Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?

Деятельность учреждений СПО в настоящее время имеет как минимум две особенности. Во-первых, усиливается ориентация на региональные условия и потребности. Во-вторых, обучать надо так, чтобы в ситуации выбора специалисты, пришедшие на производство, были способны самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия, а также повышали профессиональный уровень в течение всей жизни.

Просмотров: 2464
А.А. ЦУРКАН, директор Тверского технологического колледжа, председатель Совета директоров ссузов Тверской области
Т.А. ГОЛУБЕВА, методист Совета директоров ссузов Тверской области, кандидат психологических наук

Новый тип экономики требует переосмысления направлений развития и уровня качества подготовки выпускников в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.

Деятельность учреждений СПО в настоящее время имеет как минимум две особенности. Во-первых, усиливается ориентация на региональные условия и потребности – учебные заведения должны обеспечивать подготовку кадров под конкретные рабочие места и с учетом действующих и планируемых в регионе технологий и способов организации производства, что требует гибкости основных профессиональных образовательных программ. Во-вторых, обучать надо так, чтобы в ситуации выбора специалисты, пришедшие на производство, были способны самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия, а также повышали профессиональный уровень в течение всей жизни. С качеством подготовки кадров напрямую связана реализация задач инновационного развития России.

Осваивать системные нововведения в условиях новых государственных образовательных стандартов, формировать инновационную образовательную среду и тем самым развивать учебные заведения можно только силами всех участников образовательной деятельности. Такая работа требует качественного обновления преподавательского корпуса, привлечения талантливых специалистов в сферу профессионального образования, реализации мер по повышению квалификации преподавателей и руководителей профессиональных образовательных организаций.

В настоящее время Совет директоров ссузов Тверской области объединяет 43 учебных заведения СПО и НПО. Более 50 процентов работающих в них преподавателей и мастеров производственного обучения не имеют педагогического образования. Лишь 5 процентов из них освоили дополнительную профессиональную программу с присвоением квалификации преподавателя, около 6 процентов активно занимаются научно-исследовательской деятельностью в предметной области и менее 2 процентов осуществляют научную разработку проблем повышения качества образовательной деятельности. Степени кандидатов наук имеют 2,5 процента, докторов наук – 0,1 процента.

Коллективы профессиональных образовательных организаций слабо пополняются как специалистами, имеющими опыт работы на современном производстве, так и научно-педагогическими кадрами. Разумеется, это негативно сказывается на подготовке конкурентоспособных выпускников. К счастью, новые образовательные стандарты (раздел 2) позволяют решить вопрос практической подготовки специалистов за счет привлечения преподавателей из реального сектора экономики и переноса части образовательного процесса на предприятия. Но что касается обеспечения системы СПО кадрами высшей квалификации (кандидатами и докторами наук), эта проблема не обозначена ни в государственных стандартах, ни в нормативных документах. Создается впечатление, что система среднего профессионального образования не нуждается в научной поддержке, в ней не существует актуальных для развития проблем. Во всяком случае, концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» как на 2009-2013 годы, так и на 2014-2020 годы обращена на развитие кадрового потенциала только высшего профессионального образования.

Преемственность уровней образования в условиях ФГОС не соблюдается, что, по нашему мнению, служит фактором оттока научно-педагогических кадров из колледжей и техникумов. Между тем и высшие, и средние специальные учебные заведения одинаково обязаны учитывать региональные и корпоративные потребности в подготовке кадров. Думается, устранить их изолированность друг от друга и создать возможность для обеспечения учебных заведений СПО кадрами высшей категории можно, построив региональную систему непрерывного профессионального образования сетевого (кластерного) типа.

Второй отрицательный фактор тоже связан с государственными стандартами. Доктора и кандидаты наук – люди, профессионально занимающиеся исследованиями, вносящие реальный вклад в постижение рационально обоснованной истины. Их интеллектуальная деятельность служит выработке научных представлений, применению новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Научно-педагогическая деятельность – это форма активного, творческого, преобразовательного отношения к объекту, предмету, исходному состоянию и конечному результату (продукту), что ставит преподавателей и обучаемых в положение активных субъектов деятельности.

По словам ученых, именно ограниченность научных поисков рамками ФГОС СПО, исключение потребности в научном компоненте из требований стандартов и отсутствие преемственности в образовательных программах среднего и высшего профессионального образования создают препят ствия на пути самореализации ученых. Снижение мотивации к педагогической деятельности научных работников в колледже и техникуме вызывается практикоориентированной идеологией ФГОС.

Ученые считают, что в колледже контингент обучающихся недостаточно подготовлен для понимания и восприятия научных теорий. Это еще одна причина, которая вызывает неудовлетворенность педагогической деятельностью в учреждениях СПО. Другими неблагоприятными факторами являются отсутствие профессиональной научной среды общения, недоброжелательное отношение к кадрам высшей квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения с более низким уровнем профессиональной подготовки. Нежелание работать в колледже зависит и от низкого уровня заработной платы, в которой не учитывается доплата за научную степень и звание.

Эти аспекты делают работу в образовательных учреждениях СПО непрестижной. Конечно, грамотный руководитель колледжа, который понимает необходимость научного обеспечения образовательного процесса, может частично разрешить названные проблемы. Но в условиях введения ФГОС необходимы научное обоснование психолого-педагогических основ модульно-компетентностного подхода в обучении, построение системы психолого-педагогического и методического обеспечения образовательного процесса, разработка научных основ построения вариативных программ.

Одним из вариантов развития региональной системы образования может стать кластерный подход с его инновационной направленностью. Образовательный кластер, построенный на основе вертикальной интеграции, формирует определенную систему распространения новых знаний и технологий, позволяет консолидировать интересы бизнеса, органов власти, финансовых организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры. В рамках кластеров может повышаться эффективность обучения и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляться адаптация образовательных учреждений к потребностям предприятий региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Объединение систем НПО и СПО
Интегрированный закон: что волнует СПО?
Экспресс-форум: СПО. Квалификация кадров
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Знак вопроса похож на петлю
Формирование единого образовательного пространства региона
Инвестиции, госзаказ и другие факторы, которые влияют на развитие металлургического образования
Сертификация квалификаций: процесс пошел
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Торжокский педагогический колледж: в русле времени и перемен

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ