Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадры для предприятий оборонно-промышленного комплекса

21 октября в ИжГТУ прошло совещание «Совершенствование системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса». Перед началом пленарного заседания участники совещания дали интервью газете «Механик».

Просмотров: 939

21 октября в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова прошло седьмое Всероссийское совещание "Совершенствование системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса". Перед началом пленарного заседания участники совещания дали интервью газете "Механик".

Александр Дмитриевич Гуляков, ректор Пензенского государственного университета:

Александр Дмитриевич Гуляков- Я впервые приехал в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова на совещание по вопросу подготовки кадров для предприятий ОПК. Приятно видеть здесь много молодых людей, среди которых преподаватели, ученые и инженеры. Это значит, что у отрасли есть перспективы. Уверен, что обмен передовым опытом по организации учебного процесса при подготовке специалистов для предприятий ОПК будет полезен всем участникам совещания.

Если говорить о системе подготовки современных кадров для предприятий ОПК, то я бы выделил несколько важных пунктов. Необходимо открывать базовые кафедры на предприятиях – это понятно всем, мне кажется. Всегда существовала проблема разрыва между практикой и теорией. Поэтому необходимо и очень важно приблизить подготовку специалистов к практической площадке. Это позволит сократить время адаптации будущего специалиста к своей профессии. Правда, тут появляются вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы законом. Например, состав преподавателей на таких кафедрах составлен из профессорско-преподавательского состава вуза и инженерных кадров предприятия. Кто будет выплачивать заработную плату и из каких статей расходов? Это только один пример. Еще появятся вопросы об аренде площадей на предприятии для базовой кафедры. Как будут решаться финансовые вопросы по аренде? Появляются и методические проблемы. Инженерные сотрудники – профессионалы своего дела, но они не преподаватели. Возникает потребность подготовки таких работников предприятий к преподавательской деятельности. Как и за счет каких средств будет осуществляться такая подготовка? Такие и им подобные вопросы надо решать законодательно.

Второе: если нет возможности открыть базовую кафедру, то вузу необходимо вести системную работу по организации реальной производственной практики. Третье – это совместное проведение с предприятиями НИОКР. Университет сегодня не готов к серьезной прикладной науке, потому что основная масса преподавателей занята чтением лекций. Им некогда заниматься исследованиями. Вот в Финляндии, например, каждый профессор два дня в неделю ведет лекционные занятия со студентами, а три дня занимается наукой. В обязательном порядке. У нашего профессора зачастую нет времени не то что написать свою статью, а даже прочитать чужую.

Поэтому необходимо создавать условия профессорско-преподавательскому составу для научных исследований. Должна появиться заинтересованность у предприятий ОПК в заказе таких научных разработок. Необходимо мотивировать предприятия вести научные исследования и опытно-конструкторские работы. Один из возможных механизмов: расходы по НИОКР должны браться не из статьи прибыли предприятия, а относиться к расходной части бюджета. Тогда эти исследования будут включаться в себестоимость производимой продукции и соответственно компенсироваться после реализации этой продукции. Можно принять законодательные решения, которые обяжут предприятия заниматься НИОКР, дать таким промышленникам налоговые послабления. 

Андрей Борисович Петров, зам. проректора по учебной работе, зав. кафедрой “Корпоративные информационные системы” Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики, аккредитованный эксперт Рособрнадзора: 

Андрей Борисович Петров– Наш вуз на протяжении 60 лет готовит специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса Московского региона. На сегодняшний день, наверное, самая большая проблема предприятий ОПК – низкая заработная плата. Специалисты, которые выходят из стен университета, обладают столь значительными навыками, компетенциями и знаниями, что на рынке труда легко находят себе высокооплачиваемую работу вне отрасли. Предприятия ОПК в современных геополитических условиях играют важную роль для государства. Такие предприятия концентрируют у себя современные, прорывные технологии производства. Поэтому очень важно для государства привлечь молодых специалистов в отрасль. Сегодня предприятию нужно добиться того, чтобы молодой специалист задержался на рабочем месте на 5-7 лет. Одно из предприятий-партнеров нашего вуза установило на первые три года работы для молодых специалистов стопроцентную надбавку к заработной плате. Это позволяет данному предприятию быть конкурентоспособным на сегодняшнем рынке труда. Но в условиях современного развития экономики России денег на достойную заработную плату может не найтись. А вот жилье молодого специалиста привлечь должно. Практически все предприятия ОПК имеют большие территории, которые вряд ли используются в полной мере. Если бы предприятия ОПК активно занимались жилищным строительством, то все кадровые проблемы были бы сразу решены. Не обязательно молодой специалист должен при устройстве получать недвижимость в собственность. Форма может быть разной. Это может быть социальный найм или служебное жилье с последующим выкупом.

В процессе подготовки кадров для предприятий ОПК необходим хороший контакт вуза и предприятия на совместных паритетных условиях. Безусловно, очень важно, чтобы в подготовке кадров принимали участие реальные разработчики реальных проектов.

В нашем университете система подготовки “вуз-базовая кафедра-предприятие” позволяет это делать. Причем, по такой системе с нами работают не только крупные предприятия, но и небольшие современные научно-производственные фирмы, которые не могут создать свою базовую кафедру, но становятся партнерами вуза при подготовке специалистов.

Базовые кафедры – это эффективная форма обучения. На сегодняшний момент это уникальная форма, которая позволяет повысить эффективность расхода вложенных средств в совместный процесс образования. Не секрет, что адаптация выпускника к конкретному рабочему месту занимает достаточно много времени и ресурсов. Такая модель обучения позволяет сократить время адаптации и расход средств.

Александр Роальдович Бестугин, декан факультета радиотехники, электроники и связи Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения:

Александр Роальдович Бестугин- Если говорить о подготовке специалистов для предприятий ОПК, то у меня есть ряд предложений на этот счет. Во-первых, Министерство труда РФ для всех должностей предприятий разрабатывает профессиональные стандарты. Одновременно с этим вузы действуют в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС "3 плюс" ), разработанных Минобрнауки РФ. Даже терминология в стандартах для вузов и предприятий разная. Например, в образовательных программах главным является компетенция, а в профессиональных стандартах – “трудовые функции” и “трудовые действия”. Необходимо эти стандарты согласовать. Во-вторых, очень важно, чтобы молодые специалист оставались работать на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Простым распределением этого добиться не получится. Конечно, необходимы достойные заработные платы, качественное медицинское обслуживание и возможность заниматься спортом. Кроме того, важным вопросом для молодых людей является решение жилищного вопроса. Особенно если мы хотим, чтобы молодые люди уезжали в другие регионы. Для них должна работать льготная ипотека, предоставление социального жилья.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблемы технической школы Украины
Инженерное дело – основа развития России
«Транснефть» и УГТУ: новый уровень сотрудничества
Чего не хватает молодым специалистам?
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Новые кадры ОПК: союз образования и промышленности
Как вырастить специалиста, востребованного работодателем?
Подготовка инженерных кадров в ДВФУ
Альма-матер машиностроительного кластера
Кадры должны расти на успехе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ