Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Как вписать естественные науки в двухуровневую систему

УМС по химии УМО классических университетов предостерегает: реализация двухуровневой системы (только бакалавр – 4 года и магистр – 2 года) с ограничением приема в магистратуру со временем может привести к существенному снижению в стране объема научных исследований в области химии и других естественных наук.

12.10.2011
Просмотров: 1408

Химия – наша жизнь, наше будущее?

Отечественная система образования переживает сложный, если не сказать мучительный, период реформирования. Разумеется, и естественнонаучное образование не избежало этой участи. И здесь уместно поставить вопрос: а не выплеснем ли мы, как это водится на просторах нашей страны, вместе с водой ребенка?

Главной темой очередного номера журнала «Аккредитация в образовании» (№50) будет «Естествознание как основа фундаментального образования и компетенций «высокого уровня», что вполне логично, ведь 2011 год по инициативе Международного союза теоретической и прикладной химии объявлен ООН Международным годом химии и пройдет под девизом «Химия – наша жизнь, наше будущее». Возможно, именно так считал М.В. Ломоносов, который вошёл в науку как первый химик, давший физической химии определение, весьма близкое к современному, и чье 300-летие удивительным образом совпало с Годом химии.

На наш взгляд, сейчас – самое время обсудить самый широкий круг проблем, актуальность которых невозможно оспорить в реалиях сегодняшнего дня!

Химия как наука произвела революцию в лечении болезней, в обеспечении продовольствием, в развитии технологий, поэтому очень важно лучше ее знать, чтобы лучше использовать. Это возможно лишь при глубоком естественно-математическом образовании в школе. В школе! И что же? А там, помимо многих других проблем, «базовая», о которую споткнулась, без преувеличения, большая часть общества. Ее категорически не удовлетворил существующий проект стандарта среднего (полного) образования. ЕГЭ. Как говорится, это отдельная тема, но, по мнению профессионалов, его введение уже привело к резкому падению уровня знаний выпускников средней школы. В качестве ремарки: в нынешнем году для сдачи ЕГЭ физику и химию выбрали не более 12-15 процентов учащихся. А уровень знаний по химии, физике, математике у абитуриентов, по мнению декана химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академика РАН Валерия Лунина, значительно снизился.

"В нынешнем году для сдачи ЕГЭ физику и химию выбрали не более 12-15 процентов учащихся. А уровень знаний по химии, физике, математике у абитуриентов значительно снизился".
 
Валерий Лунин, декан химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН

Известно, что с 1 сентября 2011 года практически все вузы России перешли на уровневое образование.

Однако УМС по химии УМО классических университетов предостерегает: реализация двухуровневой системы (только бакалавр – 4 года и магистр – 2 года) с ограничением приема в магистратуру со временем может привести к существенному снижению в стране объема научных исследований в области химии и других естественных наук и, в целом, к уменьшению интеллектуального потенциала страны. Поэтому УМС неоднократно обращался к руководителям нашей страны, в Минобрнауки с обоснованием необходимости сохранения, при переходе к Болонской системе, ступени специалиста-химика со сроком обучения пять лет (а может быть – даже шесть!).

А какой точки зрения придерживаетесь Вы?

Отечественное высшее образование всегда славилось именно своей фундаментальностью (о чем говорит, например, факт все еще высочайшей востребованности российских математиков, химиков, биологов и т.п. на мировом рынке труда).

Как сохранить это преимущество и как его приумножать далее? Или на предмет «преимущества» Вы готовы поспорить?

Не правда ли, ответы на эти вопросы – серьезный предмет для серьезного разговора? Если мы действительно верим в то, что инновационное развитие экономики страны находится в прямой зависимости от повышения качества образования на всех его уровнях…

Автор: Наталия Пылина

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: естественнонаучное образование, уровневая система подготовки, наталия пылина

Похожие материалы:
Разработка образовательных программ
Химия и химическое образование. XXI век
О двухуровневой системе на химическом факультете
Лекции по молекулярной иммунологии в ПетрГУ
Сергей Мухортов: залог успеха - движение вперед
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке
Переход на новые образовательные стандарты ВПО
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
На базе ВятГУ пройдут международные исследования в области химии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 3 Оставить комментарий
Кандюшева Елизавета Андреевна Незарегистрированный пользователь
В статье поднята, безусловно, важная проблема - какой уровень подготовки будущего химика необходим сегодня? Для сохранения и совершенствования имеющихся программ подготовки выпускников в различных областях химии необходимо использование обеих систем подготовки.
Автор, безусловно, прав, что фундаментальное образование и, соответственно, сохранение пятилетнего срока обучения необходимо для подготовки высококвалифицированного научного сотрудника, специалиста для разработки и внедрения новых технологий и функциональных материалов. От выпускника в таком случае будет требоваться знание разных разделов химии на высоком уровне, возможность применения различных методологий научного исследования. Такой специалист – будущее не только химической науки, но и промышленности. Но есть и другая сторона вопроса. Многим работодателям часто нужны лаборанты, которые будут выполнять составленные технологом этапы анализа, синтеза и т.п. В этом случае требуются навыки работы с определенным прибором или знание техники простых операций (например, титрование, приготовление растворов). Фундаментальное образование сотрудника в данном случае не важно. И это возможность реализации себя для тех студентов, кто не имеет склонности к научным исследованиям и заканчивает только первую ступень (бакалавриат). Если же выпускники бакалавриата хотят продолжить свою научную работу, то они могут выбрать магистратуру.
Таким образом, в современных условиях необходимы оба варианта получения образования, чтобы студенты могли реализовать свои возможности и потребности.

2011-12-07 13:41:10 Ответить пользователю

Андрей Анатольевич Лымарь Незарегистрированный пользователь
Если проводить анализ ситуации в целом, то можно отметить действительное падение уровня знаний выпускников российских школ, что, несомненно, сказывается на сложности дальнейшего обучения в вузе, вне зависимости от того, используется двухуровневая система или нет. Однако, в большинстве
цивилизованных стран уровень образования в школах ниже, чем у нас, и, тем не менее, они имеют превосходных специалистов в любой из отраслей. То же самое относится и к двухуровневой системе образования в вузе. Другое дело, что
российские выпускники всегда отличались высокой эрудицией и комплексностью мышления при решении сложных, особенно междисциплинарных, задач. Подготовить эрудированного бакалавра, с учётом пробела знаний после подготовки в школе,
может просто не хватить времени. А при продолжении обучения в магистратуре человек приобретёт знания, необходимые лишь в одной конкретной специализации. Таким образом, Россия, с одной стороны, может получить массу «недоучек», которые смогут успешно работать на некоторых предприятиях, представители которых открыто говорят, что всё равно придётся переучиваться. С другой стороны, появится ограниченное количество магистров, которые в большинстве
своём не смогут ни на шаг отойти от своей специализации, но в её рамках будут хорошими специалистами. Насколько сильно это скажется на уменьшении интеллектуального потенциала страны, судить довольно сложно, поскольку узкие
специалисты так же необходимы науке, как и специалисты широкого профиля. Несомненно одно: сохранение ступени специалиста-химика позволит подготовить большее количество квалифицированных кадров, способных заниматься научной
деятельностью. Но результаты этого можно будет ощутить лишь при устранении другого сдерживающего фактора – финансирования – и требования финансирующих
органов в быстрой отдаче исследований. Андрей Анатольевич Лымарь, к.х.н., доцент кафедры экологии и природопользования химического факультета Южно-Уральского государственного университета.

2011-11-17 14:19:03 Ответить пользователю

Фрай С.А., Абрарова Р.М. Незарегистрированный пользователь
Интенсивные изменения в образе жизни общества, быстрое развитие промышленности, химизация быта и окружающей среды, успехи атомных технологий, сопровождающиеся неотделимой тенью ионизирующей радиации, существенное вмешательство в природу, зачастую нарушающее биологическое равновесие, нарушения в питании, вредные привычки, стрессы – все это порождает ряд проблем, которые неблагоприятно сказываются на здоровье людей, и для решения этих проблем необходимо изучение химии. Поэтому реализация двухуровневой системы (только бакалавр – 4 года и магистр – 2 года) с ограничением приема в магистратуру является нецелесообразной в виду того, что преподавание химических дисциплин способствует развитию мышления, созданию прочной базы, на которой строится преподавание специальных дисциплин, а также приобретению умений для работы в общехимической лаборатории и соблюдения техники безопасности.

Фрай С.А., Абрарова Р.М. – преподаватели химических дисциплин ГАОУ СПО РБ Бирский МФК

2011-11-16 16:26:02 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Из журнала
#87Престиж педагогической профессии
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#89Организация системы профессиональных квалификаций
#86Новая образовательная модель
#89Итоги приeмной кампании опорных вузов
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»