Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Лучше быть неэффективным, чем негосударственным: как Рособрнадзор наказывает вузы

Начиная с 2014 года, Министерством образования и науки был взят курс на сокращение числа неэффективных вузов. В первую очередь частных заведений с сомнительного качества программами, а также филиалов, как частных, так и бюджетных заведений.

14.02.2017
Просмотров: 132

ЛУЧШЕ БЫТЬ НЕЭФФЕКТИВНЫМ, ЧЕМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ: как Рособрнадзор наказывает вузы

Начиная с 2014 года, Министерством образования и науки (далее-МОН) был взят курс на сокращение числа неэффективных вузов. В первую очередь частных заведений с сомнительного качества программами, а также филиалов, как частных, так и бюджетных заведений.

Для определения эффективности вузов МОН была разработана методика мониторинга образовательных организаций. В рамках мониторинга вузы оцениваются по ряду параметров, на основе которых подсчитываются 7 целевых показателей. Вуз признается неэффективным, если не преодолевает пороговые значения четырех показателей.

Какой логикой руководствуется Рособрнадзор, инспектируя вузы? Насколько логика работы ведомства согласуется с задачей улучшения качества образования и науки?

В результате анализа данных мониторинга МОН, картотеки арбитражных дел и данных Рособрнадзора было обнаружено следующее:

  1. Чаще всего проверяют частные вузы и филиалы государственных вузов.
  2. Рособрнадзор действительно применяет максимально жесткие санкции в виде лишения аккредитации и(или) лицензии преимущественно по отношению к частным вузам, признанным неэффективными по мониторингу МОН.
  3. При этом эффективные частные вузы с большей вероятностью сталкиваются с жесткими санкциями в отличие от неэффективных бюджетных вузов.
  4. Бюджетные вузы крайне редко лишаются аккредитации всей организации (а не отдельной программы). Только в двух случаях бюджетных организаций состоялись иски об аннулировании лицензии через суд. Статус неэффективного бюджетного вуза не угрожает заведению серьезными санкциями.
  5. Рособрнадзор руководствуется узкой логикой оценки образовательной деятельности, преимущественно опираясь на “бумажную” реальность и полностью игнорируя ущерб, наносимый другим видам деятельности вуза - научно-исследовательской работе и международной активности.

Ситуация вокруг Европейского университета в Санкт-Петербурге говорит не только о том, что этот вуз - исключительный случай в практике ведомства, но также и о более серьезной проблеме систематической дискриминации частных, но при этом эффективных в области научных исследований вузов.

КОНТЕКСТ

Чтобы понимать логику работы регулятора, следует посмотреть, как и кого он подвергает санкциям. Само название Рособрнадзор предполагает, что ведомство должно регулярно посещать учебные заведения с плановыми и внеплановыми проверками. Основной целью проверок является оценка соответствия качества образовательной деятельности установленным стандартам. Если в результате проверки найдены нарушения, то Рособрнадзор вправе применить санкции. Проще говоря, «вузы-двоечники» могут лишиться государственной аккредитации или даже лицензии на ведение образовательной деятельности. «Вузы-отличники» не должны подвергаться столь серьезной каре.

В этом тексте мы проанализируем, какие вузы сталкиваются с самыми серьезными последствиями проверок - лишением государственной аккредитации и аннулированием лицензии через арбитражный суд. Почему эти санкции являются самыми серьезными? Если вуз и его образовательная программа не аккредитованы, то он не имеет право выдавать дипломы государственного образца. Студенты, как правило, стремятся получить признаваемые государством дипломы, поэтому вуз в этом случае потеряет большую долю хороших абитуриентов. Если же вы лишаетесь лицензии, то вы в принципе не можете вести никакую образовательную деятельность, которая в современной России на практике понимается очень широко. И тут вуз рискует потерять даже самых преданных студентов, готовых пожертвовать аккредитацией.

Полный текст аналитической записки «Лучше быть неэффективным, чем негосударственным: как Рособрнадзор наказывает вузы» (pdf).

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: негосударственное образование, Рособрнадзор, мониторинг, европейский университет в санкт-петербурге

Похожие материалы:
РосНОУ вошёл в число 17 лучших частных вузов России
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
ТИСБИ: инновационный рост
Коммерциализация вузов в контексте реформ
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Сокращение количества образовательных организаций
Как взвесить успешность?
Состоялось совещание Рособрнадзора по оценке качества образования в ПФО
Экспресс-форум: закон о распределении бюджетных мест
Доступность образования - признак высокоразвитости

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Популярные статьи
ММСО-2018: Школа может проводить у себя любые изменения
Ведущие российские эксперты и успешные предприниматели в сфере образования обсудили проблемы...
Из журнала
#93Ключ к профессиональному успеху
#90Развитие региональной системы оценки качества образования
#92Алгоритм подготовки востребованных кадров
#93Слово редактора №93
#92Образовательный марафон ДПО
Информационная лента
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков
11:08В ТГТУ обсудили проблемы и перспективы развития радиоэлектроники
10:36Интенсивность воспаления в мозге научились определять по уровню микроэлементов в крови
09:09СКФУ представил лучшую в России идею для повышения качества образования