Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

От рынка дипломов к рынку квалификаций

Московские ученые разработали концепцию формирования многофункциональных центров профессиональных квалификаций и проводят ее обсуждение в профессиональном сообществе. Вице-президент Академии профессионального образования (г. Москва), профессор Михаил НИКИТИН рассказывает подробнее, какой будет новая для российского образования структура, какие задачи предназначена решать и на какие средства существовать.

Просмотров: 1818

Ранее мы уже информировали читателей о том, что московские ученые разработали концепцию формирования многофункциональных центров профессиональных квалификаций и проводят ее обсуждение в профессиональном сообществе («АО» № 58, с. 36). Сегодня один из авторов этого основополагающего труда, вице-президент Академии профессионального образования (г. Москва), профессор Михаил НИКИТИН рассказывает подробнее, какой будет новая для российского образования структура, какие задачи предназначена решать и на какие средства существовать.

– Михаил Валентинович, в стране достаточно много учебных заведений, которые готовят кадры среднего звена. Для чего нам нужно создавать многофункциональные центры прикладных квалификаций?

– В целом – чтобы обеспечить необходимое количество и, что еще важнее, хорошее качество рабочей силы. Экономика должна получить таких рабочих, мастеров, ремесленников, предпринимателей, которые не только востребованы, но и мотивированы работать по новым технологиям, соблюдая этические нормы и деловую культуру российского предпринимательства. Как говорится, порядочная репутация – дороже прибыли.

– Кто, в соответствии с вашей концепцией, может или должен организовать такой центр?

– В число учредителей центра могут входить государственный орган управления образованием, ассоциации отраслевых работодателей, в том числе саморегулируемые организации, отраслевые профессиональные союзы, региональные советы директоров учреждений СПО, научно-методические организации.

– Поясните, пожалуйста, какой будет структура центра? Кто войдет в его состав?

– Дать подробный ответ на этот вопрос в рамках короткой публикации невозможно. Концепция (ее полный текст можно бесплатно запросить по электронной почте niki5.53@mail.ru) предлагает четыре модели центра. Но в каждой ядром будет городской или региональный крупный многопрофильный колледж в организационно-правовой форме автономного учреждения. А в качестве дополнительного ресурса могут выступать малокомплектные общеобразовательные школы, школы- интернаты для лиц с ограниченными возможностями здоровья, вечерне-сменные школы, учебные комбинаты, профессиональные училища и лицеи, центры профессиональной ориентации. В целом это будет довольно большой многофункциональный образовательный комплекс.

– Почему вы считаете, что в состав комплекса, созданного для получения профессионального образования, должны входить школы и лицеи?

– По статистике, у нас 12 процентов людей в возрасте от 16 до 34 лет не имеют среднего образования, их нужно обучать. Двадцать процентов школ не обеспечивают качество общего образования и воспитания, но ориентируют учащихся и их родителей на продолжение обучения в вузе. Новые условия обучения в центре (теория плюс практика) позволят формировать у школьника ответственность за профессиональный выбор, будут ориентировать его на среднее профессиональное образование.

По сути, вместо единственного выбора в пользу вуза молодежи предлагается другая логика профессиональной и личностной успешности: «общеобразовательная школа → колледж → служба в армии по профилю полученной профессии → предприятие (собственный бизнес) → квартира → семья с тремя детьми».

– Какие конкретные задачи будет выполнять образовательный комплекс? Что, в отличие от обычного колледжа или техникума, он может дать человеку? В чем состоят его главные преимущества?

– Горизонтально-интегрированный образовательный комплекс будет вести формальное и неформальное обучение, причем не только молодежи, но и людей других возрастных категорий. Здесь будут реализовываться и продвигаться модульные учебные программы профессиональной подготовки, дополнительного образования, стажировок, ремесленничества, разработанные на основе профессиональных стандартов и согласованные с работодателями. Желающие смогут пройти в центре ускоренную краткосрочную (до одного года) профессиональную подготовку по массовым рабочим профессиям (с первого по шестой квалификационные разряды). Это особенно важно для трудовых мигрантов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на обучение которых также рассчитан комплекс.

Подсчитано, что только полтора процента экономически активного населения нашей страны повышают квалификацию. Комплекс внесет вклад и в решение этой проблемы. Концепция предполагает проведение подготовки консультантов по профориентации и самоуправлению карьерой, пиар рабочих профессий, формирование базы данных по трудоустройству.

Еще комплекс будет играть роль научно-методического учреждения и отраслевого центра сертификации. Здесь будут производиться экспертиза систем качества и контрольно-измерительных материалов, итоговая аттестация выпускников на разряд, категорию, формироваться отраслевой реестр выданных квалификационных сертификатов.

Хотелось бы подчеркнуть: если концепция заработает, квалификации, полученные людьми в ходе неформального и спонтанного обучения, будут признаны официально.

– Неудобный, но очень важный для экономики образования вопрос: кто будет финансировать многофункциональные комплексы?

– Финансирование системы непрерывного профессионального образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, в том числе специальные эндаумент-фонды с участием ассоциаций выпускников и работодателей и попечительских советов с правами юридического лица. В зависимости от характера образовательных программ (профессиональные, социально-адаптационные или ориентированные на приобретение конкретных знаний и навыков) соотношение этих источников может быть различно.

Выполнение государственного задания должно осуществляться на основе государственного бюджетного норматива подушевого финансирования.

Хотелось бы отметить, что преимуществом комплекса является оптимизация, которая будет осуществляться в нескольких направлениях. Прежде всего речь идет о бюджетных затратах на оплату труда руководящего, педагогического и обслуживающего персонала. Формирование единого (одного) штатного расписания – без дублирования управленческих, образовательных, методических и вспомогательных функций различных образовательных учреждений – приведет к уменьшению таких затрат.

Оптимизация зданий и другого имущества, освобождение от неэффективных (аварийных, недостроенных, спорных) имущественных активов, внедрение аутсорсинга хозяйственных и обслуживающих процессов тоже дадут определенный эффект.

– Как и кем будет управляться такой сложный комплекс?

– Органом локального управления будет директорат или управляющий совет из числа руководителей (лидеров) структурных подразделений. Обязательное требование к этой категории – наличие диплома по управлению персоналом. Директора должны окончить курсы повышения квалификации, специализируясь как «менеджеры образования», владеть иностранным языком, иметь, с одной стороны, ученую степень или обучаться в аспирантуре, с другой – практический стаж работы в учреждениях СПО не менее трех лет.

Внешнее управление призван осуществлять наблюдательный совет, в состав которого войдут представители государственного учредителя, окружного (муниципального) органа управления образованием, отраслевого заказчика кадров (например, гильдии ремесленников, ассоциации гостиничного бизнеса), отраслевого профсоюза, национальных диаспор и общественных объединений трудовых мигрантов, научных и методических организаций, территориального отделения партии «Единая Россия» как инициатора создания 25 млн. рабочих мест.

Основные функции наблюдательного совета – согласование прогнозных потребностей отрасли в квалифицированных специалистах с возможностями госбюджетного нормативного финансирования государственного задания (контрольные цифры приема) и продвижение этических норм интеллектуального предпринимательства.

– Ваша концепция рассчитана на становление среднего профессионального образования как инновационного социального института. Что нужно сделать, чтобы система СПО стала такой, как вы рассчитываете, а значит – заработала предлагаемая концепция?

– Нужно ввести в практику составленные ассоциациями работодателей краткосрочные и среднесрочные прогнозы потребности в трудовых ресурсах применительно к развитию территориально-отраслевых кластеров. Тогда контрольные цифры приема студентов можно будет соотнести с требованиями заказчика и снизить диспропорцию по уровню и структуре квалификаций. Необходимы также отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты, которые обеспечат сравнимость квалификаций, получаемых гражданами разных стран в результате как формального, так и неформального обучения. Это позволит проектировать учебный процесс в кредитных единицах как результатах обучения. И, наконец, горизонтальная «договорная децентрализация» управления даст возможность согласовывать ресурсы партнеров-заказчиков с качеством квалификаций рабочих, мастеров, ремесленников, фермеров, предпринимателей и перейти «от рынка дипломов к рынку квалификаций». А многофункциональные центры профессиональных квалификаций будут эффективным инструментом решения этой задачи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опорное учреждение краевой стажировочной площадки
Двойное опережение подготовки педагогов
Проект Челябинской области по развитию региональной системы компетенций и квалификаций
Сертификация квалификаций: процесс пошел
Знак вопроса похож на петлю
Дайджест № 117 «Аккредитация в образовании»
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Актуальность и перспективы дуального обучения
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена в Великом Новгороде

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ