реорганизация поставила перед нами еще одну задачу – необходимость создания единой виртуальной образовательной среды. Нашими специалистами был разработан и реализован соответствующий проект по модернизации и виртуализации IT-инфраструктуры объединенного университета. В конце января 2014 года получено приятное известие от официального сообщества IT-директоров России Global CIO: проект стал победителем в категории «Образование» на конкурсе лучших IT-решений, реализованных в российских компаниях в 2013 году.

– В марте Финансовый университет отмечает знаменательную дату – девяностопятилетие. Какое из достижений вуза лично вам особенно дорого?

– Конечно, для меня это личная дата, особый год. Радуюсь, что университет развивался многие годы с моим участием, потому что другого места работы у меня не было: я пришел в МФИ в 1971 году и с тех пор тружусь здесь.

Одним из главных и важных достижений считаю присвоение вузу высокого статуса университета. Хотелось бы, чтобы Финансовый университет и в дальнейшем развивался столь же высокими темпами, как в последнее время, чтобы был востребован выпускниками школ так же, как и сейчас, когда конкурс составляет по девять-десять человек на место, а на отдельных факультетах – и по двадцать. И если наш выпускник востребован, на него есть спрос со стороны работодателей, за ним охотятся и приглашают на работу уже на третьем-четвертом курсах, считаю, что мы выполняем свою миссию. И еще. Пусть эти слова покажутся пафосными, но хочется, чтобы наш выпускник работал на благо России. Это не красивые слова. Я всегда был и остаюсь патриотом. Скажу как ректор финансового университета: деньги – это далеко не все ценности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
Инженер будет квалифицированнее и компетентнее
Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
Экзамен сдает вуз, принимают – студенты
Оценивать качество по европейским стандартам
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Инженерное образование в ГУАП: стратегия лидерства
Политика качества в вузе: цели и результаты
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Международная аккредитация должна стать обязательной

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ