Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Интернет на службе гарантии качества образования

На протяжении четырех недель 88 экспертов, представляющих 21 организацию сети APQN из 17 стран региона, обменивались опытом и идеями. Интересно, что организаторы приветствовали участие в форуме не отдельных представителей, а команд от агентств гарантии качества (до 5 человек).

29.11.2010
Просмотров: 2292

Ж.О. Кузьминых, методист Нацаккредцентра, кандидат педагогических наук

Ярким свидетельством того, насколько актуальны сегодня вопросы качества образования, стал III Международный Интернет-форум Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) «Лучшая практика систем внешней гарантии качества в высшем образовании», проходивший с 4 по 25 октября 2010 года.

Организация и стиль работы

На протяжении четырех недель 88 экспертов, представляющих 21 организацию сети APQN из 17 стран региона, обменивались опытом и идеями. Интересно, что организаторы приветствовали участие в форуме не отдельных представителей, а команд от агентств гарантии качества (до 5 человек). Россию представлял коллектив Национального центра общественно-профессиональной аккредитации (директор В.Г. Наводнов, заместитель директора Г.Н. Мотова).

Ходом многопланового обсуждения форума руководили признанные в мире специалисты в области гарантии качества: Каманто Сунарто (Национальное аккредитационное агентство для высшего образования, Индонезия), Иринг Вассер (экс-директор Аккредитационного агентства по инженерным образовательным программам, Германия; в настоящее время – директор аудита Агентства качества университетского образования, Австралия), Хазман Шах Абдулла (Малайзия), Рама Кондапалли (Национальный совет по оценке и аккредитации, Индия). Умение этих профессионалов организовать обсуждение, поддержать его ход и сделать выводы во многом определило успех мероприятия.

Каждая из четырех недель форума была посвящена определенному аспекту функционирования систем гарантии качества:

  1. поиск, обучение и привлечение экспертов для работы в системах внешней гарантии качества;
  2. помощь вузам в проведении эффективного самообследования;
  3. внешняя экспертиза вузов;
  4. внутривузовские системы гарантии качества.

Предлагаем нашим читателям краткий обзор итогов форума

Неделя первая.

Привлечение специалистов к внешней экспертной деятельности.

Как выяснилось в начале обсуждения, вопросы привлечения специалистов к участию во внешней экспертной деятельности являются животрепещущими для большинства участников форума.

Агентства из Камбоджи и Самоа предложили проведение открытых конкурсов как эффективный метод поиска подходящих кандидатов.

Дальнейший обмен мнениями показал, что в большинстве систем гарантии качества кандидатуры экспертов выдвигаются коллегиально ассоциациями университетов, работодателей и профессиональными союзами на основании четких критериев. Общими подходами в данном вопросе являются наличие квалификации в области дисциплины, качество преподавания которой подлежит оценке, опыт работы в академической и/или профессиональной среде, управленческий стаж в сфере образования, методическая грамотность, знание специфики вузовских систем управления качеством.

ГОНКОНГ. Совет по аккредитации академических и профессиональных квалификаций (the Hong Kong Council for Accreditation of Academic and Vocational Qualifications – HKCAAVQ).

– Мы поддерживаем базу данных специалистов, которые могут участвовать в различных видах деятельности агентства HKCAAVQ. Включение специалиста в базу осуществляется после его номинирования на экспертную работу сроком, как правило, на три года. При составлении комиссий эксперты из базы данных привлекаются в соответствии с областью их квалификации и, что очень важно, на основании эффективности их прошлого опыта экспертной деятельности. Сейчас мы разрабатываем количественные методы оценки деятельности экспертов. Обучение проводится как на регулярной основе, так и по мере необходимости. Прохождение специалистом обучения – еще один критерий для его зачисления в члены экспертной комиссии.

Агентство по квалификациям из Малайзии (Malaysian Qualifications Agency) добавило к «портрету идеального эксперта» такие «штрихи», как эрудиция, широта взглядов, морально-нравственная зрелость, умение слушать и выступать на публике, умение анализировать и принимать обоснованное решение, цельность характера.

Аккредитационный комитет Камбоджи (Accreditation Committee of Cambodia) предъявляет к потенциальным экспертам требования по умению эффективно работать в команде, подготовить и представить отчет.

Председатель комиссии должен обладать как академическим, так и управленческим опытом.

Интересный комментарий касался «возрастного ценза» для внешних экспертов, а именно: комиссия должна быть сбалансирована по возрасту, чтобы не было проблемы «превосходства по старшинству».

Большинство участников форума подчеркнули значимость создания регулярно обновляемых баз данных (агентства из Китая, Гонконга, Камбоджи), которые позволяют оперативно и эффективно осуществлять поиск экспертов в соответствии с областью их специализации.

В ходе обсуждения вопросов поиска кандидатов в эксперты обнаружилось, насколько остро они стоят в небольших странах, где сложно найти необходимое число экспертов в силу элементарной нехватки квалифицированных специалистов. Выяснилась и еще одна проблема малых государств: конфликт интересов при проведении внешней экспертизы.

Конфликт интересов

Агентства из Восточного Тимора и Самоа привели факторы, из-за которых конфликт интересов в ходе внешних обследований вузов практически неизбежен: географическая близость вузов друг к другу, традиционно сильные кровные и этнические связи. Так, например, в Восточном Тиморе 9 из 11 вузов расположены в г. Дили (столице), большинство преподавателей работает с неполной нагрузкой в нескольких вузах города.

ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР. Национальная комиссия по оценке и аккредитации образования (National Commission for Academic Assessment and Accreditation – NCAAA).

Стратегии привлечения экспертов и предотвращения (минимизация риска) конфликта интересов при проведении внешней экспертизы вузов:

  • отбирать экспертов – уроженцев разных регионов, представителей различных культур (хотя Восточный Тимор – маленькая страна с единой культурой, здесь существует большое разнообразие диалектов, языков, традиций);
  • отбирать экспертов, закончивших разные учебные заведения;
  • избегать большой разницы в возрасте между членами экспертной комиссии;
  • вводить в состав комиссии одного наблюдателя от агентства гарантии качества и, по возможности, второго внешнего наблюдателя из-за рубежа;
  • подписывать декларацию об отсутствии конфликта интересов;
  • обеспечить достойное финансовое вознаграждение экспертов в соответствии с уровнем их профессионализма.

Представители агентства из Гонконга сообщили, что проблема конфликта интересов становится для них все более актуальной. Это связано с тем, что агентство в настоящее время развивает аккредитационную деятельность в сфере среднего профессионального образования, в которой – в отличие от сектора высшего образования – процедура внешней экспертизы воспринимается негативно. Как один из путей преодоления проблемы коллеги предлагают отход от традиционной модели проведения внешнего обследования в сторону экспертизы специфических аспектов работы вуза узкими специалистами – своего рода «показания экспертов в ходе судебного заседания». Здесь коллеги усматривают сложность в том, каким образом формализовать данный процесс, чтобы он стал понятным для всех вовлеченных сторон.

КАМБОДЖА. Аккредитационный комитет.

Кандидаты обязаны пройти подготовку, которая включает теоретический и практический компоненты. В рамках теоретической подготовки перед будущими экспертами выступают лекторы, опытные специалисты в сфере гарантии качества. Практический компонент обучения предполагает проведение семинаров, на которых участники делятся собственными наработками, обсуждают зарубежный опыт гарантии качества и прочее. Кроме того, кандидаты должны провести «учебное обследование» одного из заранее отобранных организаторами вузов. По итогам подготовки и проведенного обследования экспертам выдается сертификат аудитора Аккредитационного комитета Камбоджи.

В связи с тем, что проблема оказалась актуальной для большинства участников форума, было предложено немало вариантов минимизации и предотвращения конфликта интересов. Почти у всех агентств-участников разработаны и применяются декларации об отсутствии конфликта интересов и кодексы поведения эксперта во время визита в вуз. Во многих странах мониторинг и оценка работы коллег до, во время и после внешней экспертизы используются как фактор отбора лучших кандидатов и способ идентификации потенциальных источников конфликтов.

В качестве важного условия минимизации риска взяточничества участники указывали достойное финансовое вознаграждение работы экспертов. Другая действенная мера, по мнению участников форума, – адекватные механизмы реагирования на апелляции и жалобы.

КИТАЙ. Chinese-foreign Cooperative Education – SEEI.

Чтобы дать экспертам четкое представление об их обязанностях, им предлагается выполнить домашнее задание теоретического характера, провести обследование вуза, сдать экзамен, подтверждающий знания и умения в области оценки качества высшего образования. Квалификационное свидетельство эксперта выдается только тем, кто активно участвовал в обучении и справился со всеми заданиями. Сведения из резюме эксперта и о его исследовательской работе заносятся в базу данных. Свидетельство действительно два года, затем эксперт обязан подтверждать свою квалификацию.

Еще один способ минимизировать риск конфликта интересов – увеличить число членов комиссий.

Большинство участников форума считает, что «страховочной сеткой» в работе комиссии должны быть документальное обоснование выводов комиссии и коллегиальность в принятии решений. Огромное значение в предотвращении конфликта интересов, обеспечении слаженной работы команды и установлении деловой, объективной, независимой атмосферы все участники форума отвели личностным и профессиональным качествам председателя комиссии.

Форум показал также, что в большинстве систем гарантии качества эксперты назначаются на ограниченный срок и обязаны периодически подтверждать свою квалификацию. Так, агентства из Китая, Камбоджи, Вьетнама, Австралии назначают экспертов сроком на два года (Гонконг – на три), а затем они должны возобновлять «лицензию на экспертную деятельность».

РОССИЯ. Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации.

Россия также имеет опыт отбора и подготовки экспертов с 2005 года. Кандидат в эксперты должен иметь академическое признание и квалификацию (ученую степень и звание), опыт работы в вузе на руководящих должностях, опыт экспертной деятельности. Кандидатов в эксперты рекомендуют вузы – «имя» вуза тоже играет весомую роль. Эксперты проходят очное теоретическое и практическое обучение и стажировку в составе комиссий. Результаты своего опыта представляют в качестве итоговой работы на ежегодных конференциях экспертов. Показательным фактом активной вовлеченности экспертов является их инициатива по созданию в 2006 году Гильдии экспертов, которая осуществляет методическую, информационную и координационную поддержку специалистов этого профиля.

Обучение кандидатов

Почти все участники едины во мнении: экспертов надо целенаправленно готовить к работе в составе комиссий. В разных странах акценты расставлены по-разному. В большинстве агентств эксперты обязаны пройти подготовку прежде, чем проводить внешнюю экспертизу. Другие допускают обучение эксперта «на рабочем месте» путем включения новичка в состав опытной экспертной комиссии (Агентство по квалификациям, Малайзия). В некоторых системах экзамены и мониторинг деятельности коллег во время обучения используются в качестве критерия для номинирования кандидатов на участие в экспертных комиссиях.

Неделя вторая.

Визит экспертной комиссии в вуз

Во время второй недели форума его участники делились между собой опытом эффективного посещения вузов в рамках программной и институциональной аккредитации, обследований и аудитов. В ходе обсуждения было выявлено, что, несмотря на все различия между молодыми и опытными агентствами разных стран, последовательность этапов внешнего обследования практически везде одинакова: подготовительная стадия, непосредственно визит экспертной комиссии в вуз, процессы принятия решений, собеседования «на выходе», процедуры по итогам экспертизы. Вместе с тем, агентствами-участниками были предложены интересные организационные моменты при проведении визитов в вузы.

Все участники были едины во мнении: визит в вуз в большинстве случаев – обязательная и необходимая часть «правильного» процесса внешней гарантии качества. Посещение вуза делает возможной качественную оценку факторов, которые невозможно документально подтвердить в письменном представлении: например, интеллектуальной атмосферы вуза, нравственных и профессиональных качеств его сотрудников, моральных качеств студентов и др.

Представители вьетнамского Агентства по аккредитации профессионального образования (Vocational Accreditation Department, DVT) поделились наблюдениями о том, что культурные особенности могут быть помехой в реализации подхода, при котором слишком большое значение отводится аудиторскому визиту. Например, в одном из обследуемых вузов во время собеседования со студентами последним параллельно было предложено письменно заполнить предложенные анкеты. В результате, данные анкетирования оказались гораздо более информативными и полезными, чем устные беседы со студентами, поскольку молодые люди очень скованно себя чувствовали в официальной обстановке.

Большинство участников обсуждения было едино во мнении: заблаговременная подготовка визита экспертной комиссии – важнейший фактор успеха процедуры обследования.

Вместе с тем, взгляды на то, какие функции должны выполнять сотрудники агентств гарантии качества, а какие – эксперты (аудиторы), различны.

В одних системах сотрудники агентств проводят предварительную оценку отчета о самообследовании/досье вуза и обладают полномочиями запрашивать у него дополнительную информацию, уточнять детали и т.д. В других системах гарантии качества начальный этап обследования выполняют члены экспертных комиссий: они готовят, анализируют данные представленной вузом документации, вырабатывают проект отчета, который затем упорядочивается сотрудниками агентства гарантии качества и направляется в вуз для комментариев (Китай, Гонконг, Малайзия).

В некоторых странах сотрудник агентства официально является членом экспертной комиссии, в других – он исполняет функции секретаря экспертной комиссии.

Агентство Гонконга в качестве эффективной практики описало принятую «политику без сюрпризов»: члены экспертной комиссии должны ставить вуз в известность о любых сомнениях и вопросах, которые возникают в ходе процесса внешней гарантии качества (от изучения чтения отчета о самообследовании и дополнительной информации – вплоть до последней встречи в вузе). Такая политика призвана обеспечить принимающей стороне широкие возможности реагировать на любые сомнения комиссии, а также чувство того, что вуз – это полноправный участник процесса гарантии качества.

Продолжительность визита в вуз варьируется в разных агентствах, в основном, от двух до пяти дней и зависит от таких факторов, как размер вуза, количество программ, подлежащих экспертизе, количество объектов, в которых осуществляется учебный процесс и др.

ИНДИЯ. Национальный cовет по оценке и аккредитации (the National Assessment and Accreditation Council – NAAC).

В последний день визита на заключительной встрече с сотрудниками обследуемого вуза экспертная комиссия передает главе учебного заведения подписанный отчет по итогам работы. Отчет основан на семи критериях и содержит информацию по 36 ключевым аспектам, сильным и слабым сторонам вуза, его проблемам и возможностям, а также рекомендации по дальнейшему развитию учебного заведения. Если в отчете имеется какая-либо фактическая ошибка, которую вуз хотел бы обсудить с комиссией, по этому вопросу достигается согласие.

Программы собеседований, интервью и обмена мнениями с заинтересованными сторонами имеют много схожего в разных странах. Многие участники форума первым пунктом программы визита в вуз указали встречи с руководством учебного заведения.

Однако одно агентство начинает посещение вузов с интервью со студентами, чтобы, прежде всего, узнать их мнение, а потом посмотреть, как оно преломляется в последовательно проводимых встречах с руководителями вуза, персоналом и т.п.

Практически все участники форума были солидарны, отметив центральную роль председателя экспертной комиссии, его профессионализма и мастерства в следовании ранее согласованным стратегии и подходу к проведению визита.

Прозвучало также мнение одного из высших учебных заведений о том, что вопросы для каждой встречи в рамках посещения вуза должны предоставляться заранее, поскольку это, в конечном счете, не устный экзамен, а процесс обнаружения фактов.

Что касается заключительного этапа посещения вуза, общим для большинства агентств является то, что председатель комиссии выступает перед сотрудниками вуза с устным докладом, в котором обозначены сильные стороны программы/вуза, а также проблемные зоны и рекомендации для совершенствования.

В одном из комментариев говорилось о важнейшей, на наш взгляд, проблеме – доверии между вузами и агентствами гарантии качества. Участник форума из Индии призвал коллег стараться доносить до вузов следующую идею: посещение проводится для того, чтобы учебные заведения имели возможность продемонстрировать эффективность своей работы, о которой пишут в отчетах о самообследовании. Конструктивный диалог – это альфа и омега взаимоотношений между агентствами гарантии качества и высшими учебными заведениями. Только взаимное доверие и готовность к сотрудничеству могут победить напряженность и конфронтацию при прохождении вузами внешнего обследования.

Обсуждая основные проблемы, возникающие при подготовке отчетов по итогам внешней экспертизы вузов, агентства выделили низкое качество подготовки вузами отчетов о самообследовании, противоречия между представленным отчетом и реальной ситуацией в вузе, расхождения в интерпретации критериев и рекомендаций между экспертными комиссиями и вузами.

Недели третья и четвертая.

Самообследование и развитие внутренних систем гарантии качества

Центральной темой третьей недели форума стало, казалось бы, неизбежное противоречие между помощью вузам в подготовке качественных отчетов о самообследовании и соблюдении агентствами принципов объективности и независимости в оценке деятельности учебных заведений. Многие участники отстаивали мнение о том, что если агентства будут консультировать вузы по вопросам написания отчетов о самообследования, они окажутся в ситуации, в которой придется оценивать собственную работу. Вокруг этих двух полярных мнений и концентрировались примеры хорошей практики, приведенные на форуме.

Позиции большинства участвующих в дискуссии схожи в том, что агентства гарантии качества не должны оказывать вузам никакой помощи в подготовке содержательной части отчета о самообследовании. Агентства солидарны в том, что уровень подготовки отчетов – это показатель зрелости внутривузовских систем гарантии качества.

РОССИЯ. Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации.

Опыт, накопленный в России за более чем пятнадцать лет работы по подготовке вузов к аккредитации, позволяет говорить о том, что агентства гарантии качества должны задавать формат отчета о самообследовании, чтобы избежать избыточной информации и дать вузам ориентиры в подготовке отчета. Необходимо проводить тренинги, консультировать вузы, предупреждать их об ошибках и ответственности за недостоверную информацию.

Отчет о самообследовании – это результат большого и важного процесса изучения и анализа вузом собственной деятельности. Во время семинаров, тренингов, деловых игр самообследование рассматривается как неотъемлемый элемент внутривузовских систем гарантии качества.

Это своего рода «подход от обратного»: когда даются рекомендации по организации (ни в коем случае не по содержанию!) отчета о самообследовании, идет обсуждение с представителями вузов, как можно провести самообследование наиболее эффективно и результативно, в первую очередь, с пользой для самого вуза. Тем самым стимулируется развитие внутривузовских систем гарантии качества, культуры качества в высшем образовании России.

Организации из России и Индии высказали мнение о том, что самым эффективным способом помощи вузам со стороны агентств гарантии качества в подготовке и представлении отчетов о самообследовании является разработка и распространение грамотно построенного руководства по проведению аккредитации/оценки, в котором содержались бы критерии, стандарты, формы и подходы к проведению самообследования.

Вместе с тем, значительное число агентств-участников помогает вузам в подготовке эффективного отчета о самообследовании/создании и развитии внутренних систем гарантии качества посредством проведения семинаров и мастер-классов, создания баз данных об эффективной практике, ознакомления вузов с различными методиками.

В Камбодже наличие в вузах внутренних систем гарантии качества напрямую соотносится с национальными схемами финансирования. В этой стране вузы обязаны иметь действующие системы внутренней гарантии качества в соответствии с политикой, рекомендациями и инструкциями министерства образования. Вузы используют различные подходы к построению внутренних систем гарантии качества. Одни внедряют системы управления качеством в свою деятельность, другие создают особые подразделения, занимающиеся вопросами гарантии качества, третьи – проводят внутренний аудит качества до посещения вуза внешними экспертными комиссиями и т.д. При этом системы внутренней гарантии качества рассматриваются вузами как инструмент для эффективной подготовки к внешней экспертизе и аккредитации.

В Гонконге и Китае создание систем управления качеством является обязательным аккредитационным требованием, соответствие которому оценивается в ходе внешней экспертизы вузов.

Представители Китая отметили, что многие из китайских вузов уже обладают развитыми системами внутренней гарантии качества и поэтому не нуждаются в помощи агентств по их созданию и поддержанию. Для этого вузы либо сами обучают сотрудников, либо поручают это профессионалам в сфере управления качеством. Внешняя поддержка со стороны агентств гарантии качества здесь заключается в предоставлении руководства по проведению самообследования.

Коллеги из индийского Совета по оценке и аккредитации убеждены: основная сложность во внедрении систем внутренней гарантии качества – это способность вузов управлять этими системами. Поэтому правительствам и агентствам гарантии качества необходимо оказывать вузам помощь в виде обучения, технической поддержки и рекомендаций. Само индийское агентство NAAC поддерживает вузы, предоставляя им рекомендации по созданию (структура и функции), функционированию (обучение) и управлению системами внутренней гарантии качества. При этом NAAC работает в партнерстве с Университетской комиссией по грантам (University Grants Commission – UGC) относительно укрепления систем внутренней гарантии качества для непрерывного и постоянного развития и повышения значимости, эффективности и надежности образовательного процесса в вузах. Для этого UGC согласилась финансово поддерживать вузовские подразделения, занимающиеся вопросами развития систем внутренней гарантии качества.

В заключение обзора последней недели форума приведем комментарий-предостережение одного из участников форума: главной движущей силой систем внутривузовских систем менеджмента качества зачастую является необходимость реагировать на давление со стороны внешней гарантии качества, а не внутренний импульс к непрерывному совершенствованию качества образования в вузе. Это очень опасная тенденция, и ей нужно противопоставить истинную цель создания внутривузовских систем – развитие в вузах культуры качества для совершенствования образовательного процесса.

Прошедший форум отчетливо показал, что системы внешней гарантии качества в странах Азиатско-Тихоокеанского региона находятся на очень разных этапах развития. Вместе с тем, вопросы, которые волнуют разные агентства – молодые и опытные, мелкие и крупные, государственные и общественные, – оказались схожими. Активность, с которой организации участвовали в дискуссиях, также говорит о многом: профессиональное сообщество открыто для обмена идеями, опытом, знаниями.

Cеть APQN предоставила прекрасную возможность для такого общения, призвав Интернет на службу гарантии качества. Было обсуждено множество вопросов и тем, а сколько еще ждет своего часа! Это и проблемы привлечения к процедурам гарантии качества работодателей, и экспертиза программ дистанционного и электронного обучения, и обследование образовательных программ, предусматривающих присвоение двойных или совместных степеней.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: нацаккредцентр, качество образования, международное сотрудничество, apqn, ВПО, подробности, ао-43

Похожие материалы:
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Четвертый Болонский политический форум
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Россакредагентство – член ENQA
Престиж против денег (или в чем сейчас приоритет высшего учебного заведения)?
APQN: система поощрений как признание репутации
Качество образования как вектор развития вуза
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Модель оценки качества образовательной программы
Россия вошла в Европейский реестр гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#86Будущее университетов: желаемое и возможное
#86Задачи гражданско-патриотического воспитания
#87Рейтингование как инструмент развития
#87Роль университета на территории опережающего развития
#84Форпост региональной системы образования
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники