Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Борис Шахов: Как вылечить нашу медицину

Ректор НижГМА профессор Борис Шахов рассказал в интервью об особенностях приема 2013 года, плюсах ЕГЭ, актуальных проблемах подготовки медицинских специалистов и возможных путях решения кадровых проблем российского здравоохранения.

Просмотров: 976

- Борис Евгеньевич, в чем особенности приема нынешнего года? Какие они, ваши новые абитуриенты?

- Надеюсь, хорошие. Желающих поступить к нам в Нижегородскую медицинскую академию, как всегда, много: на 340 бюджетных мест в этом году было подано более 3000 заявлений, а всего мы получили более 7000 заявлений – причем, со всей страны, а не только из Нижегородской области. Так что и балл зачисления будет выше прошлогоднего.

Из особенностей приема этого года хочу отметить увеличение количества бюджетных мест на лечебном и на педиатрическом факультетах – специалистов именно этого профиля остро не хватает. Побольше мест выделено и на стоматологический факультет.   Еще одна новость этого года: мы возобновили прием на специальность «высшее сестринское образование». Такие специалисты, которых мы будем готовить на основе новой программы бакалавриата, тоже очень нужны в наших больницах. Но при этом у нас не стало бюджетных мест на фармацевтическом факультете – видимо, посчитали, что большинство его выпускников работает в коммерческих структурах. 

Вот, наверное, и все особенности приема этого года. Но мы с нетерпением ждем года будущего, когда, как мы знаем из прессы, должны произойти большие изменения.

-  Каких перемен вы как ректор ждете, в первую очередь? Ведь ЕГЭ, похоже, не отменят...

- А знаете, у ЕГЭ есть не только минусы, но и плюсы. Например, в вузах не стало коррупционных скандалов при зачислении. Это безусловный плюс. Но с минусами тоже нужно разбираться. Главный, по-моему, в том, что при сдаче ЕГЭ много элементов случайности.  К сожалению, нередко возникают сомнения по поводу высоких баллов, полученных, в частности, по физике и химии (для нас как для медицинского вуза это особенно актуально). Начинается учебный год – и преподаватели сталкиваются с тем, что часто первокурсники элементарных вещей не знают. Вот и приходится нам заниматься их «доучиванием», а иногда и отчислять. Таких плохо подготовленных студентов ЕГЭ дает нам, думаю, около 10%, и для их отсева нужно ввести дополнительные фильтры.

Кроме того, для медицины очень важно не только, какие у поступающего к нам баллы, но и то, способен ли он стать врачом. Раньше   в школах города и области были медицинские классы, наши преподаватели активно с ними работали и ближе к выпуску давали рекомендации родителям: стоит или нет их ребенку связывать жизнь с медициной. ЕГЭ на этот вопрос ответа не дает, и теперь мы попросту не знаем своего абитуриента. Мы впервые видим его 1 сентября, и чтобы познакомиться с ним, нужен, как минимум, год обучения. Поэтому, считаю, нужен какой-то дополнительный этап при приеме -может быть, просто возможность поговорить с абитуриентом, хотя, понимаю, такой формы экзамена не существует…

Что еще в правилах приема, на ваш взгляд, нужно менять?

Ситуация деликатная, но все же скажу о ней. По закону мы принимаем без конкурса сирот и инвалидов. С сиротами все понятно, а вот с инвалидностью немало проблем. Мы, как врачи, часто понимаем, что соответствующие справки выданы необоснованно. Мы не раз пытались делать запросы, но всегда получали ответы, что все верно.  При этом прием в вуз заканчивается 12 августа, а в справке написано, что инвалидность заканчивается 15 августа. Сами мы обследовать такого абитуриента имеем право, только когда он станет уже нашим студентом, то есть после зачисления. Вот здесь, считаю, тоже обязательно что-то нужно менять.

- Возвращаясь к началу разговора, хотелось бы понять: почему (при том, что и в НижГМА, как и других медицинских вузах, ежегодно высокий конкурс, и каждый год они выпускают молодых специалистов) у нас не хватает врачей?  

- Не везде их не хватает. Врачей не хватает в первичном звене – в районных больницах, в поликлиниках. Хотя, считаю, наш регион выгодно отличается от других. Программа, которую мы называем губернаторской (она, напомню, предусматривает обеспечение молодых специалистов жильем, автомобилем и достойной зарплатой) уже дает вполне конкретные результаты Я своими глазами видел целые улицы домов для молодых специалистов, в том числе и врачей, во многих райцентрах. Недаром на одном из недавних совещаний министр здравоохранения РФ В.Скворцова приводила в пример именно нашу Нижегородскую область.

- Но эта программа хорошо работает на селе. А город – здесь тот же дефицит врачей того же первичного звена, очередь в любой поликлинике об этом не говорит даже, а кричит…

- Да, поэтому с этого года начинается и аналогичная городская программа. Она, правда, не обещает молодому доктору машину, но гарантии предоставления жилья и достойной зарплаты остаются.

- Кстати, а как вы относитесь к идее возрождения системы распределения для «бюджетников», которую Госдума планирует обсудить осенью?

- Я отношусь к этому вполне положительно, причем воспринимаю ее не как возврат в прошлому, а вполне в системе координат сегодняшнего дня.  Раз уж мы перешли на новые, рыночные рельсы, давайте будем последовательны: если за твою учебу кто-то заплатил, то эти деньги нужно вернуть. При коммерческой форме обучения все ясно: платят родители, и отношения выясняются с ними. А при бюджетном образовании платит государство – вот перед ним и нужно отчитаться: либо деньги верни, либо отработай определенное время там, где государству это сегодня нужнее.

Представьте себе: сейчас бедные женщины из Навашино и Вачи рожать едут в Павлово. Почему их подвергают такому риску (ведь роды могут начаться в любой момент, даже в пути)?  А потому, что нет кадров на местах. Так вот пусть туда приедут молодые специалисты, отработают по распределению несколько лет и пусть даже потом уедут, куда им хочется, - в любом случае это решение проблемы. А для молодых специалистов это еще и прекрасный опыт.

Поэтому я положительно отношусь к идее распределения. Да, такое решение, вынужденное, но оно - применительно к медицине - необходимо, иначе мы все здравоохранение загубим, особенно на периферии.

Но это, скорее всего, вариант временный. А проблема дефицита медицинских работников не решится, пока не будет ответа на вопрос: куда же все-таки «исчезают» ваши выпускники?

- Мы тоже задавались этим вопросом и провели анализ по нашему вузу за пять лет. Посчитали, что называется, пофамильно и получили такую картину. Сразу после окончания учебы 30% выпускников уезжают в регионы, откуда прибыли. Из оставшихся (если брать их за 100%)   работать в Нижнем Новгороде и области остается работать 67%, примерно 20% продолжает учебу, кто-то выходит замуж и переезжает.  Уходят совсем из медицины 9,5%. Это, так сказать, ситуация на старте.

Но через пять лет после начала работы половины молодых врачей уже нет на прежних местах. Этот процесс, кстати, никто не анализирует, в причинах не разбирается. Но то, что отток из профессии в течение первых 10 лет очень значительный, сейчас понимают многие.

- А в чем, по-вашему, его причины? Проблема в падении престижа профессии?

- Нет, престиж профессии врача не упал, иначе мы не имели бы ежегодно такой конкурс при поступлении в медицинские вузы. А вот зарплата от 7 до 15 тысяч, которую молодому врачу предлагают на первых порах, мало кого устраивает (мы провели анкетирование наших студентов, они после окончания вуза хотели бы получать 60 тысяч и на меньшее не согласны – такой уровень притязаний). Вот они и уходят в коммерцию.  Даже многие наши преподаватели во второй половине дня вынуждены подрабатывать в коммерческих клиниках – такая жизнь.

Поэтому главная причина нехватки врачей сегодня, на мой взгляд, это – отток профессионалов из государственных медицинских структур.  Не случайно ведь часть нагрузки по линии ОМС теперь начинают передавать коммерческим структурам, они нередко становятся сильнее государственных (там аппаратура лучше, возможности больше, зарплата выше).

- Что этому процессу можно противопоставить?

- А что можно противопоставить системе ценностей, сложившейся в обществе? Сегодня цель большинства – «жить хорошо во чтобы то ни стало», она формируется семьей, телевизором, всей окружающей жизнью. Добавьте сюда общее снижение культурного уровня – это тоже сказывается.

- Как же вы объясняете будущим медикам противоречия между высоким предназначением их профессии и тем, что предлагает жизнь?  

- Какой бы строй ни был, всегда есть такие вечные понятия, как добро и зло, и полутонов здесь быть не может. Мораль либо есть, либо ее нет. И всегда есть личный выбор каждого – оставаться человеком или чем-то поступиться. На эту тему у нас часто идут дискуссии на занятиях, пытаемся доказать, что есть определенные незыблемые ценности, которые остаются во все времена.  Кто-то это воспринимает, и таких ребят немало, кто-то, к сожалению, – нет. Но нам сейчас учить стало намного сложнее: мы говорим об одних ценностях, жизнь выдвигает другие.

- Но тогда, может быть, честнее признаться, что постулаты прекрасной науки деонтологии, которую преподают в станах вашего вуза, устарели и не работают в современных российских реалиях. А доктор, который, деликатно выражаясь, вступает в некие финансовые отношения с больным или его родственниками, просто восстанавливает справедливость, компенсируя сам себе то, что недоплачивает за его важный и нужный труд государство?

- Возможно, я не современен, но считаю, то должно существовать четкое разграничение понятий.  Есть платная медицина, там все правила установлены заранее: ты платишь и получаешь услуги. И есть медицина бесплатная – для пациента, где лечение оплачивает государство за счет наших же, кстати, налогов (достаточно или недостаточно – это другой разговор). Если врача не устраивает уровень оплаты его труда в государственном медицинском учреждении, нужно идти в коммерческую структуру, а не решать свои проблемы за счет пациентов.

- А как быть с традиционным и вполне естественным желанием - отблагодарить доктора, который помог?

- Если ты вылечил человека, и он пришел к тебе с благодарностью – это одно. Могу по собственному опыту сказать: я не любитель принимать подарки, но если пожилая женщина принесла коробку конфет, и я понимаю, что очень обижу ее, отказавшись, я, Бог с ним, возьму этот подарок. А она уйдет со спокойной душой и чувством выполненного долга – она так привыкла. И совсем другое, если, еще ничего не сделав, ты требуешь вполне материальной «благодарности» – это вымогательство, и это уже совсем другая статья и в другом документе. Повторю: нужно точно разграничивать понятия.

- Множество проблем, которые существуют в   нашей системе здравоохранения, явно указывают на ее нездоровье. А кокой   бы диагноз поставили вы?

- Я не люблю отвечать на такого рода вопросы. Лучше задавать его тем, кто непосредственно вариться в этом котле, а вузовская наука, она несколько в стороне… Но, конечно, и мы ощущаем, что у нашего здравоохранения море проблем – и в организационном плане, и в кадровом.

Разрушить то, что было, оказалось очень легко – создать новое трудно. Но сделано все же многое. Вспомните: лет десять назад у нас в области не было ни одного магнитно-резонансного томографа, а компьютерных было – раз-два и обчелся, не было хорошего качества УЗИ- аппаратов. Сейчас, посмотрите, сколько оборудования появилось, причем пришло оно в районы области. Там уже есть даже компьютерные томографы, которые поставлены в рамках Программы создания сосудистых центров. Средства – и из областного, и из федерального бюджетов – выделены существенные.

Кадровая проблема, безусловно, по-прежнему существует, но  и она постепенно решается. В частности, в районах области, благодаря программам поддержки молодых специалистов, многое удалось поправить. Да, остался дефицит узких специалистов, но ведь было время, когда врачей там не было совсем.

 - Тогда чего же нашей системе здравоохранения так остро не хватает?

- На мой взгляд, не хватает как раз системности.  Сейчас, например, говорят о дефиците так называемых узких специалистов. Но откуда они возьмутся? Если раньше мы целенаправленно обучали хирургов, терапевтов, акушеров-гинекологов, то сейчас и сами толком не знаем, кого готовим.  Врач общей практики – что это такое, где он должен работать? Мы его готовим для работы на селе, а он хочет быть кардиохирургом, и как тут быть?

Опять-таки ходят разговоры о том, что будет ликвидирована интернатура. Но тогда у нас, в вузе снова должна появиться возможность для специализации. Словом, в организационном плане нужны изменения, и ко многому из того, что было, стоит внимательно присмотреться и вернуться.

Сейчас на министерском уровне уже заговорили о том, что нужно приблизить медицинские учреждения к людям (еще недавно, заметьте, речь шла только о централизации). Действительно, чем плох фельдшерско-акушерский пункт?  Но для того, чтобы ФАПы справились со своими задачами, нужно усилить их кадрами, оборудованием и лекарственным обеспечением, дать право больничные листы выдавать (сейчас люди вынуждены каждый раз в райцентр ехать, чтобы его получить, продлить, закрыть - им лечиться некогда).

А районная больница должна выполнять более сложную работу. Когда у больного острый инфаркт, почему его нужно везти в Нижний?  Почему все необходимое нельзя сделать в Дзержинске, в Арзамасе? К этому нужно стремиться.

Проблема и в том, что не хватает сегодня    хороших организаторов, как теперь принято говорить, эффективных менеджеров здравоохранения. А где их взять? Мы, например, их не готовим.

-  Так что же вылечит нашу медицину?

-  Если коротко, то как врач могу подтвердить, что при всяком недуге очень помогают забота и внимание. В данном случае - на государственном уровне.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Минобрнауки РФ приступит к созданию ФИС
Борис Шахов о проблеме отработки практических занятий в вузе
Фестиваль наук, искусств и технологий «Фенист» в Нижнем Новгороде
Работодатели смогут проводить профессионально-общественную аккредитацию
Подготовка медицинских кадров в свете новых ФГОС
Медицинским вузам предложили ввести вступительный экзамен по математике.
Совместную подготовку медицинских физиков открыли медицинский и технический университеты в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде соберутся врачи-терапевты Приволжья
Борис Шахов: молодым врачам Нижнего Новгорода нужно помогать с жильем
Дополнительные вступительные испытания для студентов медицинских вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ