Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Юристов много, достаточно ли компетенций?

Отечественные специалисты твердо и обоснованно убеждены, что юрист не может считаться таковым, пока у него имеется диплом бакалавра. Спешка в реформировании юридического образования может привести к тяжелейшим последствиям.

Просмотров: 2870
Л.А. АНДРЕЕВА, Филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Великий Новгород, доцент, кандидат юридических наук, независимый эксперт, аккредитованный при Министерстве юстиции РФ

Пусть учатся, если хотят

В России все еще обсуждается реформа высшего профессионального образования. Например, одним из дискуссионных вопросов является финансирование. Безусловно, приоритет нужно отдать государственному финансированию – как непосредственному, так и опосредованному. Ведь при такой форме интересы государства и гражданина совпадают. Государство получает определенное количество необходимых специалистов, а гражданин – высшее образование, которое за свои деньги ему было бы недоступно. Но государство не может «взвалить на свои плечи» финансирование всей сферы высшего образования и потому прибегает к помощи крупных собственников. Частно-государственное партнерство устанавливается в основном в сфере подготовки специалистов технических направлений. Чаще всего гражданам приходится учиться на юристов за свой счет.

Требует осмысления и подход к формам обучения. Подготовка по очной форме ведется на бюджетной и платной основах. Именно этот вид оплаты государство должно использовать как регулятор, стремясь избавиться от избытка специалистов в какой-либо отрасли и направляя на подготовку новых кадров минимум бюджетных средств. В юриспруденции перенасыщение рынка труда может стать сигналом для перехода исключительно на платное образование. Но государство никоим образом не должно препятствовать гражданам в стремлении получить высшее профессиональное образование. За свои деньги люди пусть учатся «на кого хотят» и в дальнейшем сами несут ответственность за свой выбор.

В обществе сложилось мнение, что существует избыток юристов. Действительно, юристов много, а хорошего – не найти. Избыток увеличивает конкуренцию, расширяет для работодателя возможности выбора. Соответственно, в этом случае и государство, и гражданин не в накладе, их интересы совпадают.

В системе ВПО очень большой сегмент занимает обучение по заочной форме. Именно оно должно быть платным. Каждый гражданин за свои деньги проходит своеобразный юридический всеобуч. Кому от этого плохо? Только бюрократам и юристам, занимающим не свое место. Юридически грамотные граждане со знанием дела смогут отстаивать свои права и свободы и, если займутся этой деятельностью профессионально, могут создать мощную конкуренцию на рынке юридических услуг. А поскольку подготовкой юристов занимается большое количество вузов и их филиалов, конкурентоспособность для выпускников имеет особое значение.

Введите табель о рангах

Проводимая в рамках Болонского процесса реформа отечественной высшей школы проходит очень болезненно. Имея педагогическое и юридическое образование, полагаю, что некоторые изменения в подготовке юристов, новые образовательные стандарты, безусловно, принесут пользу, но вместе с тем отдельные направления подготовки бакалавров требуют более прочного правового и педагогичес-
кого фундамента.

Современная ситуация с выпуском юристов не устраивает ни государство, ни работодателей. Однако эту проблему не решить путем заключения договоров с государственными или частными организациями. Следует соотнести структуру должностей для юристов – государственных служащих на федеральном, и региональном уровнях с уровнями бакалавриата или магистратуры. То же самое необходимо сделать и по отношению к органам местного самоуправления – установить уровни юридического образования, исходя из структуры аппарата и содержания отдельной муниципальной должности. Для решения этой проблемы можно составить «табель о рангах» для лиц, получающих юридическое образование, с указанием перечня должностей, которые могут занимать выпускники – бакалавры и магистры.

Куда девалась идея общественного служения?

Проблемой качественной подготовки юристов является нравственная составляющая. Образовательный стандарт бакалавриата рассматривает общекультурные компетенции в совокупности с профессиональными. Именно такая подготовка служит реальным механизмом социализации права. Вместе с тем, правоохранительная и правоприменительная деятельность все больше посвящаются созданию новых карательных правовых структур, а не основным правовым ценностям. В результате правовая система становится все более оторванной от реальных потребностей российского общества, а юридическое образование утрачивает связь с основными моральными ценностями. Общекультурные компетенции – такие как осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным
уровнем профессионального правосознания, соблюдение принципов этики, культура поведения, работа в коллективе, нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону – остаются только на бумаге. Из юридического образования исчезает моральная составляющая, юристы начинают осознавать себя только профессионалами, предпринимателями или чиновниками. Происходит переоценка ценностей: в юристе больше ценится преданность заказчику, лояльность, конформизм. В итоге высшее образование не воспроизводит правовые ценности, среди которых главная – идея общественного служения. Кроме того, из-за ограниченного количества и структуры основных образовательных программ бакалавриата стандарт по «Юриспруденции» не обеспечен достаточным количеством компетенций.

Юридическое образование в России в последнее время постепенно превращается в государственно-частную программу юридического всеобуча. Такой подход, выполняя определенные функции социализации, в принципе не способствует профессионализму выпускников. Представляется, что эту проблему нужно решать, принимая на бюджетные места не школьников, а граждан, имеющих стаж работы не менее двух лет и некий профессиональный и жизненный опыт.

Оглянемся на то, что было

Следует обратить внимание и на жесткое ограничение по количеству часов, отведенных на освоение программ бакалавриата, что неизбежно отразится на качестве подготовки. Так как отраслевое законодательство бурно развивается, студент не сможет усвоить весь объем необходимой информации, и его знания будут фрагментарны. А бакалавр, не имеющий фундаментальных знаний по теории государства и права и основам отраслевого законодательства, – бесполезен, а иногда и «опасен» для правоприменительной деятельности. Полагаю, что система образования, которая была ранее, имела массу положительных моментов. В частности, она предполагала оптимальное соотношение остепененных и иных преподавателей. В процессе обучения участвовали практические работники. Сейчас их приток сократился из-за увеличения интенсивности труда юристов и низкой зарплаты в вузе. Это не может не отразиться на качестве знаний выпускников.

Весьма проблематично участие преподавателей головного вуза в учебном процессе в филиалах.

И дисциплин, и часов должно быть больше

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов по «Юриспруденции» показывает, что они упорядочили требования по подготовке бакалавров. Но…

Прежде всего, решая вопросы содержания высшего юридического образования, необходимо было сформулировать его новое видение, роль и значение для будущего России. А приступая к подготовке юристов по многоуровневой системе, в стандарты следовало включить все те дисциплины и спецкурсы, которые позволят выпускникам вузов адаптироваться в новых условиях развития государства и общества.

Структура ООП бакалавра состоит из трех циклов: гуманитарный, социальный и экономический, информационно-правовой и профессиональный. Считаю, что к этому нужно добавить дисциплины математического цикла, такие как «Информационные технологии в юридической деятельности» и «Юридическая техника». Ведь в современной юридической практике значительно увеличился объем нормативно-правовой, криминологической, уголовной и другой информации, которая требует математической обработки и интерпретации.

Базовая часть профессионального цикла государственного стандарта по юриспруденции бакалавров включает достаточное количество дисциплин. Однако их набор и количество часов, отведенных на изучение каждой, требуют корректировки. Очевидно, что необходимо увеличить время на изучение блока административно-правовых дисциплин. Это позволит расширить профессиональные возможности выпускников в решении практических вопросов государственного управления, применения норм административного права, квалифицированной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Считаю, что лучше ввести в государственный образовательный стандарт «Административное процессуальное право» и «Административное право зарубежных стран» как самостоятельные дисциплины, чем делить курс «Административное право» на две части.

Наряду с традиционными задачами ФГОС ставит новую – подготовить бакалавров к нормотворческой деятельности. Такая задача недостижима для филиалов, поскольку на местах действует очень мало государственных и муниципальных органов и учреждений, имеющих особый нормотворческий процесс и способы регулирования правовых отношений.

Постскриптум

Отечественные специалисты твердо и обоснованно убеждены, что юрист не может считаться таковым, пока у него имеется диплом бакалавра. Спешка в реформировании юридического образования может привести к тяжелейшим последствиям. Процессы, происходящие сейчас в сфере подготовки специалистов с высшим профессиональным юридическим образованием, нужно подвергнуть комплексному и системному анализу, на основании которого и откорректировать содержание новых государственных стандартов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Внеучебная работа в филиале РГГУ в г. Георгиевске
Главный результат работы вуза – востребованность его выпускников
Слагаемые качества юридического образования
Филиал с идеалами
Взаимовыгодный союз образования, науки, производства
Отраслевая наука в большом долгу у практики
В научно-инновационном поиске
Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Гуманитарная составляющая
Как вписать российское зодчество в международный формат

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ