Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ярославская область: образовательный портфель региона

Сегодня Ярославская область – один из успешно развивающихся регионов страны. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года закрепляет перспективность позиционирования Ярославля как межрегионального центра со значительно более высоким уровнем развития системы образования, чем в соседних областях.

Просмотров: 2179

Образовательный портфель региона: приоритеты и результаты

И.М. ЛОХАНИНА, советник губернатора Ярославской области, кандидат экономических наук, доцент

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ в сентябре 2011 года, закрепляет перспективность позиционирования Ярославля как межрегионального центра со значительно более высоким уровнем развития системы образования, чем в соседних областях.

Залогом обеспечения ведущих позиций Ярославской области в сфере образования является ее кадровый потенциал, в формировании которого активную роль играют высшие учебные заведения региона. Количественные характеристики территориальной сети высшего профессионального образования были представлены в авторской публикации «Регион с сильным кадровым потенциалом» («АО», сентябрь, 2010).

Достигнутые в 2011 году результаты деятельности учреждений ВПО, расположенных на территории области, подтверждают поступательность развития сферы.

Приемная кампания прошедшего года стала базовым этапом практического перехода системы высшего образования на уровневую подготовку. Образовательные учреждения провели большую подготовительную работу по открытию новых образовательных программ, и по итогам приема в состав студентов зачислены 10 654 человека для обучения по 135 новым профессиональным образовательным программам, в том числе по 89 программам подготовки бакалавров, 17 – специалистов и 39 – магистров.

Открытие подготовки по новым программам в рамках реализации образовательных стандартов третьего поколения не ограничивалось лишь техническим обеспечением их соответствия программам, определенным Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО). При формировании образовательного портфеля вузами учитывались потребности рынка труда и приоритетные направления развития экономики. Как результат впервые был осуществлен набор по новым для региона программам подготовки: «Градостроительство», «Гостиничное дело», «Электроника и наноэлектроника», «Таможенное дело», «Правоохранительная деятельность», «Экономическая безопасность» и др. В структуре контингента обучающихся произошло перераспределение между различными профилями подготовки. В частности, увеличилась доля программ технического направления при значительном сокращении масштабов экономических образовательных программ.

Несмотря на снижение объемов государственного задания на подготовку специалистов, установленных вузам региона по результатам общероссийского конкурса, абитуриенты 2011 года из числа выпускников дневных школ имели расширенные возможности по реализации права на бесплатное профессиональное образование. На каждую сотню выпускников дневных общеобразовательных учреждений области приходилось 82 бюджетных места очной формы обучения, что в значительной степени способствовало и притоку абитуриентов из других субъектов Российской Федерации.

В условиях современной экономики сфера профессионального образования становится одним из основных факторов обеспечения стратегической конкурентоспособности предприятий области и Верхне-Волжского региона в целом. Немалую роль играет инновационная активность образовательных учреждений, направленная на повышение уровня кооперации предприятий региона, органов власти и учреждений профессионального образования с целью создания производственных кластеров, выпускающих востребованную конкурентоспособную продукцию.

Новым перспективным направлением инновационного развития области является создание фармацевтической отрасли. Концепция развития Ярославского регионального кластера фармацевтической индустрии и инновационной медицины, принятая Координационным советом при губернаторе в июне 2010 года, является составной частью Стратегии экономического развития и закреплена областной целевой программой.

В Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года Ярославская область представлена как перспективный регион для размещения новых фармацевтических производств, обладающий широким диапазоном возможностей для создания мощной научно-производственной и технической базы фарминдустрии.

На сегодняшний день в регионе реализуется шесть проектов создания высокотехнологичных производств, в которых участвуют международные компании «Р-Фарм», «Никомед Групп», «НТ-фарма» (совместно с государственной корпорацией «Роснанотех»), «Вита-Фарма» и другие. Общий объем предполагаемых инвестиций на территории Ярославской области в течение двух ближайших лет составит 7,6 млрд. рублей.

Значение фармацевтического кластера в экономике области и наличие действующих соглашений с ведущими фармацевтическими компаниями предопределили участие региона в конкурсе региональных программ развития образования, который был проведен в минувшем году Минобрнауки в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Конкурсный проект, разработанный на базе ОЦП «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы и подкрепленный ассигнованиями областного бюджета, позволил региону войти в число победителей по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации» и обеспечить привлечение средств федерального бюджета.

Практика модернизации профессионального образования в регионе отчетливо диктует потребность объединения усилий всех его уровней и выстраивания полноценных механизмов обеспечения квалифицированными кадрами рабочих и специалистов всех отраслей экономики. Интеграционный принцип построения фармацевтического кластера направлен на объединение компетенции и опыта ведущих фармпроизводителей, дистрибьюторов лекарственных препаратов, проектных компаний в области создания современных производств, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, научно-исследовательских центров, разработчиков новых лекарственных средств и органов власти как координатора этого процесса.

Участниками создания и развития кластера выступают государственные образовательные учреждения трех уровней профессионального образования: высшего – Ярославский государственный технический университет (ЯГТУ), Ярославская государственная медицинская академия (ЯГМА), Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ), Ярославский государственный университет им.
П.Г. Демидова (ЯрГУ); среднего – Ростовский политехнический техникум; начального – химико-технологический лицей.

Для образовательных учреждений это сотрудничество является дополнительным фактором развития, сопровождающимся обновлением содержания образовательных программ и материально-технической базы, созданием перспективных возможностей для трудоустройства выпускников.

На основе межуровневого и межпрофильного взаимодействия образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти региона в ходе реализации проекта должны быть решены следующие ключевые задачи:

  • совершенствование прогнозирования кадровых потребностей экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров;
  • повышение востребованности выпускников профессионального образования на региональном рынке труда;
  • совершенствование территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда;
  • повышение эффективности реализации программ профессионального образования, ориентированных на потребности стратегических и конкурентоспособных отраслей экономики;
  • формирование региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;
  • внедрение новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования;
  • развитие кадровых ресурсов этой системы.

Реализация этих направлений предполагает использование профильных преимуществ каждого вуза. ЯГТУ и ЯрГУ интегрируются на создании лаборатории аналитической химии, функционирующей на принципах коллективного пользования. Перед ЯГПУ поставлена задача разработки комплекса методических материалов по организации профориентации учеников старших классов и учебно-методических комплексов по элективным программам в рамках профильного обучения общеобразовательных школ. ЯГМА рассматривается как базовая площадка осуществления непосредственной подготовки фармацевтов, а также как центр исследований по проведению доклинических и клинических испытаний новых лекарственных препаратов.

Особое место в формировании инфраструктуры создаваемой фармацевтической отрасли отводится центру трансферта технологий, разработки инновационных и импортозамещающих лекарственных средств и подготовки кадров на базе ЯГПУ. Строительство центра осуществляется в рамках реализации ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», в состав участников которой университет вошел на основе серьезного конкурсного отбора.

К 2014 году в Ярославле планируется построить здание общей площадью 8,6 тыс. кв. метров, где по типу бизнес-инкубатора будут размещаться химические и биоскрининговые исследовательские лаборатории, помещения для проведения доклинических исследований по стандартам GLP, разнообразные технологические и внедренческие платформы, административные сопровождения, офисы и представительства компаний-резидентов фармацевтического кластера. Кстати, очень вероятно, что этот перечень будет дополнен центром контроля качества лекарственных средств.

В последние два года государственными вузами региона проделана значительная работа по коммерциализации научных разработок. В рамках исполнения федерального закона № 217 ведущими образовательными учреждениями организована работа по внедрению результатов интеллектуальной деятельности на основе создания малых инновационных предприятий.

На сегодняшний момент на территории области по инициативе вузов зарегистрированы 38 хозяйственных обществ, уставные капиталы которых сформированы за счет внесения исключительных прав образовательных учреждений на использование объектов интеллектуальной деятельности. Соучредителями таких малых предприятий выступают также сотрудники вузов и частные предприниматели.

Наибольшее число предприятий создано университетами технического профиля: 14 – Ярославским государственным техническим университетом и 8 – Рыбинским государственным авиационным техническим университетом. В целом здесь организованы 207 рабочих мест, 40 процентов из которых занимают аспиранты, выпускники и студенты названных вузов. Наиболее приоритетными сферами деятельности этих хозяйственных обществ являются энергосбережение, информационные технологии, нанотехнологии, двигателестроение, агрохимикаты, технологические процессы литейного производства и другие.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова выступил учредителем в создании 12 малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в сфере информационных технологий, физических исследований, инновационного программирования, менеджмента.

В настоящее время ряд предприятий на конкурсной основе получил грантовую поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Большинство из созданных предприятий находится на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отдельные из них, созданные в 2010-2011 годах, уже вышли на уровень окупаемости затрат и рентабельности выполненных работ.

Значительным шагом, обеспечивающим развитие инновационной деятельности вузов, явилось принятие правительством области ОЦП развития и поддержки инновационной деятельности на 2012-2014 годы, в качестве цели которой определено повышение инновационной активности путем создания региональной инновационной системы и обеспечения её функционирования.

Достижение цели строится на основе реализации ряда проектов.

Так, на основе проекта инновационной системы и портфеля приоритетных проектов будет реализована комплексная система поддержки субъектов инновационной деятельности, ориентированная на создание качественно новой продукции и её продвижение на российский и международный рынки.

Вместе с определением и поддержкой перспективных инновационных проектов предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на поддержку проектов, связанных с обучением, переподготовкой и повышением квалификации работников и менеджеров предприятий, студентов и аспирантов, имеющих инновационные разработки, организацией стажировок в компаниях и организациях инновационной инфраструктуры.

Программой предусмотрена финансовая и информационная поддержка вновь созданных малых инновационных предприятий и индивидуальных предпринимателей в период первого года их деятельности, а также уже существующих субъектов в форме предоставления субсидий и грантов на реализацию проектов и проведение исследований в вузах. Финансовая поддержка будет оказана и созданным при них малым инновационным компаниям, имеющим наукоемкие разработки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Система контроля образовательного процесса в СамГУПС
Кадровый потенциал Ярославской области
Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив
Новые стандарты – новые задачи
Новый виток развития регионального образования
Ярославская область: история успеха
Модернизация начального и среднего профобразования Сибири
Ярославская область: региональный обзор
Казань – центр образования и науки
«Северсталь»: опыт социального партнерства с учебными заведениями

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ